Конспект урока истории в 11 классе «Начальный этап Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
Конспект урока «НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 гг.»
Ниже представлено описание разработанного урока с применением аудио- и видеоматериалов. Урок будет проводиться в 11 классе по истории России в разделе Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция с элементами самостоятельной работы.
Цель урока: сформировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты урока: в результате урока ученики смогут: рассказать о причинах нападения Германии на СССР, показать на карте основные боевые действия начального периода войны и направления нападения германской армии, объяснить, почему СССР не был готов к войне и объяснить провал германского плана «Блицкриг».
Информационные ресурсы: учебник Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров, 2007 год, интерактивная карта «Великая Отечественная война», контурная карта «Военные действия 1941 – 1942 гг.», компьютер, аудиозапись «Выступление В. М. Молотова от 22 июня 1941 г.», видеофрагмент «Крах операции «Тайфун».
Ход урока.
Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Ученики приветствуют учителя.
Мотивационный этап.
В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой отечественной войне. Мы всё дальше и дальше уходим от тех трагичных событий начала Великой Отечественной войны. Почему началась война? Можем ли мы вынести какие-либо уроки из тех далеких событий отечественной истории? Именно поэтому наш сегодняшний урок мы с вами посвятим первым месяцам Великой Отечественной войны.
Периодизация Великой отечественной войны:
22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.;
19 ноября 1942 – конец 1943 г.;
Начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.;
8 августа 1945 г – 2 сентября 1945.
Наш урок сегодня посвящен начальному этапу Великой отечественной войны. Сегодня мы с вами поговорим о:
Вторжении и летней катастрофе 1941 г.
Мобилизации страны.
Смоленском сражении и катастрофе на Украине.
Битве под Москвой.
И ответим на 2 ключевых вопроса: почему СССР не был готов к войне и чем объясняется провал германского плана «блицкриг» против СССР?
Содержательно-деятельностный этап.
Первый вопрос урока изучается путем рассказа учителя и выполнения ряда заданий по аудиоисточнику.
Примерное содержание рассказа учителя:
«На рассвете 22 июня 1941 г. прогремели выстрелы и полетели бомбы, полилась человеческая кровь. Никто даже и думать не мог, что это может произойти. В тот день все занимались своими делами, а в ночь с 21 на 22 июня по всей стране отмечался школьный выпускной бал. Но, нарушив пакт о ненападении, Германия вероломно без объявления войны напала на СССР. Сталин, находясь в состоянии шока, не смог даже выступить пред народом по радио. Это сделал министр иностранных дел В. М. Молотов».
Далее учащимся предлагается прослушать выступление В. М. Молотова и ответить на вопросы: «Какие территории были обстреляны?», «Каков был аргумент Германии, в связи с чем, они нарушили пакт о ненападении?», «Как оценивается нападение Германии Советским правительством?» (звучит аудиозапись «Выступление В. М. Молотова от 22 июня 1941 г.»).
После того как прозвучала аудиозапись, обучающие отвечают на поставленные вопросы.
Как вы думаете, каковы были причины нападения Германии на СССР? (ученики отвечают)
Причины нападения:
1) Захват экономического потенциала СССР – богатейшие энергетические, сырьевые, продовольственные и трудовые ресурсы;
2) Устранение идеологического конкурента.
Являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства? Сталин игнорировал неоднократные предупреждения различных разведывательных источников о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР. Уже к маю 1941 г., на западной границе с СССР немцы сконцентрировали около 3,5 млн. солдат, и Сталин об этом знал, но считал, что война начнется не раньше 1942 г. Из этого можно сделать вывод, что наша страна не готова была к столь внезапному нападению.
Какие действия были предприняты после нападения? (ученики отвечают).
Действительно, в первый день войны были образованы 3 фронта: Северо-Западный (командующий – генерал Ф. И. Кузнецов), Западный (командующий – генерал Д. Г. Павлов) и Юго-Западный (командующий – генерал М. П. Кирпонос) и 24 июня был создан Северный фронт (командующий – генерал М. М. Попов). Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен И. В. Сталин. Война потребовала отказа от некоторых демократических форм управления страной, предусмотренных Конституцией 1936 г. что привело к тому, что 30 июня вся полнота власти в стране перешла в руки Государственного Комитета Обороны (ГКО), председателем которого стал И. В. Сталин.
Мобилизация – совокупность мероприятий, направленных на приведение вооруженных сил и государственной инфраструктуры из мирного состояния в полную боевую готовность.
Изучение второго и третьего вопроса происходит путем рассказа учителя и показа по интерактивной карте «Великая отечественная война»:
URL: https://www.pobediteli.ru/index.html период с 22 июня по 30 сентября 1941 г.
Анимация на карте сопровождается показом наступления немецких армий.
Наступление немецкой армии шло по трем направлениям. Первое направление на Москву (группа армий «Центр») во главе с Федором фон Боком; второе – на Ленинград (группа армий «Север») во главе с Вильгельмом фон Леебом; и третье – на Киев (группа армий «Юг») во главе с Карлом фон Рундштедтом;
После того как обучающие просмотрят анимационную карту в сопровождении с рассказом учителя, им предлагается поработать с контурной картой. Задание: «Нанести на контурную карту основные направления ударов немецкой армии» (Приложение № 1).
Четвертый вопрос «Битва под Москвой» изучается с помощью рассказа учителя, интерактивной карты «Великая отечественная война» и просмотра видеофрагмента «Крах операции «Тайфун»». Длительность видеоматериала составляет 20 минут.
Перед просмотром видеоматериала учитель задает вопросы: «Какова была цель операции «Тайфун»?», «В каких стратегических направлениях шло наступление немецкой армии?», «Когда началось наступление на Москву и какой группой армии?». А так же предлагает для дозаполнения хронологическую таблицу*:
Дата | Событие |
30 сентября 1941 г. | Начало операции «Тайфун» |
2 октября 1941 г. | Начало непосредственных боевых действий |
15 октября 1941 г. | Эвакуация Москвы |
5 – 6 декабря 1941 г. | Контрнаступление под Москвой |
*Курсивом выделены фрагменты, которые ученики должны вставить в таблицу на основе просмотра фильма
После просмотра видеоролика проводится беседа по заданным вопросам. А так же обучающиеся отвечают на вопрос: «Каковы причины успеха Красной армии?», «Каково значение битвы под Москвой для дальнейшего развития военных действий, а так же боевого духа солдат?».
Итог битвы за Москву можно зафиксировать в тетради:
а) Был сорван план «молниеносной войны».
б) Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.
Пришло время ответить на второй проблемный вопрос нашего урока: Чем объясняется провал германского плана «блицкриг» против СССР? (примерные ответы учеников).
1. Недооценка военной силы и потенциал ресурсов СССР.
2. Переоценка Германией собственных сил.
3. Упорство и стойкость русского солдата.
4. Погодные условия – мороз и бездорожье.
Какие два главных вывода можно сделать по итогам начального периода великой отечественной войны?
Ожидаемые ответы:
1. СССР не был готов к войне, и в решающий момент руководство страны оказалось преступно недееспособным, что повлекло огромные потери.
2. Мужество и героизм советских людей сорвали план молниеносной войны.
Рефлексия.
Учитель предлагает продолжить фразу «Сегодня я узнал…», «Мне было сложно…»
Домашнее задание.
1. Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы к нему.
2. Подготовить сообщения и презентации в программе PowerPoint (одну на выбор): «Блокада Ленинграда», «Оборона крепости Брест», «Приказ № 270», «Приказ № 227», «Батарея № 35 Севастополя», «Евпаторийский десант».
Также учитель может посоветовать к просмотру фильмы, посвященные Великой отечественной войне.
Приложение № 1.
Контурная карта «Военные действия 1941 – 1942 гг.»