12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория Юрьевна16
0

Статья «Актуализация знаний на уроках математики»

Цветкова В.

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени

П.П. Семенова-Тян-Шанского», г.Липецк

(Науч.рук. – Овчинникова Е.Е., к.п.н., доцент кафедры математики и физики ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


 

На данный момент учитель свободен в выборе педагогических технологий: технология развития, технология проблемного обучения, проектное обучение, критического мышления, технология логико-смыслового моделирования и др.

Проходя педагогическую практику в школе, наблюдая уроки нескольких учителей математики и других предметов, мой выбор для разработки и проведения первых настоящих уроков пал на технологию критического мышления. Эта технология хорошо подходит для реализации урока согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Технология критического мышления разработана так, чтобы приблизить ученика к процессу познания, и, как следствие, заинтересовать его. По моему мнению, знания, полученные в процессе обучения по данной технологии, более прочны, так как они приобретены в процессе познания мира, а не за счет запоминания уже готовой информации.

Каждый этап урока имеет свой набор приёмов для включения учащихся в исследовательскую деятельность, с последующим осмыслением полученных знаний. Более подробно рассмотрим первый этап актуализации знаний.

Зачастую процесс обучения не плодотворен, из-за того, что учитель строит урок на основе поставленных им целей, считая, что эти цели, учащиеся принимают как свои. Естественно, учитель ставит цели заранее, это и дает ему возможность четко проектировать этапы урока и определять меру его успешности. Но на данном этапе важно, чтобы учащиеся попробовали самостоятельно поставить цели, так как они составляют необходимый мотив к учению. Дать право ученику провести анализ того, что он знает по новому материалу, что создаст ещё один толчок для генерации собственных целей. Это одна из задач этапа актуализации знаний.

Вторая задача заключается в оживлении познавательной деятельности учащихся. Часть учеников не включается в работу сразу, а ждет, когда другие ученики выполнят поставленное задание. Следовательно, важно на этапе актуализации знаний, чтобы каждый ученик принял участие, акцентируя внимание на свой собственный опыт.

Для организации работы на этом этапе необходимо:

Чтобы учащиеся свободно могли высказывать свое мнение по изучаемой теме.

Каждое высказывание фиксировать, при этом не разделяя их на правильные и неправильные.

Сочетать индивидуальную и групповую работу, чтобы ученики слушали друг друга и в процессе обмена идеями создавали новые, более продуктивные. А также работа в группе полезна тем, что некоторые ученики просто боятся высказывать свое мнение на публику, а работая в небольшой группе они смогут чувствовать себя более комфортно.

На этом этапе учитель должен помочь учащимся вспомнить то, что они уже знают по изучаемой теме. Следить за тем, чтобы ученики обменивались мнениями внутри группы, не создавая конфликтные ситуации.

Перечислим приёмы технологии критического мышления, которые возможно использовать на этапе актуализации знаний:

составление списка «известной информации»;

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака.

Я предлагаю рассмотреть некоторые из перечисленных приемов.

Перепутанные логические цепочки.

Ученикам предлагается набор фактов, формул, последовательность которых нарушена; необходимо расставить материал в нужном порядке. Можно использовать при изучении теорем, при решении уравнений и задач. [Формулировка взята с сайта http://открытыйурок.рф/статьи/655857/]

Пример: «Формулы сокращенного умножения». 7 класс.

Перед учащимися набор карточек, нужно разложить карточки в правильном порядке.

(см. Слайд 2 и Слайд 3).

Мозговая атака.

Мозговая атака не столько является приемом, сколько стратегией. Цель такой стратегии – организация групповой интеллектуальной деятельности для поиска нестандартных решений проблемы.

Пример: «Умножение рациональных чисел». 6 класс.

(см. Слайд 4).

Пример: «Свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент». 6 класс.

Чтобы познакомиться с новым понятием, необходимо решить уравнения, расставив их значения в порядке возрастания.

(см. Слайд 5 и Слайд 6).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.