Сценарий физкультурного досуга экологической направленности «Кто не спит зимой в лесу?» для 3-4 лет
Сценарий физкультурного досуга экологической направленности
Тема: «Кто не спит зимой в лесу?»
Возраст: 3-4 года
Группа: 2 младшая
Республика Адыгея
МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской
Воспитатель: Коробкова Т.В.
Сценарий физкультурного досуга экологической направленности для детей второй младшей группы по теме: «Кто не спит зимой в лесу»
Цель:
обобщение полученных детьми знаний о сезонных изменениях в природе и о жизни диких животных.
Задачи:
• продолжать знакомить детей с признаками зимы;
• закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, белка) ;
• уточнить знания о некоторых особенностях жизни диких животных в зимний период;
• развивать внимание и наглядно-действенное мышление;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
• формирование потребности в двигательной активности;
• закрепление основных видов движений (прыжки на двух ногах: на месте, вокруг себя и с продвижением вперёд; бег змейкой; ходьба в колонне) ;
• формирования навыка правильного дыхания;
• развитие координации движений и реакции на сигнал.
Предварительная работа
• рассматривание иллюстраций по темам: дикие животные и их детеныши, времена года (зима) ;
• беседы: о диких животных, о зиме;
• чтение художественной литературы (разучивание стихов);
• загадывание загадок;
• разучивание песен;
• дидактические игры «Найди маму», «Чей домик? », «Угадай по описанию».
Оборудование и материалы:
• ёлочки,
• игрушки заяц-беляк, белка,
• костюм лисы (взрослый), шапочки зайцев ( по количеству детей)
• бумажные снежинки для оформления зала и на ниточке по количеству детей,
• сугробы из ткани (для перешагивания),
• 2-корзинки, 2-обруча, 2-стойки
• шишки и грибы по количеству детей,
• музыкальное сопровождение.
Методы и приемы
• художественное слово (стихи, загадки) ;
• беседа;
• упражнения на дыхание;
• игра (логоритмическая, подвижная, эстафета) ;
• использование наглядности;
• сюрпризный момент.
Ход досуга:
Дети входят в зал колонной по одному:
Воспитатель: Мы на улице гуляли, в зиму снежную попали.
Пробираясь сквозь сугробы, поднимаем выше ноги!
Дети стараются идти, высоко поднимая ноги, по показу воспитателя.
Под слова стихотворения дети ходят врассыпную, по сигналу воспитателя останавливаются.
Уж ты, Зимушка-зима,
Завьюжила, замела
Все дороги, все пути,
Негде детушкам пройти.
Логоритмическая игра:
Посмотрите, кругом белые дорожки руки в стороны, поворот корпуса вправо, влево
Дружно мы гулять пойдём, по лесной дорожке маршируем на месте,
Наденем на ножки тёплые сапожки наклоны вперед
На ручки рукавички, тёплые сестрички. имитация движения, «фонарики»
Отправляемся в поход, ходьба на месте, руки на поясе
Много нас открытий ждёт. ходьба на месте руки над головой
Воспитатель: Посмотрите, вот за ёлкой кто-то прячется. Так это ведь наш знакомый Заяц. Только шубка у него теперь….(ответы детей- белая) Ребята, а вы знаете, зачем зимой заяц меняет серую шубку на белую(ответы детей – снег белый, заяц белый его не видно, от лисы и волка спрятаться просто)?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
А кто может мне сказать, как называются детёныши зайца? (ответы детей…зайчата)
Молодцы ребята все вы про Зайку знаете, так давайте с ним поиграем.
Вот тут шапочки зайчат, их примерить каждый рад! Надеть шапочки зайчиков.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: - развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами; закреплять умение подпрыгивать на двух ногах( на месте, с продвижением вперед, вокруг себя); развивать быстроту движений;
Описание: дети стоят за линией по одной стороне. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети прыгают на двух ногах на середину «полянки» и приседают на корточки. Воспитатель вместе с детьми произносит текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети сидя на корточках поворачивают голову вправо, влево.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.
Со слова «хлоп» дети встают и хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Со слов «скок- скок» дети подпрыгивают на двух нога на месте и вокруг себя.
Тут лисичка прибежала, зайку сильно испугала. Входит взрослый в костюме Лисы. Дети убегают на свои места.
(снять с ребят шапочки зайчат)
Лиса: Это с кем вы тут играете?
Воспитатель:- А вот и Лиса. Зачем Зайку напугала?
Лиса: «Бежала, я по лесу замерзла, решила к вам заглянуть!»
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая она….(ответы детей…
пушистая, хитрая, рыжая…)
Лиса: Ребята, а вы знаете, где я живу …(ответы детей …в лесу, в норе). А как называют моих детенышей? (ответы детей …лисята)
«А посмотрите, ребята, какой у меня хвостик. Он любит бегать то влево, то вправо. Хотите за ним побегать. Беритесь за ручки».
Звучит веселая музыка. Лиса берёт первого ребёнка за руку, и дети бегут под музыку за лисой змейкой.
Музыка заканчивается, дети останавливаются
Воспитатель: Ой, Лисичка посмотри, сколько снежинок ты с ребятками хвостиком снежинок намела….. раздает снежинки на ниточке.
Лиса: Ребята, какие вы молодцы! Все про меня знаете, в игры разные играете, побегу я в лес в норку от снегопада прятаться
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку»
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Воспитатель: Ой, посмотрите кто-то шишки тут рассыпал, как вы думаете кто это? (ответы детей…белка). На ёлке сидит Белочка. Ребята посмотрите, а белочка тоже поменяла свою шубку. Была рыжая, а стала серая. Подскажите мне пожалуйста а как называются детеныши белочки?(ответы детей…бельчата)
Я белка, весёлый зверёк,
По деревьям скок да скок.
В холод прячусь я в дупло –
В нём и сухо, и тепло.
Здесь запасов- ровно на год
Разных шишек, грибов, ягод.
Воспитатель: А бельчата шалуны, играли да все запасы перемешали, давайте поможем белочке разобрать её запасы по разным корзинкам – в одну шишки, а в другую – грибы
Игра-эстафета «Собери грибы и шишки».
Дети, перепрыгивая через сугробы, подходят к обручу выбирают шишку или гриб и относят его в назначенную корзину.
Белка говорит ребятам спасибо и до свидания.
Воспитатель: Жаль, пришла пора прощаться, в детский сад нам возвращаться. Заведем мы хоровод, песню запевай народ.
(Дети исполняют песню на мотив «Прощай, осенний лес» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.)
1. Ау-ау, зимний лес,
Нам не страшна дорога. Идут по кругу держась за руки.
В лесу всегда найдём себе Останавливаются,
Поддержку и подмогу! делают пружинку, руки на поясе.
2. Бежит, бежит тропинка. Махи руками перед собой
Нам лапкой машет ель Махи руками над головой
Пока лесные звери, Идут по кругу держась за руки
Нас садик ждет теперь!
Воспитатель: Мы играли, веселились, со зверями подружились. Тут под ёлочкой для вас припасен сюрприз у нас. Дети берут угощение и под музыку выходят из зала.
Литература
Зацепина М. Б., Антонова Т. Р. Праздники и развлечения в детском саду - М. : Мозаика - Синтез 2006г.
Молодова Л.П : Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пос. для воспитателей ДОУ и учителей нач. -М: Интерпрессервис, 2005 г.
Степанкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов / 2-е изд. испр. М. : Издательский центр "Академия" 2006г
Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / АГПИ им. А.П.Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006
Апробация
Физкультурный досуг экологической направленности
Тема: «Кто не спит зимой в лесу»
Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, экологическое воспитание.
Возраст детей: 3-4 года
Группа: 2 младшая
Время проведения: декабрь
Двигательная активность на физкультурном досуге: Действительно, невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов в зимний период. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких либо действиях, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка. Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание и на гармоничное развитие детей.
Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
«Что рассказать детям о диких животных в зимнее время»
Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких животных в зимний период. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке в белой шубке, за которым охотится лиса, ища следы зайца по снегу, им нравится веселая белочка, которая делает запасы на зиму, медведь спит зимой в берлоге, сося свою лапу, а как все не любят злого волка! Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом животных и повадками диких зверей в зимний период, обращая внимание на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения.
Выводы после проведённого с детьми физкультурного досуга:
*У детей повысилась физическая активность;
* У детей повысился познавательный интерес.
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз физкультурного досуга. Он отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Львова Светлана Алексеевна
Осипова И.Л.
Рылова Татьяна Юрьевна