12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чупринина Ирина Анатольевна275

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3














СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ ЗАЛИТЫЙ

КРАЙ ДОНСКОЙ»

(ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

К КАЗАЧЬИМ ТРАДИЦИЯМ И ОБРЯДАМ)


















АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ЧУПРИНИНА И.А.

ДОЛЖНОСТЬ: СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ВЫСШАЯ.

ВОЗРАСТНАЯ АУДИТОРИЯ: СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.







МИЛЛЕРОВО

2020

Цель: знакомство детей с историей и традициями Донского края.



Задачи:

Образовательные: формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщить и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков.

Развивающие: Развивать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества, любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Но наше путешествие будет не простым. Мы с вами отправимся в историческое путешествие – в прошлое. Сегодня мы узнаем историю нашего родного края, края Тихого Дона. Это – моя, ваша, наша с вами родная земля, Родина, Отчизна. И все это – край Донской.


Дети исполняют песню «Солнечным светом залитый край Донской».


Воспитатель: Вы хотите узнать, какой наша родная земля была много-много лет назад; какие люди жили на ней; познакомиться с их бытом и традициями? Итак, готовы? Тогда отправляемся в путь по реке времени (дети сооружают из мягких модулей большую лодку, несколько детей берут «весла»).


На фоне казачьей песни дети с педагогом «плывут» по реке Дон на лодке.

По ходу рассказа педагога на интерактивную доску проецируется видеоизображение (река Дон, степи, леса, звери и др.).


Воспитатель: В далекие-далекие времена там, где сейчас расположена Ростовская область, простирались покрытые высокими травами степи. По берегам реки Дон темнели густые леса, в зарослях терновника, бузины и калины водились дикие звери. А какие это были звери, вы узнаете, когда отгадаете загадки.


1. Как корова, но мала,

Правда, тоже есть рога (коза).


2. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь).


3.Посмотрите-ка, какая!

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (лиса).



4. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть.

На козу готов напасть (волк).


5. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (еж).


Дети «подплыли» к берегу. Выходят из лодки.


Воспитатель: Ой, а что это промелькнуло? Наверное, какой-то зверек пробежал?

Этого зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке – летом (заяц).


Игра-танец «Зайки» (Е. Железнова «Зайка»).


На интерактивную доску проецируется видеоизображение казака, казачьего города, куреней, майдана, станицы и др.)


Воспитатель: Прошло много-много времени, с тех пор, когда Донские степи были дикими, и на Дону стали селиться люди. Кто мне подскажет, как их называют? (донские казаки). Что же за народ такой, казаки? (это разные русские люди). Слово «казак» означает «воин на коне, который легко вооружен». На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно подкрасться и напасть на них. Такие поселения назывались «казачьими городами».

Для жилья казаки строили дома из дерева и камня, укрывали их соломой. Как вы думаете, почему именно из этих материалов, а почему укрывали соломой? А кто знает, как называется дом казака? Правильно, курень.

Давайте и мы с вами попробуем построить такой курень.


Дети конструируют курени и создают из них казачий городок и станицу.


Воспитатель: Ребята, в казачьем городке всегда была небольшая площадь. Казаки называли ее майданом. На майдане собирали казачьи круги (сходы, собрания) и решали самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявить войну, с кем заключить мир, принимали в казаки, женили. Интересен тот факт, что женщины в этот круг не допускались.

И вот что еще интересно: с 3-х лет мальчика-казака сажали на коня, а с 10-ти лет он должен был появляться на майдане с отцом-казаком и дедом-казаком. Ведь не зря казаки говорят «Казак с конем и ночью, и днем». Ребята, а как вы понимаете смысл этих слов? (казак без коня – это не казак, всегда и везде казак на коне, с самого раннего детства и до самой глубокой старости казак ездит верхом на коне).

Мальчики, а вам бы хотелось испытать себя в качестве наездника и попробовать оседлать лошадь?


Скачки на «лошадях» (лошадках-скакалках на палках).


Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили казаки много лет назад. А чем они питались раньше, вы знаете?

В старину они добывали себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Как вы думаете, почему? (в нашем крае много лесов и течет великая река Тихий Дон).

Огороды они не сажали и домашних животных не держали. А как вы думаете, почему? (они в любой момент готовы были сняться с места и отправиться в поход, защищать родную землю).

И только спустя много лет в станицах стали появляться огороды и базы, где держали животных.

Шли годы, казаки строили новые станицы, а в них – курени. Я предлагаю вам подойти к куреню и рассмотреть его.


На фоне казачьей песни дети рассматривают курень и базок (экспозиция).


Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим дом казака – курень. Что мы можем о нем рассказать?

Дети описывают внешний вид куреня: сделан из камня или дерева, укрыт соломой, огражден плетнем, на котором висят глиняные и деревянные горшки и кувшины; возле плетня ходит петух и курица с цыплятами; на базу привязан конь; возле куреня стоит люлька с малышом; накрыт стол деревянной, керамической и чугунной посудой, стол застлан белой вышитой скатертью.

Воспитатель с детьми подходят ближе и здороваются. Им никто не отвечает.

Воспитатель: Ребята, мы видим, что дома никого нет. Как вы думаете, где может быть хозяйка этого куреня? (предположения детей). Правильно, занята своей повседневной работой. В поле, в огороде, ухаживает за скотом. Посмотрите, на столе лежат продукты (муляжи фруктов и овощей). Наверное, казачка хотела приготовить обед? Как вы думаете, что можно приготовить из этих овощей? А из этих фруктов?


Игра «Сварим щи», «Сварим взвар».

Играют две команды. Из ряда продуктов дети каждой команды выбирают те, из которых варят щи (взвар).


Раздается плач ребенка.


Воспитатель: Что же нам делать? Как успокоить и убаюкать малыша? (спеть колыбельную, покачать люльку, не шуметь).

Давайте споем малышу колыбельную которую пели давным-давно мамы своим казачатам.


Дети исполняют колыбельную «Тише. Тише. Тишина».

Дети поют колыбельную, качая люльку. Ребенок успокаивается и засыпает.


Воспитатель: Молодцы, ребята. Помогли казачке: овощи для щей отобрали, фрукты и ягоды для взвара подготовили, малыша убаюкали. Я думаю, что казачка будет очень вам благодарна. Но где же она? Почему так долго не приходит? Вы говорили, что она может быть в поле. Давайте отправимся ей навстречу.


Дети под казачью песню идут по полю.

Педагог интересуется, не устали ли они, и предлагает немного отдохнуть.


Аутотренинг под музыку

Ярко светит солнце,

Дует летний ветерок.

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы луга,

Надо мной гордо кружат птицы,

Мне хорошо и приятно.


Воспитатель: А вот, ребята, и казачка идет. Что-то в руках несет. Давайте поздороваемся.

Казачка: Здорово дневали, казачата! А я за травами ходила, за лечебными. На Донской земле много трав от разной хвори.

Воспитатель: А какие травы Вы собрали и от каких болезней они лечат?


Казачка загадывает загадки детям о травах и по мере их отгадывания демонстрирует пучки трав и рассказывает о их лекарственных свойствах.


Казачка:

1. Ах, не трогай меня!

Обожгу и без огня (крапива).


2. Рос шар бел, дунул ветер

Шар улетел (одуванчик).


3. Нарядные платьица,

Желтые брошки.

Ни пятнышка нет

На красивой одежке (ромашка).


4. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог (подорожник).


Казачка:

Есть много трав полезных

На земле Донской.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, зверобой.


Воспитатель: Ребята, посмотрите, на ромашке сидит золотая пчела. Она, наверное, прилетела мед собирать с душистых трав и цветов. Слышите, как она жужжит?

Казачка: А у нас, у казаков, есть песня, которая так и называется «Пчелочка златая».

Воспитатель: А мы тоже ее знаем.


Дети исполняют песню «Пчелочка златая».


Казачка: Мы, казаки, очень гостеприимный и щедрый народ.

Воспитатель: Наши ребята знают об этом. Все мы живем на Донщине, чтим традиции о обычаи донского народа.

Ребенок:

На Донщине на моей

Рады встретить всех гостей!

Пышным свежим караваем

Здесь всегда гостей встречают!

Ребенок:

На Донщине на моей

Жить сегодня веселей!

Потому сегодня тут

Ценится особо труд!

Ребенок:

На Донщине на моей

Пышет жаром от полей!

Колос-в колос, песня – в голос,

Приезжайте к нам скорей!

Казачка:

А сейчас, гости дорогие, прошу всех к столу – отведайте пирога с целебным травяным чаем.


Дети и гости праздника под казачью музыку подходят к столу.

Казачка всех угощает пирогом или караваем и травяным чаем.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.