Статья "О православие и Храме. Детям и родителям".

1
0
Материал опубликован 26 May

Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Конаковского муниципального округа Тверской области.






Беседа «О православие и Храме.

Детям и взрослым.»


Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования, педагогам по работе с детьми, родителям.

(Возможно использование для проведения экскурсии в Храм).






подготовила:

Шагалкина Надежда Александровна

педагог дополнительного образования
















Г. Конаково

2024

Беседа о православие и Храме.

Детям и взрослым.


Цели: Воспитывать в учащихся нравственные ценности в духе русских православных традиций, воспитывать чувство патриотизма; знакомить с историей русской православной культуры.

Задачи: Формировать у детей общее представление о народной культуре;

закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной; способствовать проявлению интереса к историческим событиям;

познакомить детей с основными православными праздниками;

расширить представление о православном храме, его внутреннем и внешнем убранстве, его предназначении;

Развить словарный запас детей;

воспитывать уважение к своей вере, через рассказ о ее становлении;

воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.


Аннотация.

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом.

Мы живем на русской земле и, чтя память прошлого, несомненно, должны знать и историю православия, как истинные события, так и красивые легенды, чтобы мысленно прикоснуться к великому, прекрасному и духовному. Знаем ли мы, что духовная культура передаётся и творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не силой, а вдохновением, инстинктом и глубинными таинствами души, которые способны к духовному творчеству и возрождению только тогда, когда облагорожены, озарены и подпитаны религиозной верой. Дух православной веры определил судьбу Русского мира, заложил основы русской цивилизации и не раз спасал матушку Русь и великую Россию.

Беседа о православие и Храме.

В 998г. Русь приняла веру православную во времена князя Владимира (Дмитрия). Впоследствии прозванный народом «Владимир – Красное Солнышко». Языческая Русь стала Православной Русью и по всей территории началось строительство храмов.

 Вера в единого Бога сплотила восточных славян и способствовала образованию древнерусской общности. Церковь, принимая непосредственное участие в осуществлении княжеской власти, влияла на усиление единства Руси, а церковные деятели не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях. Во все века Русская Православная Церковь благословляла своих чад на защиту Отечества, вдыхая в души русских людей надежду и веру в победу. Церковь всегда являлась важным элементом гражданского общества, содействовала укреплению семьи, призывала людей к человеколюбию и терпимости, всегда была заступницей сирых и обиженных. И сегодня проповедуемые ею духовные и нравственные ценности поддерживают гражданский мир и его развитие. От храмового и монастырского зодчества - души народа, запечатлённой в камне, - зародилась русская архитектура. Благодаря православию росло книжное богатство, которое как великое наследие досталось нашим предкам. С христианством явилась на Русь и грамотность. Святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука. Первые школы были образованны в период крещения Руси, что дало распространение грамоте среди людей.

Церковь – Храм – Дом Божий, место молитвы и совершения богуслужения. В Храме есть правила посещения – лучше сказать церковные традиции – мужчины снимают головной убор, в шортах входить не принято. Женщины покрываю голову и принято одевать платья или юбку. В Храме говорят тихо, ведут себя вежливо. Главный принцип посещения Храма – никому не мешать.

 Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.


Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Смысл православного жеста – это воссоздание креста, на котором Господь победил зло.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.


Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы. один купол, на других храмах бывает и три купола и пять и семь и больше. Число куполов имеет значение. Один купол значит, что у Церкви одна Глава – Христос, три устраивают в память о Святой Троице, пять – это Господь Иисус Христос и четырьмя авторами Евангелий, семь – означают основные Таинства Церкви, девять – Силы Небесные, тринадцать – Христос и двенадцать Его учеников.

"Перекреститься – значит запечатлеть на своем теле изображение креста, орудие казни, на котором Господь, став ради нашего спасения человеком, претерпел страшные мучения и принял смерть, искупив первородный грех".

- Для чего звонят в колокола? Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

Русские колокола отличаются звучностью и певучестью. Литье колоколов - особый вид искусства (один из шедевров – Царь-колокол в Кремле). Ударная часть колокола называется языком, т. е. русский народ считает, что колокол имеет живой голос. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».

- А как вы думаете, что означает слово окрестность? Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста.


Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых.

Русская икона – неотъемлемая часть русской художественной и православной культуры. Это – та область, где в течение семи веков была сосредоточена основная творческая энергия русского художественного творчества, до 18 века не знавшего станковой живописи, область, в которой состоялось, своего рода, «русское Возрождение» (в отличие от европейского, оставшегося в рамках иконописи), увенчавшееся творениями гения Андрея Рублёва и Дионисия. Своеобразный язык иконы, заново открытой русскими реставраторами на рубеже 19-20 вв. стал основой художественных поисков многих русских и зарубежных художников в начале ХХ века.


Притвор —  славянское слово, которое означает «перед дверями в притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть -  в  сам храм. Это место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение

Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест. Во время службы священник совершает каждение.

Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи —  дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами. Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.

Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.

Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма.)

Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест. Во время службы священник совершает каждение.

Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи —  дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами. Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.

Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.

Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма.)

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, напрестольное Евангелие, крест.


В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников.


Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т. е. разговор с тем, кто изображен на иконе.


Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.


Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. 


Библия хоть и называется книгой, но по факту она состоит из целых 77 книг, собранных под одной обложкой! Представляете? Они были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений. Эти 77 библейских книг можно разделить на две части – Ветхий Завет и Новый Завет. Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, – пророком. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее. Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа (слово «Христос» означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием»). Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет (буквально, заключён новый договор между людьми и Богом). Евангелие – это книги, в которых описаны жизнь, слова и дела Иисуса Христа. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает добрая весть.

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». Это 27 книг, написанных первыми учениками Иисуса Христа – апостолами (буквальное значение слова «апостол» – посланник). Всего в состав Библии входят четыре Евангелия. Их авторы – апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Интересно, что книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.Но все библейские книги у христиан считаются священными: в них видят послание Бога к людям.

О православных праздниках детям.

Январь Рождество Христово

7 января - Рождество Христово, день, когда родился Иисус Христос. Это один из самых главных праздников для верующих людей. Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и обрученный ей мужем Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом

Крещение Господне

19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминание крещения Иисуса Христа на реке Иордан.

Февраль Сретение господне

Сретение Господне отмечают 15 февраля в воспоминание принесения Иисуса Христа Пресвятой Марией в храм Иерусалимский. По обычаю сына-первенца посвящали Богу на сороковой день после рождения, при этом приносили жертву очищения - овна, тельца, двух горлиц или двух птенцов голубиных.

Дева Мария и праведный Иосиф принесли Богомладенца Христа в храм Иерусалимский, где ждала его удивительная встреча («сретение»).

Святой праведный Симеон предсказал Марии крестную смерть Ее Сына и Её будущие страдания.

Март Масленица

Масленица когда-то была языческим праздником в честь бога солнца Ярилы (блин - символ солнца), сохранилась в христианстве как последняя седмица (неделя) перед Великим Постом. Это веселый народный праздник. Он отмечается в феврале - начале марта, представляет собой проводы зимы и встречу весны.

Великий пост

Великий Пост начинается после Масленицы и продолжается семь недель. соблюдается он в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню.

Апрель Благовещение

Это молитва Пресвятой Богородице называется ангельским приветствием, потому что архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела Благодать у Бога и родит Спасителя мира. (7 апреля)

Страстная седмица (неделя)

Предпасхальная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной смерти и погребения, почему и называется Страстной или Великой. Каждый день Страстной седмицы называется Великим по великости и знаменательности событий, каждый день исполнен особого смысла и значимости.

В Великий Четверг Христос на вечере установил Таинство Святого Причастия. Поэтому и называется оно Тайною Вечерею.

Светлое Христово Воскресение

Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Своей смертью Спаситель искупил от греха весь род человеческий: Он принес себя в жертву и за живых, и за умерших.

Май Вознесение Господне

Православная церковь празднует Вознесение Господне в четверг шестой седмицы - на сороковой день после Пасхи.

Вознесение Господне для верующего человека имеет большое духовное значение: Господь воскрес и вознесся на Небо, чтобы широко раскрыть для нас двери Царства Божия.

Июнь День Святой Троицы

На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница). Накануне, в субботу, отмечается Троицкая родительская суббота, поминовение усопших. Вслед за Пятидесятницей, в понедельник, - День Святого Духа. На Руси праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

Петров день

12 июля православная церковь отмечает день первоверховных апостолов Петра и Павла, а в народе этот праздник называют Петровым днем. Ему предшествует Петров пост.

Сентябрь Рождество Пресвятой Богородицы

Этот православный праздник отмечается 21 сентября. В прежние времена приуроченный к рождеству Пресвятой Богородицы праздник урожая, или осенины, был всенародным, отмечался хлебосольно, с размахом, с полным сознанием исполненного долга: кончил дело - гуляй смело!

Воздвижение креста господня

Отмечается 27 сентября в воспоминание обретения Креста Христова. Спаситель был распят на кресте на горе Голгофе и принял мученическую смерть за грехи мира всего. Там же иудеи зарыли крест Господень. Гонитель христиан император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень.

Воздвижение креста господня

Отмечается 27 сентября в воспоминание обретения Креста Христова. Спаситель был распят на кресте на горе Голгофе и принял мученическую смерть за грехи мира всего. Там же иудеи зарыли крест Господень. Гонитель христиан император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень.

Октябрь Покров Пресвятой Богородицы

14 октября - Покров - первое зазимье, от первого снега до санного пути 6 недель. «Каков Покров - такова и зима».

Основанием для праздника Покрова было видение Богородицы во Влахернском храме блаженному Андрею. Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву. Рядом с ней шествовали святой Иоанн Креститель, святой Иоанн Богослов и иные святые. Пресвятая Богородица усердно на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим покровом молящихся.

Предание отражает распространенное в Византии почитание одеяния (ризы) Богоматери. На Руси Влахернское чудо чтили в связи с общей идеей покровительства Богоматери. Под словом «покров» понимали и покрывало, и покровительство. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.



Сптсок используемой литературы:

https://alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/o-pravoslavnyh-prazdnikah-detjam.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/01/tema-rus-svyataya-hrani-veru-pravoslavnuyu

https://multiurok.ru/files/urok-puteshestvie-v-pravoslavnyi-khram-pervyi-opyt.html

https://infourok.ru/beseda-s-detmi-na-temu-ruspravoslavnaya-2277408.html

https://pandia.ru/text/78/234/98584.php

https://azbyka.ru/deti/pervy-e-shagi-v-hrame

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.