Статья на тему «Эффективные формы и методы проведения уроков в начальной школе»
Статья на тему «Эффективные формы и
методы проведения уроков в начальной школе»
Уроки в начальной школе являются основной формой взаимодействия педагогов и учащихся, и объединяют в себе все стороны образовательного процесса. Несомненно, занятие должно быть актуальным, полезным, увлекательным и комфортным для всех.
Результат урока зависит от профессионализма учителя, а также от выбранных форм и методов обучения. В настоящее время федеральный государственный стандарт предполагает использование приёмов и методик, которые развивают способность к самообразованию. При этом учителю важно не просто излагать материал, но и активно применять собственные творческие разработки. Это касается как построения урока, так и его содержания, а также подачи информации.
Гармонично сочетать учебную и творческую деятельность, а также всесторонне развивать личность младших школьников позволяют нетрадиционные формы уроков. Они мотивируют учащихся, снимают психологическое напряжение, а также помогают формировать прочные и глубокие знания благодаря сильному эмоциональному воздействию.
Классификация нестандартных уроков достигает нескольких десятков. Среди них наиболее распространёнными являются следующие:
- уроки-соревнования (турниры, эстафеты, конкурсы);
- уроки-игры (ролевые и деловые, викторины, КВН);
- уроки-исследования (мозговые штурмы, рецензирование, анализ источников);
- уроки с повышенным уровнем общения (дискуссии, диалоги, митинги, пресс-конференции, телемосты и т.д.);
- уроки, имитирующие работу учреждений или организаций (телепередачи, суды, учёные советы, следствия);
- уроки, основанные на работе воображения (сказки, виртуальные путешествия);
- уроки с применением форм внеурочной деятельности (спектакли по мотивам художественного произведения, утренники);
- уроки, объединяющие в себе несколько дисциплин (межпредметные);
- уроки-трансформации (зачёты, консультации, уроки-опросы и т.д.
Использование таких форм уроков позволяет сделать яркой, интересной и запоминающейся даже самую скучную и сложную информацию. Кроме того, разнообразие форм помогает вовлечь в активную работу весь класс.
Процесс обучения становится разнообразным, выходит за пределы стандартной методической структуры и больше нравится учащимся.
Но делать основной нестандартную форму уроков не стоит, поскольку это требует больших временных затрат и не даёт слишком высоких результатов. Лучше использовать такую практику для разрядки школьников.
Чтобы сделать уроки увлекательными и обеспечить познавательную активность обучающихся, можно использовать методы активного обучения.
Особенно эффективными являются те, которые педагог разработал самостоятельно с учётом индивидуальных особенностей класса. Они позволяют более доступно преподнести материал, способствуют прочному усвоению знаний, развивают память, внимание, мышление, речь.
Традиционно числу методов активного обучения относят следующие:
Игровой метод. Применяется довольно широко, так как позволяет приблизить процесс обучения к реальной жизни и открывает простор для экспериментов. В зависимости от предмета, темы урока и его целей можно использовать разные виды игр:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические;
- подвижные;
- путешествия и т.д.
Метод свободного обучения. Федеральный стандарт предполагает такую организацию обучения, при которой учитель не указывает и не диктует, а даёт возможность проявить собственную активность. Это можно сделать с помощью:
- постановки учебных проблем;
- применения различных источников знаний (книги, мультимедиа, люди, опыты);
- исследований и экспериментов.
Метод кейса. Предполагает обучение на конкретной ситуации. Как правило, примеры из реальной жизни позволяют сформировать высокую мотивацию у учеников начальных классов.
Важно помнить, что в начальной школе закладываются основы знаний для дальнейшего обучения, а ещё именно в это время дети осваивают сам процесс обучения и привыкают к школьной жизни. Важно сделать этот период обучения эффективным и интересным.
Разнообразные формы уроков позволят не только освоить новый материал, но и развить у учащихся способность к самообразованию, творчеству, умению мыслить и самовыражаться. А использование эффективных и современных методов на уроках сделают занятия полезными и оригинальными.