12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31815
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»

«Круговорот знаний».

Проверка учебного материала – необходимая и обязательная часть учебного процесса. Без нее нельзя получить прочных знаний по предмету. Как провести контроль знаний по определенной теме или другими словами урок-зачет? Форм и приемов существует много. Но контроль должен происходить быстро, интересно, увлекательно и охватить всех учеников. Урок, который я провожу, называю «Праздник знаний» или «Круговорот знаний». Если посмотреть значение слова круговорот, то это беспрерывный процесс, с постоянным возвращением к исходному положению или к началу. Само значение слова объясняет суть происходящего на уроке. Это нетрадиционное занятие – отчет и соревнование одновременно, которое дает возможность развивать мышление и речь ученика, память и внимание. В процессе работы школьники учатся сравнивать и анализировать, быть терпеливыми и самостоятельными. Обычно такие уроки я провожу после изучения большой, важной темы. Перед проведением данного занятия, за неделю, выдаю ученикам набор вопросов по теме. Число вопросов определяю сама, примерно 10-15. Вопросы должны охватывать главное в изученной теме, то есть определения, формулы, законы, физический смысл величины и прочее. В течение недели ученики готовятся к зачету и могут обратиться за советом к учителю или одноклассникам. Для себя готовлю таблицу, в которой фиксирую ответы учеников.

Пример таблицы.

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог

Иванов

+

   

-

   

+

     

Петров

 

-

 

+

     

-

   

Сидоров

 

+

   

+

   

+

   

Якимов

   

+

   

+

   

+

 


Перед уроком учащиеся должны убрать все принадлежности со стола, кроме листов с вопросами. Учитель объясняет правила работы и критерии оценивания ответов. Далее ученики по очереди отвечают на вопросы. Время на раздумывание ограничено. Если ученик не знает или дает неправильный ответ, то отвечает следующий за ним. Именно следующий, а не тот кто знает и хочет ответить. Когда весь список вопросов завершен, начинаем второй круг, затем третий и т.д. Вероятность повторного попадания вопроса маленькая, но если даже такое совпадение произошло, я меняю вопрос. В итоге ученики ответят практически на все предложенные вопросы. Согласно заработанным баллам выставляется оценка. Обычно оценки высокие. Для меня в таких уроках важны не только баллы учеников, но их психологическое состояние. Радость от успеха – еще один стимул к учебе!

«Плюсы»:

1. Многократное повторение ответа на один и тот же вопрос разными учениками ведет к прочному запоминанию нужной и важной информации. Таким образом, я добиваюсь выучивания основных понятий, формул и законов.

2. Дает возможность каждому ученику высказаться.

«Минусы»:

1. Такую форму работы лучше использовать в малочисленных классах или профильных группах.

2. Ограничение по времени. Поэтому количество вопросов должно быть строго определенное и предполагать краткий и быстрый ответ.

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (4)

Касимова Людмила Михайловна, 07.07.17 в 18:30 1Ответить Пожаловаться
Интересно. Добавила в избранное. Попробую применить в новом учебном году. У нас как раз маленькие классы. Спасибо.
Забелина Маргарита Владимировна, 07.07.17 в 18:33 1Ответить Пожаловаться
Советую! Спасибо за отзыв и внимание к работе!
Лихина Елена Викторовна, 07.07.17 в 19:08 1Ответить Пожаловаться
Я тоже пришла к многократному повторению и проговариванию. Действенный прием! Спасибо за идею, Маргарита Владимировна!
Забелина Маргарита Владимировна, 07.07.17 в 19:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Викторовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.