Адаптация учеников 1г класса.
Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика, у ребенка происходит смена ведущей деятельности, новое социальное окружение, в четвертых - одной из острых проблем, выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье, положительный стиль отношения к детям учителя первого класса, благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс, функциональная готовность к обучению в школе, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников.
В моём классе - 19 человек. В классе 12 мальчиков, 7 девочек.
Детский сад посещали:
д/с № 5 |
д/с №8 |
не посещали |
10 |
5 |
4 |
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья.
Группа по физкультуре: 1 основная – 2, 2 основная – 17.
Заболевания: плоскостопие – 1 (Д. Полина)
аденоиды – 1 (С. Оля)
СВЧГ – 2 (Е. Егор, П. Эдуард)
Пропуски в течение 1 четверти – 81 день (324 урока), из них по болезни – 81день (324уроков).
В течение 1 четверти болели: М. Илья, Д. Полина, Е. Егор, К. Артур(2 раза), Э. Михаил, Ш. Кирилл, Я. Арина, П. Эдуард
Бесплатно питаются – 8 учеников, платно – 9. М. Илья не питается (заявление).
Группу продлённого дня посещают – 11учеников.
Зачитать социальный паспорт.
Занятость в кружках:
ДХШ |
ДМШ |
ДЮСШ |
ЦДТ |
2 |
- |
5 |
1 |
Посещение родительских собраний:
Присутствовало |
Отсутствовало |
|
1 – 10.09 |
14 |
5 |
2 – 7.10 |
17 |
2 |
Темы собраний:
1. Родительское собрание.
1.Физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Система взаимоотношений с ребёнком в период адаптации к школьному обучению.
3. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год.)
4. Выборы родительского комитета.
5. Организационные вопросы.
2 родительское собрание.
1. Как помочь детям учиться
2. Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.
3. Организационные вопросы.
Выбран родительский комитет в составе: Л. Елизавета Михайловна, Л. Елизавета Николаевна, Е. Дарина Михайловна, М. Светлана Николаевна, Ф. Лариса Анатольевна
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием психологической готовностью к обучению.
Одним из компонентом психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе
Психолог школы Спиркова Лариса Евгеньевна проверила уровень школьной мотивации.
Зачитать результаты.
Высокий уровень – 7%,
хорошая мотивация – 14%,
положительное отношение к школе – 43%,
низкая мотивация – 14%,
негативное отношение, школьная дезадаптация – 22% - это 5 часть класса
А что представляет собой школьная дезадаптация?
Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.
Другим важным компонентом психологической готовности к школе является умственная готовность к школе
В классе обучаются 4 детей с ЗПР: А. Рома, Н. Катя, П. Эдуард, М. Вика. 4 учащихся, у которых диагноз ЗПР снят: Н. Андриан, Ф. Илья.
С логопедом занимаются: Я. Арина, Н. Катя, А. Рома, М. Вика.
С 16 ноября занимается дефектолог: Н. Катя, П. Эдуард, А. Рома, Ф. Илья.
Причины, приводящие к неуспешности.
1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе:
-недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму (А. Рома, К. Артур, Н. Катя, Ф. Илья, Э. Миша).
-несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя.
При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками: А. Рома, К. Артур, Н. Катя, П. Эдуард, Ф. Илья, Ш. Кирилл, Э Миша
На 1 сентября читали 2 ученика: А. Ксюша и О. Ваня, читали по слогам 5 учащихся, буквы знали – 10 учащихся, не знали букв – 3 ученика.
В настоящее время зачитали все, кроме Н. Кати, А. Ромы и Ф. Ильи.
2.Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным.
К таким детям относятся А. Рома, Н. Катя, Э. Миша, К. Артур. М. Вика.
3.Завышенные ожидания родителей. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.
Это К. Артур, С. Оля, Р. Даша
Период адаптации в школе обычно составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.
По степени адаптированности моих учеников можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Это А. Ксения, О. Ваня, Д. Полина, Я. Арина, Е. Егор, М. Вика, М. Илья, Р. Дарья, С. Оля (9 учеников).
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Это В. Феликс, К. Артур, Н. Андриан, П. Эдуард, Ш. Кирилл (5 учеников).
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего, мы, учителя, жалуемся, что они "мешают" работать в классе.
Это А. Рома, Н. Катя, Ф. Илья, Э. Миша (4 ученика).
Что же мы видим в моём классе: неправильные методы воспитания в многих семьях; функциональная неготовность многих ребят к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери и отца; конфликтная ситуация из-за алкоголизма; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс; конфликтная ситуация в семье; неполная семья.
Работа по адаптации провожу в сотрудничестве с социальным педагогом, психологом, прочитала много литературы, много материала просмотрела в Интернете. Нашла психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации. Предлагаемые тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.
Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.