это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. ВНИМАНИЕ -
Концентрация Концентрация Объём Устойчивость Распределение Переключение
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Объем внимания – характеризуется количеством одновременно воспринимаемых в сознании объектов. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа. Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа. Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ним или наблюдении за ними. Например: слушать учителя, следить по учебнику или смотреть на доску. Об особенности распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы и т.д. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки) Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки) Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трва – трава) Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава – трава) Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания
Анкета для родителей Анкета для родителей «Внимательный ли Ваш ребёнок?» (Подчеркните один из предложенных вариантов) 1.Часто ли Ваш ребёнок во время выполнения задания допускает ошибки? 1. Да 2. Нет 3. Трудно сказать (и да, и нет) 2. Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? 1. Да 2.Нет 3. Трудно сказать (и да, и нет) 3. Что Вы сделаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание? __________________________________________________________________________________________________________ 4. В какие игры играет Ваш ребёнок дома? _______________________________________________________________________________________________________ 5. В какие игры Вы играете вместе с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________ Большое спасибо!
Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ , АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМСЕВНГМШЬ (газета, дом) АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМСЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
Разделить “склеенные” между собой предложения: БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДА ХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Вычеркнуть повторяющиеся слова: МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДА МОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧ НЕБОВОДАРЫБА ЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕ ПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯ ПОХОДМОРЕЛЕС РЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Игры: «Сколько чего?» Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «т», «к», «с», и т.д. Также можно обратиться к цвету: зеленые, синие и т.д., или назвать деревянные предметы, предметы из стекла. «Кто быстрее соберет?» Раскладывается 5 различных предметов на столе, стульях, полках и т.д. Водящему завязывают глаза, он должен быстро (за 1 минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.
«Кто внимательный?» Внимательно послушать и посчитать сколько в стихотворении слов со звуком «ж» и «з». Я с утра в лесу гуляю, От росы я весь промок. Но зато теперь я знаю Про березку и про мох, Про малину, ежевику, Про ежа и про ежиху, У которой за ежат Все иголочки дрожат. (Н.Матвеева) «ж» - 5 слов (ежевику, ежа, ежат, ежиху, дрожат) «з» - 4 слова (знаю, за березку, зато)
«Переговори меня» Участники учат скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух, каждый раз темп ускоряется: 1) Наш Полкан попал в капкан. 2) Ткач ткет ткани на шапку Тане. 3) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. 4) Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. 5) У ежа ежата, у ужа ужата.
В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка. Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениям. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи. Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Рекомендации для родителей: Рекомендации для родителей: Помогите вашим детям стать внимательными; Приобретайте, читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; не забывайте о спортивных и подвижных играх, где дети развивают не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; учите детей быть наблюдательными, уметь замечать изменения в окружающем мире, видеть необычное в обычном (в стволе дерева, в облаках, луже, мокром пятне – предметы, зверей).