12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сингаевская Наталья Валерьевна14610
Педагог дополнительного образования. Стаж педагогической работы более 20 лет. Люблю детей, музыку, природу, творчество, путешествия...
Россия, Хабаровский край
Материал размещён в группе «Семейные традиции и обычаи.»

 Семья – это основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Семья – наиболее распространённый вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция (наряду с репродуктивной, хозяйственно-экономической и другими). Однако эту функцию семья в большей мере перекладывает на ясли, детские сады, школы и пр.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет её влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

Формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи; накопленного опытом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполняемой этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, уровень образования и профессиональные качества родителей.

 Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это всё позволяет ребёнку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребёнка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей так же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создаёт благоприятную обстановку для успешного воспитания. В семье, где один ребёнок, всё это усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребёнка – более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком».

Большое значение в воспитании детей имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. нескольких поколений помогают ребёнку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребёнку гордиться своей семьёй. К сожалению, в наше сложное время, когда разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало весьма сложно. Тем сильнее потребность сформировать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьёй. Здесь возникает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье наиболее значимы. Хорошо, когда в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребёнку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, немногие могут себе это позволить. Поэтому традицией могут стать и необычные встречи Нового года или дня рождения, совместные поездки за город, посещения выставок графики и живописи, кино и театров, даже субботние обеды – когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя как члена семьи, способны поднять самооценку ребёнка, когда он осознаёт, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Всё это скажется на формировании личности ребёнка, будет способствовать её гармоничному развитию.


 

Используемая литература:

1) Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2010.

2) Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010.

3) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. Ростов н / Д: Феникс, 2006.

4) Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5) Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – 5-е изд., испр. и доп. –М.; Издательский центр «Академия», 2008.

Опубликовано в группе «Семейные традиции и обычаи.»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Варшавская Наталья Владимировна, 05.03.18 в 16:16 2 Ответить Пожаловаться
Очень нужный материал,Наталья Валерьевна! Его можно использовать в виде консультативного материала и при проведении родительского собрания! Спасибо!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 05.03.18 в 20:08 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за внимание!
Ефимова Алла Ивановна, 06.03.18 в 22:56 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасную работу.
Сингаевская Наталья Валерьевна, 06.03.18 в 23:11 2 Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось, Алла Ивановна!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 01.10.20 в 00:35 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.