Саенко Антон Сергеевич
Учитель истории
Противодействие терроризму в современном мире
Явление терроризма сегодня достаточно распространено. В наши дни часты сообщения о терактах, которые уже воспринимаются как нечто привычное. Совсем недавно обращение к террору как средству решения политических или религиозных проблем было исключительным, чрезвычайным явлением. Террор стал составляющей сегодняшней жизни и приобретает глобальный характер. Данная проблема особо актуальна и для Донецкой Народной Республики. Терроризм (от латинского terror – страх, запугивание) – это форма политического экстремизма, применение жестких методов насилия, включая физическое уничтожение людей для достижения определенных целей. Терроризм может осуществляться отдельными лицами, группами, выражающими интересы определенных движений.
Терроризм – это антигуманный способ решения политических проблем в условиях столкновения интересов различных сил, проявлений неравноправия в межгосударственных, межрелигиозных отношениях. Он может применяться и как средство удовлетворения амбиций отдельными политическими деятелями, а также как орудие своих целей преступными структурами, криминальным миром. Определить терроризм можно как политику запугивания, подавления противника силовыми средствами. Исследователи выделяют три основных вида терроризма: политический, криминальный и религиозный.
К ним относятся:
– нападение на государственные или промышленные объекты, которое приводит к материальному ущербу, а также является эффективным средством устрашения и демонстрации силы;
– захват государственных учреждений или посольств (сопровождается захватом заложников, что вызывает серьезный общественный резонанс);
– захват самолетов или других транспортных средств (политическая мотивация – освобождение из тюрьмы однопартийцев; криминальная мотивация – требование выкупа);
– насильственные действия против личности жертвы (для запугивания или в пропагандистских целях);
– похищение (с целью политического шантажа для достижения определенных политических уступок или освобождения заключенных; форма самофинансирования);
– политические убийства (это один из самых радикальных средств ведения террористической борьбы; убийства, в понимании террористов, должны освободить народ от тиранов);
– взрывы или массовые убийства (рассчитаны на психологический эффект, страх и неуверенность людей).
Трудно провести четкую границу между уголовным терроризмом и обычным бандитизмом.
Теракты в Стамбуле, Мадриде, серия террористических актов в России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Ставрополь, Владикавказ, Нальчик, Грозный, Махачкала, Беслан, взрывы самолетов), непрерывные теракты в Ираке, многочисленные теракты, произошедшие в Донбассе начиная с 2014 года, в ходе которых были убиты политические, военные деятели – первый Глава ДНР Александр Захарченко, командир батальона «Спарта» Арсен Павлов, командир батальона «Сомали» Михаил Толстых и другие, а также многочисленные угрозы террористов относительно новых нападений на различные государства распространяются через средства массовой информации, особенно тяжелые последствия терактов, проявляются прежде всего в гибели огромного количества ни в чем не повинных людей, дерзость и цинизм действий преступников дают основания утверждать, что, несмотря на меры, предпринимаемые правительствами разных стран уровень террористической активности остается высоким и имеет тенденцию к росту.
С учетом того, что кардинальных изменений в политической ситуации в мире не произошло (основными катализаторами террористической активности, как и прежнему, остаются неурегулированность арабоизраильского конфликта, активная деятельность войск антитеррористической коалиции в Афганистане и Ираке, нестабильность ситуации на Северном Кавказе, Сирии и Донбассе и ряд других факторов), тенденция усиления террористической активности вызывает особую опасность.
По заключению многих экспертов, одной из главных причин этой ужасной реальности является несоответствие уровня противодействия со стороны стран антитеррористической коалиции реальным масштабам террористической угрозы [4].
Массовость и географическая распространенность террористических проявлений, их выход в абсолютном большинстве случаев за пределы одной конкретной страны, а также наличие постоянной и тщательно законспирированной сети связи между различными террористическими группировками, которые действуют даже в разных регионах мира, позволяют характеризовать современный терроризм как явление, имеющее международный характер.
На основании этого специалистами делается вывод, что для осуществления эффективного противодействия международному терроризму необходимо объединение и координация действий всех стран в рамках межгосударственной антитеррористической коалиции [4].
При этом, наряду с политическими, экономическими, гуманитарными и другими мерами, которые предлагается активизировать с целью повышения эффективности антитеррористической деятельности, отмечается необходимость более широкого привлечения возможностей специальных служб как ключевого инструмента, основной задачей которого в контексте борьбы с терроризмом в современных условиях является своевременное выявление террористических угроз, их локализация и прекращение с помощью специфических методов и средств, которые имеют на «вооружении» спецслужбы.
Учитывая относительную новизну и актуальность проблемы привлечения спецслужб для борьбы с терроризмом, а также определенную сложность в организации и осуществлении взаимодействия спецслужб двух или нескольких, даже «дружественных» между собой стран из-за специфичности и деликатность форм и методов, применяемых ими в практической деятельности, определенного теоретического и практического значение приобретает анализ опыта межгосударственных структур по координированному использованию государственных спецслужб в указанной сфере.
Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, прекращению, минимизации последствий террористической деятельности.
Для предупреждения, выявления и минимизации последствий экстремистской, террористической деятельности должна вестись борьба с терроризмом. Она основывается на следующих принципах:
– законности и неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
– комплексного использования с этой целью правовых, политических, социально-экономических, информационно-пропагандистских и других возможностей; приоритетности предупредительных мероприятий;
– неотвратимости наказания за участие в террористической деятельности;
– приоритетности защиты жизни и прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической деятельности;
– сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
– неразглашении сведений о технических приемах и тактике проведения антитеррористических операций, а также о составе их участников;
– единоначалия в руководстве силами и средствами, привлекаемыми для проведения антитеррористических операций;
– сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющих борьбу с терроризмом [1].
Рост числа террористических актов, непредсказуемость их последствий часто вызывают обеспокоенность мировой общественности, все больше активизируются усилия в борьбе с терроризмом. Начиная с XXVII сессии, Генеральная Ассамблея ООН регулярно обсуждает вопрос о мерах по противодействую терроризму. В декабре 1972 года был создан Специальный Комитет по вопросам международного терроризма, в который вошли представители 34 государств. В начале 1995 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма. За последние годы выработано более десяти конвенций и протоколов по борьбе с терроризмом. Но сложность, многообразие форм его проявлений усложняют решение этой проблемы [2].
Международное антитеррористическое законодательство имеет давнюю историю. По нашему мнению, оно берет свое начало еще с 19201930 годов – времени проведения первых международных конференций по вопросам борьбы с терроризмом, на которых происходила унификация уголовного законодательства. Об этом свидетельствуют первая конференция 1927 года в Варшаве, вторая – 1928 года в Риме, третья – 1930 года в Брюсселе, четвертая – 1931 года в Париже, пятая – 1933 года в Мадриде, шестая – в 1935 году в Копенгагене. Но существенных результатов достигнуто не было.
16 ноября 1937 на Международной конференции в Женеве по инициативе семи наций была принята конвенция «О предотвращении преступлений политического характера, определенных как акты политического терроризма, и о установлении наказания за них». Но эту конвенцию ратифицировало лишь одно государство – Индия. Хотя указанная конвенция так и не вступила в силу, однако сыграла важную роль в обсуждении этой проблемы [5].
Развитие международного законодательства в сфере противодействия терроризму было приостановлено Второй мировой войной. После ее окончания первой попыткой международных усилий по борьбе с терроризмом стало заключение Международной конвенции от 2 февраля 1971 года, которая касалась предупреждений и наказания преступных актов, имеющих международный характер и приобретают форму преступлений против лиц, которым государство должно предоставлять особую защиту в соответствии с нормами международного права [7]. Это объясняется тем, что перед миром встала новая проблема: терроризм изменил свое лицо, он перестал быть политическим, каким был до Второй мировой войны, приобрел еще национальной окрас. Это объяснялось ликвидацией колоний, выходом из протектората колониальных держав, созданием в 1946 году государства Израиль и др.
Уже в 1972 году Генассамблея ООН при рассмотрении вопроса о средствах, направленных на прекращение терроризма и других форм насилия, которые угрожают жизни невинных людей или приводят к их гибели или представляют опасность основам свободы, приняла Резолюцию № 3034. В соответствии с п. 9 этой Резолюции в 1973 году был основан Специальный комитет по вопросам международного терроризма [3].
Огромным прорывом в борьбе с международным терроризмом стало принятие в 1977 году Европейской конвенции о борьбе с терроризмом [7].
Она закрепляла перечень преступлений, имеющих террористическую направленность. Однако статья 2 отмечает, что под действие настоящей Конвенции могут подпадать под действия, не перечисленные в ст. 1, но направлены против жизни, телесной целостности или свободы людей; против имущества, создавая коллективную опасность для людей; на приготовление, покушение или соучастие в этих преступлениях.
Одним из ключевых моментов по борьбе с терроризмом стало принятие на Генеральной Ассамблее ООН 18 декабря 1979 Международной конвенции по борьбе с захватом заложников [5], ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР в 1987 г. [5]. Преамбула Конвенции рассматривает захват заложников как проявление международного терроризма.
Делая вывод, отметим, что терроризм в мире преследуется почти всеми государствами. Основанием для этого является международное законодательство, предоставляющее возможность преследовать террористов на территории любой страны, а также национальное законодательство, строящееся на нормах международного права и учитывающие специфику и традиции конкретных государств.
Анализ последних событий, действий украинских диверсантов в Донбассе и множества терактов в других странах мира, как в «горячих точках», так и в стадиальных, благополучных странах, способы и средства их осуществления дают основания для пересмотра не только механизма проведения антитеррористических действий, но и поиска новых форм их подготовки и проведения.
Литература
1. Европейская стратегия безопасности: Совет Европейского Союза. – Брюссель, 8 дек. 2003 г.
2. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом (ETS N 90) от 27 января 1977 года № ETSN90.
3. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование / В.П. Емельянов. – СПб. : Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2002. – 291 с.
4. Ильясов Ф.Н. Терроризм – от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 78-86.
5. Міжнародна конвенція про боротьбу із захопленням заручників // Відомості Верховної Ради Української РСР. – 1987. – № 20. – Ст. 365.
6. Резолюция 1535 (2004): Прин. Советом Безопасности на его 4936-ом заседании 26 марта 2004 года.
7. Цуканов В. Н. Административно-правовые основы деятельности милиции по предупреждению и пресечению террористических актов : на материалах деятельности служб и подразделений милиции общественной безопасности : дис. канд. юрид. наук : 12.00.14 / Виктор Николаевич Цуканов. – Омск, 2006. – 226 с.