Статья «Роль игры в преподавании изобразительного искусства»
Автор: Евдокимова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель отдельной дисциплины (искусство, мировая
художественная культура и технология)
Место работы: Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское
суворовское военное училище Министерства обороны
Российской Федерации»
Россия, г. Санкт-Петербург
Роль игры в преподавании изобразительного искусства.
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить неприязнь и к тем, кто преподает, и ко всему преподаваемому». Ж.Ж. Руссо
Современные тенденции в образовании определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в довузовских образовательных учреждениях МО РФ.
Современный педагог должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса. Преподавателям необходимо целенаправленно овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами. Именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности воспитанника, формируют необходимые умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, межпредметных связей, с помощью которых учитель не только формирует у школьников конкретные умения и навыки, но:
—происходит знакомство с историей развития изобразительного искусства;
—формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
—овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
—воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника.
Нестандартные, с элементами игры формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Задания, которые получают воспитанники на таких уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска и могут быть самыми разнообразными.
Для того чтобы поддерживать на занятии внимание воспитанников, необходима организация активной мыслительной деятельности. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Художественно-творческая деятельность детей на уроках изобразительного искусства протекает на эмоционально – чувственной основе, образного, творческого начала. Поэтому в процессе приобщения учащихся к изобразительному искусству важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов.
Рассмотрим несколько игровых форм урока.
Занятие – экскурсия. Особенностью занятия-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, экскурсии по городу - непосредственного восприятия учениками различных видов изобразительного искусства (архитектура, скульптура, ландшафтный дизайн и т.д.) исторических мест.
Занятия-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Во время выполнения совместных заданий обучающиеся учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на занятии-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями, и зависимостями между ними.
Занятие-сказка. Эти занятия обычно используют при обобщении и систематизации знаний. Как и в любой сказке, присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, предлагаю слайд, изображающий героя сказки в необычном костюме, в разной цветовой гамме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока воспитанники незаметно для себя отвечают на вопросы педагога по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме занятия, рассуждают, как можно передать цветом, тоном, манерой исполнения тот или иной характер персонажа.
Занятие-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятий является праздник. Эта форма занятия расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Примером таких занятий стали уроки, посвященные декоративно-прикладному искусству (народным промыслам (Хохлома, Гжель).
Занятие-игра. Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения. Они могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков; как форма самостоятельного общения воспитанников на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.
Занятие-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Обучающиеся мечтают о многих вещах. Педагогу важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой, изобразительный, музыкальный материал.
Интегрированные занятия. На современном этапе структура интегрированных занятий требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Интегрированные уроки-занятия нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти занятия способствуют глубокому проникновению учащихся в мир красок и звуков, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Общепризнано, что игра – специфически детский путь получения знаний об окружающем, путь накопления опыта, поисков, средств выражения впечатлений и переживаний.
Учебная игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:
- Мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых.
- Компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни.
- Способствует приобретению знаний.
- Оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности.
- Учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.
Восприятие есть синтез разнообразных ощущений. Итогом восприятия является художественный образ, который складывается в сознании воспитанника в ходе активного отражения воспринимаемого предмета, явления.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в образовательных учреждениях значительно усилился. Создания новых типов уроков и внедрение в уроки различные педагогические методы и способы развития интереса у детей разного возраста.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения. Игровые формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес воспитанников к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Литература:
1. Н. П. Капустин. Педагогические технологии адаптивной школы М.,1999.
2.Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М.,2003.
3. М.Г. Ермолаева. Игра в образовательном процессе. СПб, 2006.