Сценарий физкультурного досуга
«Масленичные забавы»
Автор: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Бердск, Новосибирская обл.
Описание: Данный сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста и будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям и методистам ДОУ. Мероприятие проводилось в рамках проекта «Ух, ты! Масленица!»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Задачи:
- Совершенствовать в игровой и соревновательной форме двигательные умения и навыки.
- Развивать скоростно-силовые и силовые качества, ловкость, координационные способности, общую и мелкую моторику.
- Способствовать радостному, эмоциональному объединению детей в совместной деятельности и усилению эмоционального воздействия праздника путем использования соответствующего тематике музыкального сопровождения и оформления физкультурного зала, присутствия героя скомороха Прошки.
- Воспитывать потребность в двигательной деятельности.
- Закреплять знания о народном празднике «Масленица»
Продолжительность мероприятия – 50 мин.
Предварительная работа:
- Формирование картотеки по русским народным играм.
- Беседа о народном празднике «Масленица»
- Изготовление тематических плакатов, штандартов, блинчиков (Приложение 1)
- Подборка музыкального материала (Приложение 1)
Инвентарь:
- Валенки – 2 шт.;
- Конус большой – 2 шт.,
- Канат – 1 шт.;
- Большая кукла козла на палке;
- Кукла «Масленица»;
- Шапочка медведя – 1 шт.;
- Прищепки – по кол-ву детей;
- Пластиковые тарелки – 4 шт.;
- Макеты блинчиков – по кол-ву человек;
- Макеты огоньков – по своему усмотрению
Ход досуга
Вводная часть
Дети заходят в зал и строятся в полукруг. Раздаётся стук в дверь и появляется скоморох Прошка
Скоморох: Привет, друзья! А вы знаете кто я?
Прошка бежит, здоровается за руку с каждым ребёнком. Дети высказывают свои предположения, кто же это к ним пришёл в гости.
Скоморох:
Я скоморох. Меня зовут Прошка!
Хочу я вас повеселить немножко!
Давайте зиму провожать, да Весну-красну встречать!
Скоморох спрашивает детей, знают ли они, каким народным праздником встречают весну, дети отвечают. Скоморох предлагает исполнить частушки про масленицу.
Частушки:
Мы Весну гурьбой встречали,
«Приходи, Весна! – Кричали. –
За столом сядь рядом с нами,
Угостим тебя блинами!»
В эту масленую пору
Напекла блинов я гору,
Напекла, устала,
Угощать всех стала!
До чего же, до чего же
Блин на солнышко похож,
Я блиночек проглочу,
Всем, как солнце, засвечу!
Всю неделю ел блины,
Перестал влезать в штаны,
Пусть не встать в штанах, не сесть,
Я блины продолжу есть!
Под весенний звон капели
Мне синички песни пели,
Я их песни слушала,
Блин с вареньем кушала!
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы частушки, как сумели,
Про блины вам нынче спели,
Наш поклон вам, господа,
И блины вкушать айда!
Скоморох:
Эй! Скорей за мной народ!
Будем дружно мы шагать,
Масленицу зазывать!
Основная часть
♫01. Под народную музыку дети идут друг за другом во главе с Прошкой и повторяют за ним движения, в соответствие с музыкой:
- Ходьба, «пританцовывая», выполняя движения руками с большой амплитудой вперёд-назад, при этом руки согнуты в лучезапястном суставе, ладоши виз.
- Бег на носочках, руки на пояс.
- Ходьба.
- Обычный бег в среднем темпе в обход и, выполняя несколько раз противоход (имитация, бегущего ручейка).
- Ходьба.
- Бег на носочках.
- Ходьба с перестроением в круг в движении, остановка и выполнение общеразвивающих упражнений:
1) И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон головы вправо,
2 – и.п.,
3 – наклон головы влево,
4 – и.п.
2) И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1-2 – плечи вверх-вниз,
3) И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс
Поочерёдно поднимать вверх правое и левое плечо
4) И.П. – стойка ноги врозь, руки согнуты в лучезапястном суставе, ладоши виз,
1 – поворот туловища направо,
2 – и.п.,
3 – поворот туловища налево,
4 – и.п.
5) И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз
1 – полуприсед, хлопок по бедрам,
2 – выпрямится, хлопок в ладоши.
6) И.П. – стойка ноги вместе, руки на пояс
Бег на носочках по кругу, переходящий в ходьбу.
Скоморох: Масленица всегда славилась своим весёлыми забавами! Вот вам первая забава: крепче за руки держитесь, да на карусель садитесь.
♫02. Подвижная игра «Карусель»
Описание: Дети встают вкруг, крепко берутся за руки. В соответствие с музыкальным сопровождением выполняют движения:
1. Начинать в правую сторону:
- Обычная ходьба,
- Быстрая ходьба,
- Бег, сгибая ноги назад, переходящий в ходьбу,
- Поворот в обратную сторону в движении.
2. Тоже повторять в обратную сторону.
3. Ходьба по кругу, несколько раз меняя направление по команде.
Скоморох быстро берёт в руки куклу козла одетого в народном стиле.
Скоморох от имени козла:
Что за шум средь бела дня?
Интересные дела!
Веселятся без меня!
Не позвал никто козла!
Скоморох бегает с куклой по кругу, сердито произносит: «Бе-бе…» и грозит детям козлиными рожками
Скоморох: Не сердись на нас Козлик! По дороге мы пойдём и Козу тебе найдём! Правда, ребята?
♫03. Фольклорная подвижная игра «Шёл козёл дорогою»
Описание: Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствие с текстом:
Шел козёл дорогою, дорогою широкою,
Идут, взявшись за руки вокруг козлика.
Нашел козу безрогую, безрогую козу.
Мальчик приглашает поклоном выбранную девочку. «Козел» вместе с «козой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И весело попляшем, попляшем, попляшем,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
Примечание: Игра продолжается до тех пор, пока не будет выбрана каждая девочка. В зависимости от количества девочек выбирается определённый Mp3 файл. Например, если количество девочек – 7, то нужно выбрать следующий Mp3 файл: 03. Козёл (6). На один меньше, чем количество девочек, так как последний раз дети произносят текст самостоятельно без Mp3 сопровождения и в последней строчке меняют слова: «Игру мы завершаем, завершаем, завершаем».
В роли козлика мальчики меняются по указанию скомороха или воспитателя. Целесообразно заранее закрепить мальчиков за определёнными девочками, чтобы не случилось обидных ситуаций. Если девочек больше, то можно закрепить мальчика за двумя девочками, также в роли мальчика может выступить скоморох.
Скоморох:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
Русская народная игра «Бубенцы»
Описание: Скомороху завязывают глаза платком. Воспитатель по очереди передаёт колокольчик детям, резко меняя направление, в момент, когда скоморох почти доходит до ребёнка с колокольчиком.
Скоморох:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
♫04. Подвижная игра «Золотые ворота»
Описание: Мальчики и девочки встают друг за другом парами, причём если в первой паре девочка стоит справа, то в следующей паре – слева и.т.д. Пары берутся за руки и поднимают их вверх. По команде под музыкальное сопровождение, пары поочерёдно, начиная с последней, проходят «в ворота», встают вперёд и поднимают руки вверх. Каждая пара проходит два раза сначала в одну, затем в обратную сторону. Мальчик ведёт девочку.
Скоморох: Будем дальше развлекаться, будем с вами состязаться.
Скоморох показывает детям валенки и спрашивает их, знают ли они, что это такое. Дети рассказывают скомороху про валенки, что это обувь и когда её носят.
Игра-состязание «Кто дальше забросит валенок»
Описание: Две команды встают в шеренгу напротив друг друга рядом с линиями старта. Первые участники проходят на линию старта, берут в руки валенок и, по команде стараются закинуть его как можно дальше. Затем поднимают валенки передают следующим участникам, занявшим линию старта, и возвращаются на своё место в шеренгу и.т.д.
Скоморох: Теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.
Скоморох уносит валенки в определённое место и быстро одевает шапочку медведя
Скоморох:
Всем привет! Я – Медведь! Сейчас буду я реветь!
Вот вам новая забава всем силачам почет и слава!
Будем в руки брать канат и тянуть вперёд-назад.
♫05. Игра-состязание «Перетягивание каната»
Описание: По команде, под музыкальное сопровождение дети начинают перетягивать канат. Скоморох держится за середину каната, регулируя процесс во избежание травм. Также по команде дети перестают тянуть канат и кладут его на пол.
Скоморох: Будет, кто со мной тягаться? Хочет, кто соревноваться?
Скоморох предлагает детям потягаться с ним в перетягивании каната. Дети небольшими группами состязаются со скоморохом и, конечно, побеждают его.
Скоморох:
Друзья, хватит забавляться!
Масленицу будем ожидать,
Блинами гору устилать.
♫06. Малоподвижная игра «Остуди блинчики»
Описание: Команды строятся в шеренги на определённые места. Во главе одной команды находится воспитатель, во главе второй – скоморох. Они держат в руках тарелки с «блинчиками». По команде дети начинают передавать друг другу при помощи прищепок (щипчиков) «горячие» блинчики. Последний участник складывает «блинчики» в тарелку.
Заключительная часть
Прощание с масленицей
Скоморох:
Угощение на славу, всем ребятам на забаву!
Пришло время с масленицей прощаться и блинами угощаться.
Дети встают вокруг куклы «Масленица»
Скоморох: Наступил твой час, ты порадуй нас! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Дети идут, взявшись за руки вокруг масленицы, и повторяют несколько раз: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» В это время скоморох прикрепляет к масленице в нескольких местах картинки с изображением огня. Затем предлагает попрощаться с масленицей и отправиться в группу, чтобы отведать настоящих блинов.
Дети организованно покидают зал
Приложение 1
DOCX / 14.6 Кб