План-конспект урока-лекции «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму» по ОБЖ в 10 классе
Автономная некоммерческая образовательная организация
«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»
Московской области Щелковского района с.Душоново
План-конспект
урока ОБЖ в 10 классе
Тема урока: «Духовно-нравственное противодействие терроризму»
Учитель ОБЖ: Шумская А.Э.
Конспект урока ОБЖ в 10 классе
Тема: Духовно-нравственное противодействие терроризму
Тип урока: урок- лекция.
Цель: сформировать убеждения в том, что террористическая деятельность во всех видах является аморальной, бесчеловечной и преступной; показать, что профилактика террористической деятельности учащихся зависит от выработки у них духовно – нравственной позиции, а формирование антитеррористического поведения тесно связано с современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и здоровым образом жизни. Выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть понятия: «нравственные позиции», «нравственное развитие»;
- познакомить учащихся с понятием «традиционные национальные ценности» ;
- познакомить обучающихся с основными качествами личности, необходимыми для формирования нравственных позиций ;
Развивающие :
- развить способность применять полученные знания;
- развить умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательная :
-воспитать у учащихся понимание важности правильно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций;
- воспитание осознанного выбора антитеррористического поведения.
Оборудование: ноутбук для показа презентации, телевизионный экран.
Тема урока: «Духовно-нравственное противодействие терроризму»
I этап. Организационный момент (психологический настрой на урок).
Здравствуйте,ребята! Защитить себя от опасностей и угроз в том числе и от террористической деятельности - это естественное желание каждого человека. Как построить эту защиту?
Слайд 1
«Духовно-нравственное противодействие терроризму»
II этап . Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим об основных составляющих духовно-нравственного противодействия терроризму и значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения. Это особенно актуально в подростковом возрасте.
III этап. Выделение опорных знаний и умения.
Слайд 2
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.
Слайд 3
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Слайд 4
Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа стремится достичь провозглашённых ею целей через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие террористические способы (методы), как взрывы и поджоги жилых и административных зданий, магазинов, вокзалов, захват заложников, автобусов, угоны самолетов и т.д.
Слайд 5
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
Слайд 6
Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы.
влечёт за собой разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами;
провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.
IV этап. Решение проблемного вопроса.
Как же происходит вовлечение в террористическую деятельность?
Слайд 8
Каждый человек индивидуален и неповторим: по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализации замыслов носят индивидуальный характер, поэтому на вероятность вовлечения человека в террористическую деятельность могут оказать влияние ряд его личных качеств.
К ним можно отнести:
Слайд 9
Отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;
Слайд 10
Психологически неуравновешенность, неумение жить с собой в согласии и соблюдать нормы здорового образа жизни;
Слайд 11
Стремление к праздному времяпрепровождению;
Слайд 12
Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);
Слайд 13
Наличие противоречивых взглядов, установок, ценностей, отсутствие четко сформированной цели в жизни;
Слайд 14
Стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;
Слайд 15
Неумение строить свои взаимоотношения с окружающими;
Слайд 16
Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами;
Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия
Слайд 18
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса)
Слайд 19
Смысл подросткового кризиса заключается в борьбе за независимость и освобождение от опеки взрослых
Террористы- это не только «вооруженные до зубов» люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо. коробка и т.д.). Современные террористы используют те же приемы, что и гитлеровские шпионы диверсанты во время Великой отечественной войны, например просят детей или подростков « по- дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и просто рассказать об увиденном.
Потом в местах за которыми наблюдали и куда что-то передавали могут прогреметь выстрела, взрывы, погибнуть люди.
На что же рассчитывают преступники обращаясь за помощью к подросткам:
что они не задумаетесь над причиной и существом просьбы;
им будет неудобно, трудно отказать в просьбе старшему, будет желание помочь;
захочется показаться «молодцом», надежным человеком;
будет приятно получить какое-то вознаграждение, пусть даже маленькое или похвалу;
Так могут использовать детей опираясь на их неопытность и доброту.
Слайд 20
Террористы часто используют в своих целях подростков и молодёжь, предлагая им своеобразную «взрослую» жизнь
Слайд 21
Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов
Слайд 22
Террористы хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих.
Слайд 23
Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели
Чтобы сократить для себя опасность стать невольным помощником черных дел необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, думать об их последствиях и окружающих людях. Этому можно и нужно научиться.
Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, подросток должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, можно ли решить данную проблему в современном обществе? Что для этого нужно?
Для формирования нравственных позиций каждому подростку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.
Давайте вместе разберем основные составляющие духовно-нравственной позиции человека.
Для того, чтобы выработать у себя устойчивую систему противодействия злу, в том числе терроризму, необходимо воспитать у себя ряд убеждений, привычек и качеств, в числе которых формирование своей индивидуальной системы здорового образа жизни.
Слайд 26
В первую очередь необходимо выработать твердое убеждение в бесчеловечной и преступной сущности терроризма, несовместимости любой террористической деятельности с жизненно важными интересами человека, с его предназначением и сущностью.
Следующий важный шаг - сформулировать у себя психологическую уравновешенность и уверенность в себе.
Далее- умение выстраивать свои взаимоотношения со взрослыми;
И, конечно, умение выстраивать свои взаимоотношения со своими сверстниками.
Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование традиционным национальным ценностям.
Слайд 27
К ним относятся:
любовь к России и своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству;
доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);
закон и правопорядок;
Слайд 28
разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
свобода личная и национальная .
V этап. Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений.
Вопрос-ответ
Ребята, в начале урока каждой паре были розданы вопросы. Через три минуты вы должны ответить, опираясь на информационный материал лекции.
1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?
2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?
3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?
4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?
Ответы учеников.
VI этап. Обобщение и систематизация изученного
Сделаем выводы:
1) Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.
2) Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.
3) Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.
4) Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.
VII этап Формирования домашнего задания
Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма?
Свой ответ оформите в виде краткого сообщения.
VIII этап. Подведение итогов.
Может быть вы прочитали много книг, а может быть совсем мало. Но при этом вы уже успели стать автором и главным героем очень важной для себя книги – это книга вашей собственной жизни.
Каждый день и час на страницы этой книги ложатся строки ваших слов, поступков, дел и картинок происходящего с вами. Эта книга отличается от обычных книг знакомого вам вида тремя важными вещами: вы пишете ее не прерываясь всю жизнь, страницы этой книги перелистываются самостоятельно, независимо от вашего желания, вы не можете переписать уже написанные строки и страницы.
Замечательный английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек не может изменить свое прошлое». Вот и вы в своей книге пишете все без черновика, набело и ошибки, которые люди совершают так и остаются на страницах этой необычной книги. Разумеется каждый хочет, чтобы ошибок в жизни было как можно меньше, и для этого нужно знать и следовать ценностям, которые помогут вам построить свою жизнь как долгую и светлую, счастливую жизнь.
Чтобы на новых страницах книги вашей жизни свет оттеснил тьму вы сами должны научиться исправлять собственные недостатки, лучше понимать окружающих людей – это поможет тебе укрепить свой характер, не поддаться на обман, не пугаться жизненных трудностей.
Благодарю вас за внимание!
Нагорная Светлана Петровна
Шумская Анна Эдуардовна