Статья «Роль мини-музея «Волга — матушка» в эколого-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Роль мини – музея «Волга – матушка» в эколого – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Эколого – патриотическое воспитание дошкольников становится в наше время одним из актуальных и приоритетных направлений. Это обусловлено наличием множества экологических проблем, снижением нравственных устоев. В этих условиях громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственно- патриотического воспитания, которое невозможно решить без конкретных изменений в общественном сознании, в мышлении каждого человека, в формировании экологической культуры людей.
В связи с этим воспитательную работу необходимо начинать, как только ребенок переступил порог детского сада. Ведь именно дошкольный возраст – время становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена общества, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу, развивать интерес к явлениям общественной жизни, к окружающему миру. Только тогда можно воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного, патриота своей страны. При этом образовательное учреждение должно создать воспитательное пространство для развития личности ребенка. Таким воспитательным пространством, по нашему мнению, может быть организованный в ДОУ мини-музей. Тематика музея была обусловлена прежде всего тем, что город Углич, где расположен МДОУ № 9 «Березка», находится на реке Волге. Особенности ДОУ (его расположение, социум, направление работы коллектива), интерес детей к истории реки, к растительному и животному миру, желание и творчество педагогов, побудили нас к созданию в детском саду мини – музея «Волга – матушка». Для создания музея была организована творческая группа заинтересованных педагогов, так как было необходимо:
выбрать тему мини-музея;
распланировать экспозиции;
подобрать экспонаты;
спроектировать дизайн оформления мини-музея;
систематизировать материал музея по разделам;
разработать конспекты экскурсий и занятий в мини- музее.
Оборудование музея это начало большой поисковой деятельности, содержанием которой являются встречи с работниками городского историко-художественного музея, работа с семейными реликвиями, познавательные рассказы старшего поколения и многое другое, поэтому в подборе информации, материалов и музейных экспонатов приняли участие не только педагоги и родители ДОУ, но социальные партнеры: детская библиотека, станция юных натуралистов, историко-художественный музей, редакция «Угличской газеты».
Построение образовательной среды музея на местном материале было выбрано не случайно, это создает условия для воспитания у дошкольников уважения к родной земле, народным художественным промыслам, культурным традициям, природе родного края. Все это развивает чувство принадлежности ребенка к культуре своей Родины, ценностное отношение к природе, готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром. Поэтому наш музей краеведческий. Жанр музея не только экспозиция, но и музей – мастерская. В помещение музея создана изостудия, что позволяет детям, просматривая музейные материалы, «проживать» свои впечатления в ходе занятий продуктивной деятельностью. Пространство нашего музея используется как для экскурсий, так и для проведения тематических занятий.
Основу музея составляют подлинные предметы старинной утвари, фотографии, макеты, обеспечивающие развитие познавательного интереса у детей, эмоционального восприятия. Все собранные предметы были зарегистрированы в музейной картотеке, в которой записаны название и назначение предмета, откуда он к нам прибыл.
В выборе дизайна музея нам помогла угличская художница Велиева И.В., тем самым придала музею свой колорит, историчность.
Творческая группа педагогов систематизировала и распределила материал по двум основным разделам:
- «История реки Волги, ее прошлое» (изучая этот раздел, дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью своих предков). Экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, что помогает полно и широко раскрыть тематику этого раздела и погрузиться в историческое прошлое города и показать роль реки в то время.
- «Современная река, ее настоящее и будущее » (это панорама с изображением современной реки, ГЭС, шлюза, города; подлинными предметами быта).
Этот раздел включает в себя ещё два подраздела «Волга – труженица и кормилица» и «Флора и фауна реки Волги».
Большой интерес для детей представляет макет «Жизнь в воде», при рассмотрении которого дети могут наглядно увидеть дно реки, водный животный и растительный мир – всё то, что обычно скрыто от глаз детей. Это помогает доступно объяснить детям, почему нельзя загрязнять водоёмы, почему необходимо беречь и охранять Волгу, ведь это не только место для отдыха и любования красотой, но ещё и чей-то дом.
Распределение материала и оформление музея в прошлом и настоящем времени позволяет детям прочувствовать историю своего края и провести параллель с настоящим, что изменилось, что осталось так же, а большая настенная панорама «Обзорная Углича» как бы соединяет прошлое и настоящее.
Весь комплекс воспитательно-образовательной деятельности в музее позволяет решить следующие задачи:
- воспитание любви к малой Родине;
- воспитание бережного отношения и чувства сопричастности к природе родного края;
- приобщение к культурному наследию Волжской земли.
При функционировании музея мы учитываем следующие условия:
- приоритетность культурного наследия Ярославского края (географическое положение, гербы, предметы быта города и района);
- диалогичность (в музее можно провести игры, посиделки, тематические занятия: «У бабушке в деревне», « Углич – капелька России»);
- развитие ребенка в деятельности (продуктивно – творческая, исследовательская, проектная деятельность);
- опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка (музыкальное сопровождение и эстетическое оформление).
При организации посещения детьми музея мы стремимся учитывать следующие особенности и правила:
- возраст детей;
- не давать детям слишком большой объём информации;
- постоянно знакомить детей с тем, как предметы попадают в музей и как они хранятся;
- соблюдать правила поведения в музее.
При организации в музее воспитательно-образовательного процесса мы используем разнообразные методы и приемы:
Наглядные – демонстрация экспозиции целиком или отдельных экспонатов по различным темам: «История города», «Угличские ремесла», «Прошлое и настоящее Волги» и т.д)
Практические – творческие задания, моделирование, дидактические игры.
Исследовательские – «Кто живет в реке», «Приключение капельки»
Словесные – рассказы педагогов, беседы, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми: с работниками угличского музея, с художниками и поэтами, ветеранами)
В разработке экскурсий по мини-музею принимали участие педагоги и дети. В своей работе используем такой прием, что дети выступают в роли экскурсоводов. Первыми посетителями музея, конечно же, стали дети и их родители, которые любят свой город и интересуются его историей.
Педагоги нашего детского сада разработали конспекты интегрированных занятий с использованием экспозиции мини-музея «Подводное царство», «В гости к хозяюшке», «Волга-труженица» и т.д., экскурсий на Волгу, сделали подборку стихов наших угличских поэтов о Волге.
Творческой группой педагогов был реализован ряд проектов «Волга – матушка», «Мы волжане», «История земли Угличской», «Кто живёт в реке», «Зачем нам нужна Волга» и др. В ходе которых мы приобщили детей, родителей, педагогов к исследовательской, экскурсионной деятельности, направленной на расширение познавательного интереса и привлечение новых материалов и экспонатов для музея. Презентацией одного из проектов явилось создание иллюстрированного альбома «Волга глазами детей».
В него вошли созданные детьми рисунки и коллажи о растительном и животном мире реки, водном транспорте, о правилах поведения на реке, изображение запрещающих знаков.
При создании музея большую помощь оказали родители. Они были активными участниками всех роектов и представили интересный материал о Волге, о растительном и животной мире, подобрали иллюстрации, рисунки.
Неоценимый вклад в создании музея внесли социальные партнеры:
* Историко- художественный музей оказал помощь в сборе материалов, иллюстрации об истории Волги.
* Музей «Гидропрект» пригласил педагогов, детей к себе на экскурсию, где мы познакомились и историей ГЭС, ее прошлым, настоящим и будущим, нам подарили игру «Откуда берется свет»; в которую дети с удовольствием играют и получают ответы на многие интересующие вопросы.
* Станция юных натуралистов предоставила информацию о флоре и фауне нашего края. На станции юных натуралистов мы частые гости, где экологи знакомят детей с животным и растительным миром нашего края. Дети приносят угощения питомцам живого уголка, тем самым учатся ухаживать за животными и любить свой край, свою малую Родину.
Наш музей еще очень молодой, и у нас много идей, задумок, а самое главное есть желание заниматься и пополнять музей экспонатами и интересными материалами. Музей никогда не бывает пуст, педагоги ДОУ проводят в нем занятия по патриотическому, нравственно- экологическому, художественно – эстетическому развитию. Наш музей всегда открыт для всех посетителей.
Система работы музея помогла повысить у детей познавательный интерес к родному городу, к его истории, памятникам архитектуры, расширить кругозор, а главное они стали с любовью и гордостью рассказывать про свой город, про Волгу, стали более наблюдательными и стараются участвовать в трудовой деятельности (операция «Фантик» - по уборке участка, природоохранная акция «Сделаем Волгу чистой»), соблюдать правила поведения в природе. А это, на наш взгляд, и есть начало патриотизма, формирование экологического сознания и культуры ребенка.