Сценарий интегрированного урока по теме «Заключительный этап Великой Отечественной войны»

Задание 1 команде
DOCX / 177.73 Кб
Задания 2 команде
DOCX / 207.46 Кб
Задания 3 команде
DOCX / 255.59 Кб
Задания 4 команде
DOCX / 28.88 Кб
Задание -кроссворды
DOCX / 40.36 Кб
Математические задачи
DOCX / 17.59 Кб
ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Минобразования Чувашии
Архипова Светлана Леонидовна, преподаватель истории,
Ильина Ирина Александровна, преподаватель математики
Открытый интегрированный урок
Завершающий этап Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Электронный адрес техникума: chebttpk@mail.ru
5sveta519@mail.ru- электронный адрес Архиповой С.Л.,
spk_ura@mail.ru - электронный адрес Ильиной И.А.
Чебоксары, 2021
Сценарий интегрированного занятия интегрированного занятия по предметам «История» и «Математика»
на тему "Заключительный этап Великой Отечественной войны "
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
М.В. Ломоносов
Тема занятия: Заключительный этап Великой Отечественной войны
Цель занятия: формирование представления об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны, закрепление знаний в ходе решения математических задач и примеров.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) раскрыть основные наступательные операции советской армии 1944 и 1945 годов;
2) раскрыть основные решения Крымской и Потсдамской конференций;
3) раскрыть итоги и значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
3) закрепить знания по темам: «Производная», «Проценты», «Векторы», «Объем параллелепипеда», «Процент отходов» в ходе решения задач, закрепление умения вычислять производные, решать квадратные и линейные уравнения.
Развивающие задачи:
1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)
2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения давать собственную оценку историческим явлениям и процессам, объяснять их)
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать патриотизм
2.Воспитывать позитивное отношение обучающихся к учебному предмету и изучаемому материалу, развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к ее истории.гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Предполагаемые результаты:
Достичь образовательных результатов на уровне личностных, метапредметных и предметных результатов:
- личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формировать целостное восприятие всего спектра исторических реалий; российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою страну, прошлое многонационального народа России; вырабатывать систему ценностносмысловых установок, отражающих активную гражданскую позицию.
- метапредметные: обобщать факты, делать выводы, строить логическое рассуждение; работать индивидуально и в группе; критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; овладевать навыками сравнительного анализа;
- предметные: устанавливать причинно-следственные связи; проводить сравнительный анализ; раскрывать особенности Великой Отечественной войны; давать свою оценку итогам войны; определять роль СССР в победе во Второй мировой войне. Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы, уметь решать задачи на вычисление процентов, выполнять задания по темам: «Производная», «Проценты», «Векторы», «Объем параллелепипеда».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Методы обучения: метод проблемного обучения, словесный, наглядный, самостоятельная работа обучающихся с информационными источниками
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, кинофрагменты «Битва за Берлин», «День Победы», раздаточный материал каждой группе обучающихся
Текст учебника, параграф в книге: Артемов В.В ,Лубченков Ю.Н.. История: учебник для студ. Учреждений сред. Проф.образования в 2 ч. Ч. 2. /В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 3-е изд., испр.- М., Издательский центр « Академия», 2018)
Юлдашев Ильдар Наилевич Разработка «Урока Победы» в номинации «Лучший урок истории» https://prosv.ru/_data/pobeda/31/yuldashev_razrabotka_uroka.pdf
Основные понятия: «капитуляция», «10 сталинских ударов», «денацификация», «демилитаризация», «демократизация», «демонополизация»
Денацификация - система мероприятий для искоренения нацизма в Германии.
Демилитаризация - установленный договором международно-правовой режим определённой территории, не допускающий её использования в военных целях в мирное время.
Демонополизация - комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке.
Демократизация - процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.)
-Проверка готовности группы к уроку.
-Распределение обучающихся по группам (4 группы по 6 человек в группе).
-Выяснение темы урока, цели, задач урока.
- Сегодня у нас необычный урок- интегрированный, объединяющий два предмета- историю и математику.
Преподаватель математики (М): Для начала, давайте вспомним тему «Производная» и попробуем решить следующие задания (решают 3 студента у доски, задания выводятся на экран).
1. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции
у = 1/2 х^2-5х в точке х=14
Предполагаемый ответ: производная равна х – 5, подставляем вместо агумента число 14, получаем 14 – 5 = 9
2. Найти значение производной функции у = 10 sinx при х = π/3
Находим производную, она равна 10 cosx, подставляем в нее значение х = π/3, получаем 10 cos 60 = 10 •0,5 = 5
3. Найти критическую точку функции у=3890 х- х^2
Критические точки – это те точки, в которых производная равна нулю. Найдем производную, 3890- 2х = 0, 2х = 3890, х = 1945.
М: Давайте запишем наши ответы в одну линию, через точки, получим 9.5. 1945.
Посмотрите, пожалуйста, на них. Что это за числа?
(Предполагаемый ответ – дата)
М: А какая именно дата?
(Предполагаемый ответ – дата окончания ВОВ).
- К какому периоду войны относится эта дата?
(предполагаемый ответ – Заключительному или завершающему),
И: -На прошлых занятиях мы познакомились с основными событиями первого и второго периодов Великой Отечественной войны.
-Как вы думаете, какая тема будет рассматриваться на этом уроке? (предполагаемый ответ: логично будет рассмотреть третий период Великой Отечественной войны)
-Да, совершенно верно, сегодня нам предстоит познакомиться с основными событиями третьего периода Великой Отечественной войны, а именно с темой «Заключительный этап Великой Отечественной войны».
Обучающиеся записывают тему занятия в тетрадь.
-Вы – будущие технологи общественного питания. Зачем вам изучать эту тему? (Предполагаемые ответы: Для общего развития, для получения среднего образования. Изучая прошлое, мы лучше понимаем настоящее и предвидим будущее)
-Вы сидите по группам неслучайно. В конце урока группы, набравшие больше баллов в ходе урока, получил оценку «5», за второе место – «4». Каждая команда выбирает капитана и получает лист оценивания.
II. Актуализация знаний обучающихся (7 минут)
Фронтальная беседа:
-Назовите годы Великой Отечественной войны (предполагаемый ответ: 22 июня 1941 г.-9 мая 1945г.)
-Как назывался план нападения на СССР? (предполагаемый ответ: план нападения на СССР назывался план «Барбаросса»)
-Что такое блицкриг? (предполагаемый ответ: блицкриг - план молниеносной войны)
-Назовите основные периоды Великой Отечественной войны (предполагаемый ответ: 1 период:22 июня 1941г.- 18 ноября 1941г.; 2 период: 19 ноября 1942 г.- конец 1943г.; 3 период: 1944- 9 мая 1945 г.)
-На прошлых занятиях мы познакомились с первым и вторым периодом Великой Отечественной войны. А сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Великая Отечественная война» и познакомимся стретьим периодом Великой Отечественной войны.
-Назовите даты третьего периода Великой Отечественной войны (предполагаемый ответ: 1944 г.- 9 мая 1945г.)
Для изучения данной темы нам необходимо рассмотреть следующие вопросы:
План
1.10 сталинских ударов
2.Освобождение Европы
3.Крымская и Потсдамская конференции
4.Итоги войны и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне
Обучающиеся записывают тему урока и план в тетрадь (слайд №1).
Преподаватель предлагает каждой команде сформулировать проблему по каждому вопросу плана. Формулировка проблемного вопроса осуществляется с помощью наводящих фраз преподавателя, выводимых на слайд.
Предполагаемый ответ –
1. Почему Великая Отечественная война не закончилась в 1944 году?
2. СССР в Восточной Европе – освободитель или завоеватель?
3. Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме?
4. Докажите, что СССР внес решающий вклад в разгром Германии и её союзников.
-Определите свои учебные задачи. Поставьте их перед собой, а в конце урока сообщите об их реализации.
Предполагаемый ответ: нам надо рассмотреть наступательные операции советской армии в 1944 – 1945 годах, решения Крымской и Ялтинской конференций, итоги войны и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне).
По ходу изучения нового материала вам предстоит заполнить таблицу «Основные события в ходе Великой Отечественной войны 1944-1945гг.»
III. Изучение нового материала (72 минуты) (См. слайд №2)
Каждая команда получает задания, которые необходимо выполнить в течение 20 минут.
Первый вопрос плана. 10 сталинских ударов. Обучающимся предложено ответить на проблемный вопрос: «Почему Великая Отечественная война не закончилась в 1944г.?» Работая с раздаточным материалом, студенты заполнить таблицу с перечислением военных операций, вошедшими в историю войны, как “10 сталинских ударов” (Приложение №1)
Второй вопрос плана. Освобождение Европы. Обучающимся второй команды предложено ответить на проблемный вопрос: «СССР в Восточной Европе – освободитель или завоеватель?», а также, работая с раздаточным материалом, заполнить таблицу «Освобождение Европы» (Приложение №2).
Третий вопрос плана. Крымская и Потсдамская конференции.В 1945 году были проведены две конференции глав трех государств: СССР, США, Великобритании. Какие вопросы на них рассматривались? Для ответа на этотвопрос обучающиеся третьей команды работают с текстом учебника, раздаточным материалом и заполняют сводную таблицу, где сравнивают эти конференции (Приложение №3).
Четвертый вопрос плана. Итоги войны и значение победы советского народа в войне.
Четвертая команда отвечает на проблемный вопрос «В чём источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?». Работая с раздаточным материалом студенты устно отвечают на вопросы к документу. Заполняют таблицу «Причины победы. Значение победы» (Приложение №4).
Четырем студентам (представителям каждой из команд) было дано опережающее задание – подготовить сообщение о героях войны (Апраксин, З.Парфенова, Г.Жуков, И.Конев (Приложение 5).
В задания команд включены математические задачи, историко-математический кроссворд.
При создании кроссвордов был использован сайт http://cross.highcat.org/ru_RU/# (Приложение 6)
По окончании выполнения заданий, каждая группа представляет свои результаты .
По истечении времени капитаны команд сообщают о выполненном задании, зачитывая записи в таблице, а также объясняют решение задач. Идет обсуждение правильности сделанных записей. На слайде отражаются эталоны ответов, чтобыу странить имеющиеся неточности дома.
Обучающие слушают сообщения студентов и смотрят презентации о героях третьего этапа Великой Отечественной войны.
В ходе выступления студенты оценивают правильность выполнения каждого задания.
Преподаватель истории и математики делает обобщение, вывод и оценивает работу команд и отдельных студентов. Заполняется лист самооценки
IV. Закрепление темы проводится путем выполнения тестовых заданий (Приложение № 6)
V. Домашнее задание (3 мин.)(слайд №)
Преподаватель предлагает на выбор выполнить следующие задания.
1.Подготовить сообщение о наших земляках, героях войны
2. Составить кроссворд по теме урока (10 слов)
3. Нарисовать плакат, призывающий к борьбе с врагом
4.Выполнить письменное задание: Докажите, что советские войска сыграли решающую роль в разгроме фашистского блока на завершающем этапе войны
5. Написать реферат «В памяти потомков» (о членах своей семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне)
6. Написать историческое сочинение- размышление на темы:
-Цена победы в Великой Отечественной войне.
-Главный урок войны для человечества и каждого человека.
-Сегодня многие переписывают историю на свой лад. Как вы к этому относитесь?
Преподаватель обобщает и говорит о достижении поставленных целей и задач урока, оценивает работу команд и ее участников. Студенты заполняют листы самооценки. Оценивают себя, лидер группы оценивает участников.
VI. Рефлексия (5 мин.) (Слайд №)
-Какую тему мы изучили сегодня?
-Что нового вы узнал (а) на уроке?
-Чему вы научились на уроке?
-Что тебе понравилось?
-Что не понравилось?
-Чтобы определить, с каким настроением вы покидаете урок, обратитесь к ссылке https://forms.gle/gDE56vWRotF9t1377и ответьте на вопрос
-Преподаватель сообщает ответы студентов и благодарит за работу
-Спасибо всем за работу!
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Ильина
Домашева Татьяна Васильевна