Статья на тему «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 1 April 2019 в группе

Статья на тему «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Наталья Калиман

Каким же должно быть образование детей с ОВЗ и как же сделать так, чтобы ограниченные возможности здоровья не помешали ребёнку в получении качественного образования? На этом вопрос пытаются ответить многие педагоги и ученые.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

И вот перед нами представлена одна форм обучения лиц с ОВЗ – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Главной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. 

Но все ли так происходит на практике, как в теории? Представьте себе класс из 20-23 человек и 1 ребенок с ОВЗ (любого вида), так как инклюзивное образование предполагает процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Получится ли организовать продуктивную работу со всем классом, если к тому же у ребенка нет тьютера, т.е. человека, сопровождающего школьника, на пути индивидуального развития? Ответ, мне кажется, очевиден. Я считаю, что каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Но некоторым детям, чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. «Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.

Я уверена, что для детей с ОВЗ нужно использовать адаптированную образовательную программу, а так же должны быть созданы отдельные классы, т.е. интегрированное обучение.

Варианты АООП для различных категорий обучающихся с ОВЗ основаны на ст. 53 ч. 3 Закона ЛНР «Об образовании», что определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов. Интегрируемый ребенок – ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении.

Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Эффективность интегрированного обучения, прежде всего, зависит в первую очередь от специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения. Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.

Мне кажется, что такая форма, как интеграция с созданием специальных классов, наиболее эффективна для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Т.к. особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.