Статья «Технология проектов в начальной школе»
Технология проектов в начальной школе
В соответствии с ФГОС НОО работа педагогов начальных классов направлена на формирование у детей универсальных учебных действий. Это обуславливает тот факт, что в последнее время в образовании наблюдается большой интерес к различным педагогическим технологиям. Все большую популярность в настоящие дни начала приобретать проектная деятельность.
Проект – это деятельность, позволяющая решить интересную проблему, которую ставит перед собой ученик. Во время выполнения проекта ученик раскрывает свои индивидуальные возможности, творческие способности, учится работать в паре или даже в группе.
С помощью проектной деятельности педагог учит детей:
- ставить перед собой цель и планировать способы ее достижения;
- искать и обрабатывать необходимую информацию;
- нестандартно мыслить, анализировать;
- проявлять инициативу;
- составлять отчет о поделанной работе;
- самому анализировать свою деятельность.
Ценность проектной деятельности заключается в том, что по мере работы над проектом, дети учатся самостоятельно добывать знания. Проект должен выполняться учениками добровольно. Для этого ему должна быть понятна и близка обозначенная тема, он должен быть заинтересован в решении поставленной проблемы.
Программа «Школа России» отводит довольно много времени на проектную деятельность. Она способствует развитию у учеников творческого мышления, самостоятельности и в то же время учит работать в коллективе.
Начинать проектную деятельность можно и нужно с 1 класса. И лучше всего постепенно. Проекты, которые выполняют первоклассники не такие уж большие и информативные, но даже они могут считаться проектами. Сначала им вполне доступны задания, носящие творческий характер, а уже ближе к концу начальной школы учащиеся с интересом работают над более сложными проектами.
В первом классе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своего возраста и психо - физических особенностей обучающиеся не могут сами осуществлять проектную деятельность. Главными помощниками становятся учителя и родители.
Загодя на собрании, необходимо объяснить родителям суть и значение проектной деятельности для развития детей, познакомить с этапами работы над проектом. Важно донести до родителей мысль о том, чтобы они не выполняли работу над проектом сами, а лишь помогали советом или в поиске необходимой информации. Взрослые могут помочь при планировании работы, в оформлении проекта.
Темы проектов для первоклассников лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Проектную деятельность в начальных классах следует начинать на таких предметах, как окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд или литературное чтение.
В первое время малыши способны работать только индивидуально. После первого полугодия обучения надо приучать детей к работе в парах, а затем и в группах. В большинстве случаев, при работе в группе, у учеников возникают конфликты, которые могут привести к ее распаду. Задача учителя - научить детей взаимодействовать, договариваться и приходить к решению, которое устроит всех участников группы.
Мы предлагаем своим ученикам темы для собственных мини-проектов. Сначала мы берем темы близкие и понятные первоклассникам. Затем идем по пути усложнения. Мы выполняли индивидуальные и коллективные, долгосрочные, краткосрочные мини-проекты.
В 1 классе мы с ребятами выполняли проекты: «Моя семья», «Моя малая родина», «Моя любимая буква», «История одежды», «Мой класс и моя школа», «Звёздное небо» и другие. Проекты были и индивидуальные и коллективные, где у каждого было своё маленькое задание.
Первые проекты были представлены в виде рисунков, аппликаций, рукописных текстов. Большое спасибо хочется сказать родителям, ведь они очень помогали выполнять проекты со своим детками.Мои первоклассники с удовольствием выполняли задания. Конечно, не все они правильно понимали план работы над проектом, но старались.
И вот дети росли и задания усложнялись. Теперь мы имеем работы в виде книжных буклетов, мультимедийных презентаций.
Дети часто участвуют со своими проектами в конкурсах и научно – практических конференциях. Наградные документы способствует тому, что у учеников повышается самооценка. Это мотивирует их не останавливаться на достигнутых результатах, а пробовать свои силы в дальнейшем.
Проекты в начальной школе являются первой ступенькой для более серьезной исследовательской работы в будущем, ведь они связывают теорию и практику, учат проблемно мыслить и помогают реализовать свои способности и интересы. Это повышает мотивацию ребят к учебной деятельности.Метод проектов помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности.
Список использованной литературы
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж.// Завуч начальной школы. - 2007г. - №6
https://www.art-talant.org/publikacii/34338-statyya-proektnaya-deyatelynosty-v-nachalynoy-shkole