12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кириченко Полина Владимировна17

УЧИТЕЛЮ

О ДЕТЯХ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Кириченко Полина Владимировна,

учитель-дефектолог МБОУ «Центр диагностики и консультирования» город Армавир

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех в процессе овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаций их проявления, Для учителя представляет интерес пе­дагогический подход к анализу нарушений речи у детей, получивший, в последние годы широкое распространение. Согласно этому подходу основанием для выделения той или иной формы нарушения речи служит единство методов их преодоления, определяемое общностью структуры дефекта.

В соответствии с педагогическим подходом речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств фонетики, лексики и грамматики), можно условно разделить на три большие группы.

Первая группа - фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих прояв­лений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата - зубов, челюсти, языка, неба - или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормаль­ному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - велярное, увулярное, или одноударное, произношение звука (р), мягкое произношение шипящих при ниж­нем положении языка, межзубное произношение свистящих и т.д. Такие нарушения произношения звуков часто называют в литературе антропофоническим. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но могут влиять на формирование личности.

Вторая группа- фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок, не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их раз­личает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы меж­ду оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недоста­точно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфи­ческие ошибки при чтении и письме. Подобные нарушения иногда называют монологическими.

Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука дру­гим и смешении звуков.

В первом случае звук отсутствует в речи ребенка и постоянно заменяется другим определенным звуком. Например, звук (ш) заменяется звуком с; ж-з; р-л; б-п и т.д. ("суба"- шуба, "зук"- жук, "лука"- рука, "парапан"- барабан).

Во втором случае ребенок правильно произносит звук, владея соответствующей артикуляцией, но, несмотря на это, в словах к раз­вернутой речи не всегда пользуется им. В одних словах он правильно употребляет звук, а в других пропускает его или смешивает с близ­ким по артикуляции или звучанию звуком. Один и тот же звук может иметь несколько разных заменителей. В этом случае говорят о неустойчивой пользовании звуком.

Замена и смешение звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп: внутри свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж. ч, щ), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к,-х, в-ф, з-с, ж-ш), сонорных (р-л), мягких и твердых (с-с*, з-з*, д-д*) и т.д.- и, как правило, происходят лишь в пределах указанных групп. Иск­лючения составляют свистящие и шипящие звуки, близкие по артикуляции, а так же звуки ц и ч, которые могут заменяться звуками т-т*, д-д*, опять-таки звуками, близкими по своей артикуляции. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произ­ношением отдельных звуков.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановка, в основном учащиеся пропускают безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных ("зведа"- звезда, "кадаши"- карандаши). Иногда можно наблюдать и лишние слоги в слове ("числитильщик"- чистильщик, "косомонавт"- космонавт) перестановку звуков и слогов ("древь"-дверь, "коснамовт"- космонавт) и др.

Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточ­ном фонематическом развитии школьника, т.е. о том, что ребенок в дошкольном возрасте не в проделал необходимой познавательной ра­боты по вычленению отдельных звуков из живой речи, по соотнесению их между собой.

Если такому ребенку не была своевременно оказана логопедическая помощь, то он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.

Таким образом, возникающие в подобных случаях нарушения письма и чтения следует рассматривать как результат недостаточ­ного формирования звуковой стороны речи.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленности. Несформированность пред­ставлений о звуковом составе слова приводит не только к специфи­ческим нарушениям письма, но и к своеобразным, нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чте­нием, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного.

Дети с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много разнообразных ошибок.

К числу наиболее специфических ошибок чтения (как и письма) можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся либо произносятся неправильно. Иногда заменяются и буквы, кото­рые обозначают и правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер: при одних обстоятель­ствах буквы заменяются, при других читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Так, вместо слова береза ученик может прочитать "пелеса", вместо белочка - "бедочики", вместо кругом - "круком", вместо крыльцом - "крыречком".

Характерны "застревания" на какой-то букве, слоге, слоге, неоднократное повторение их в процессе чтения, перебор и т.д., недостаточное узнавание слова при вторичном его чтении, что при­водит к угадывающему чтению, к замене одного слога другим. Нап­ример, вместо слова слон читают "стол", вместо машинист - "ма­шина" и т.д.

Чтение детей с фонематическим недоразвитием характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, чтобы правильно отнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

Недостатки овладения техникой чтения влияют и на понимание прочитанного.

Третья группа-общее недоразвитие р е ч и. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и смысловую сторону речи. Общее недоразвитие речи у детей имеет разное выра­жение - от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до легких форм нарушения речи с элементами фонетического и лексико- грамматического недоразвития.

Чаще среди учащихся массовых школ, можно наблюдать детей, у которых общее недоразвитие речи менее выражено. Оно характери­зуется тем, что обиходная речь детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, граммати­ческом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы.

Однако в ситуации обусловленной речи - при выполнении спе­циальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказывание (доказательство, рассуждение) - у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств. Причем у учащихся разных классов наб­людается различное соотношение в степени сформированности каждого из нарушенных компонентов речевом системы.

Эти учащиеся и заикающиеся дети, как правило, зачисляются в группы на логопедические занятия .

Если у вас в классе имеются учащиеся с различными наруше­ниям и речи и они зачислены на логопедические занятия, то вам необходимо своим участием помочь им. Для этого требуется очень мало времени, но ваш ежедневный контроль окажет им существенную помощь. Логопед лишен возможности контролировать ежедневно учащихся посещающих логопункт, и поэтому обращается за помощью к учителям и родителям.

Вначале поинтересуйтесь, в какие дни учащиеся-логопаты по­сещают логопедические занятия, чему их учит логопед, какие нару­шения речи у ребенка.

Очень скоро, если у ребенка речевое нарушение не органичес­кого характера, они научатся правильно произносить дефектный звук или один из них изолированно. Попросите ребят продемонстрировать это в классе, похвалите. Это явится хорошим стимулом для дальнейших успехов.

Заикающийся может доложить, что он на логопедических заня­тиях говорит без запинок. Похвалите его, но в классе не требуйте на первых порах от него такой, я е речи, это ему еще недоступно, может повредить дальнейшим занятиям.

На следующих этапах занятий учащиеся-логопаты смогут упот­реблять уже в словах заново поставленные звуки. Напоминайте де­тям об этом во время устных ответов, при разговоре с ними.

Вновь создаваемый рефлекс еще очень нестоек и самому ребен­ку без помощи окружающих трудно перейти к спонтанно речи от привычного дефектного ко вновь поставленному правильному звуку.

На дальнейших этапах, о которых вам сообщает логопед можно требовать от ребят правильного произношения исправленных звуков при чтение и ответах в классе. Постепенно рефлекс закрепляется, и бывший логопат не будет выделяться среди сверстников своим дефектным произношением.

Заикающиеся, проходя различные этапы на логопедических за­нятиях, принимая лекарства, назначенные невропатологом, соблюдая режим, приобретают навыки неторопливой и плавной речи, это их достижение постепенно будет закрепляться в повседневной жизни.

Правильная речь - залог грамотного письма и хорошей успева­емости, а в дальнейшем поможет без препятствий и ограничений пос­вятить себя избранной профессии. Необходимым условием исправления речи является регулярное поселение учащимися-логопатами логопе­дических занятий и выполнение ими домашних заданий.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи, М., 1985г.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961г.

Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразо­вательной школы. М., 1980г.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся обще­образовательных школ. М., 1984г.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тя­желыми нарушениями речи. М ., 1980г.

. Спирова Л.Ф Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957г.

Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959г.

Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1966г.

Миронова С.А. О недостатках речи у школьников. Минск, 1973г.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985г.

Слепович Е.С. Исправление речи у детей, Минск, 1983г.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. М., 1991г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.