12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельник Юлия67
Учитель начальных классов МОУ "СОШ имени Г.И. Марчука р.п. Духовницкое"
Россия, Саратовская обл., р.п. Духовницкое

Нравственный час общения "Дарите лучики добра…" (1 класс)

Автор: Мельник Юлия Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области», педагогический стаж – 23 года.

Описание. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня, а также для родителей обучающихся начальной школы. Рассчитана для обучающихся 1- 2 класса.

Цель мероприятия:

Создать условия для формирования представления обучающихся о добре и зле как этических категориях.

Задачи:

1. Познакомить с волонтёрской деятельностью.

2. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным.

3. Воспитывать у учащихся культуру человеческих отношений, взаимоуважение, отзывчивость, стремление помогать окружающим.

В результате занятия участники смогут:

сформулировать понятие «волонтёр»;

практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

приобретут навыки работы в сотрудничестве;

поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Подготовка:

1. Подбирается аудиозапись песни "Добрым быть совсем не просто" (Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В.), аудиозапись сказки Л.Н. толстого «Белка и волк»

2. Заранее раздаются детям стихотворения.

3. Готовится презентация мероприятия.

4. Подготавливаются: сердечки разного цвета, мешочек с предметами (мягкими и колючими), памятки «Правила доброты».

 5. Толковый словарь С. И. Ожегова.

Участники мероприятия: обучающиеся 1 класса, классный руководитель.

Ход классного часа:

1. Введение в тему.

- Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с прослушивания сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк» (слайд 1). Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит аудиозапись сказки, либо учитель читает сказку самостоятельно (Приложение 1).)

- Правильно, мы поговорим сегодня о доброте. (слайд 2).

Учитель: Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,

Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.

Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.

Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...

- Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека, а добрые дела, как лучики солнца дарят окружающим радость, делают их счастливее.

II. Основная часть.

-Ребята, а что такое по – вашему доброта? ( Дети высказывают своё мнение)

- Давайте заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем значение слова "доброта". (слайд 3)

(Доброта - отзывчивость,  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

- А какого человека мы можем назвать добрым?  Кому нужна доброта?  Где живёт доброта?  (Выслушиваются мнения ребят)

- Есть люди, для которых совершать добрые поступки так же важно и необходимо, как дышать свежим воздухом. Таких людей называют «волонтеры» или «добровольцы».

5 декабря 2017 года в России впервые отметили День Добровольца, а 6 декабря на церемонии награждения «Доброволец России» президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2018 год – Годом добровольца и волонтёра. (слайд 4)

-Ребята, а вы знаете, кто такие волонтеры ( по- другому их еще называют добровольцы)? А хотелось бы вам узнать? Тогда внимательно слушайте.

Волонтёр – это человек, который бесплатно и добровольно делает что –то для других людей, когда кому – то требуется помощь. (слайд 5).

- Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. (слайд 6)

- А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (Потому что мир создал нас всех разными)

- Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?

Дети перечисляют. (Учитель может добавить: волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются волонтёры)

Спасибо скажем волонтёрам

Им стоит просто поклониться,

Не прибегая к разговорам

Они идут добром делиться.

-Волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.

- А каким самым главным качеством должен обладать волонтер? (Должен быть добрым)

- Вот и мы сегодня, учимся быть добрыми, отзывчивыми, дружными.

Минутка отдыха: Жест «Дай пять!» (слайд 7).

-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»

-Повернитесь к соседу справа …жест «Дай пять!»

-Повернитесь к соседу слева …жест «Дай пять!»

- И именно таким жестом, только таким, приветствуют друг друга волонтёры.

-А сейчас я прошу выйти ребят из творческой группы, которые подготовили для нас стихотворения. А вы, зрители, послушайте внимательно и скажите, какой общей темой объединены слова ребят.

Учащиеся рассказывают стихотворения:

1.Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

2.Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

3.А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

4.От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

5.Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,

а проще – бездомную кошку

И громко смеяться над другом,

поставив ему подножку.

6.Легко не слушаться маму,

а проще – топнуть ногою,

Забыв, что она ведь устала,

но всё же играет с тобою.

7.Легко быть злым и упрямым,

на ключ заперев своё сердце.

Но проще быть добрым самым,

души распахнув своей дверцы.

8.Тогда ты погладишь собаку

и дашь молока котёнку,

А вместе с хорошим другом

ты будешь смеяться звонко!

9.Увидишь, что маме плохо,

её пожалеешь, обнимешь,

И мамину за день усталость

ты словно рукою снимешь.

10.Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,

И будет тебе благодарен

даже простой муравьишка…

11.Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся,

И в сердце горячем твоём

только добром отзовётся!

Учитель: Итак, к чему же нас призывали ребята? ( К доброте)

- Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем  народных сказок была и есть тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?» (слайды 8-12)

- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина).

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

ИГРА « Мешочек ощущений »

Учитель: Ребята, что лежит в этом  мешочке?

Дети: Не видно, мешочек закрыт.

Учитель: А как можно узнать?

(Можно засунуть руки в мешочек и  « потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы))

Учитель: Рома, погладь предмет. Что ты почувствовал?

Ребенок: Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

Ребенок: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ребенок: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А ты, Вероника, что нащупала в мешочке?

Ребенок: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовала?

Ребенок: Я испугалась, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.

Учитель: Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые. Их можно не только услышать и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (Ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

 - Значит, не только слова должны быть добрыми,  но и дела.

Творческое задание «Дерево Добра». (слайд 13)

Сияя любовью и добром,

мы все становимся немного волшебниками!

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

- Перед вами Дерево Добра, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)

- Какое дерево вы вырастили? (Выслушиваются мнения ребят)

Учитель: Добром окутай всех, кто рядом,

Хоть капельку, но подари.

Пусть даже добрым своим взглядом

Сердца людские ты зажги.

-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, правда?

Но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам памятки «Правила доброты» (слайд 14)

(приложение 2), пользуясь которыми вы станете, я думаю, по-настоящему добрыми.

III. Рефлексия.

Пирамида Добра. Предлагаю всем встать и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

-Ребята, а на что похожа наша пирамида Добра? (ответы детей)

-Правильно на эмблему волонтеров, и это не случайно. (слайд 15)

Добро творите. Рук не опускайте.

Цените каждый миг и каждый час.

Живите радостно. И просто знайте,

Что многое зависит лишь от нас!

-Ребята, а на что похожа раскрытая ладошка? (На солнышко.) (слайд 16)

-И если вы вдруг увидите одинокую фигуру вдали от всех, чьи-то грустные глаза, слёзы, протяните ему своё солнышко - свою ладошку.

- Наш классный час подходит к концу. Мне хочется, чтобы вы всегда были солнышками для всех людей, которые вас окружают. Как можно чаще дарите окружающим тепло и лучики добра.

-Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

  (звучит запись песни «Добрым быть совсем не просто»)

Список литературы:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.

2. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.

4. Источник: https://irinazaytseva.ru/stixi-o-dobrote.html

5.Источник: https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-pogovorim-o-dobrote-472641.html

6.Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/klassnyi_chas_2018_god_volontera_i_dobrovoltsa


 

Приложение №1

Л.Н. Толстой

Сказка «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
 


 

Приложение 2

 

Опубликовано


Комментарии (4)

Мельник Юлия, 15.01.19 в 16:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, я старалась.
Хохлова Нина Борисовна, 18.01.19 в 09:54 0Ответить Пожаловаться
Грамотно, интересно, современно, нужно! Отлично!
Мельник Юлия, 23.01.19 в 14:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, огромное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.