Сценарий классного часа «Дарите лучики добра» (1–2 класс)
/data/files/f1545317700.ppt (презентация кл.часа)
/data/files/f1545317819.mp3 (сказка)
/data/files/f1545317935.mp3 (песня)
фотоотчет
DOCX / 45.48 Мб
Нравственный час общения "Дарите лучики добра…" (1 класс)
Автор: Мельник Юлия Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области», педагогический стаж – 23 года.
Описание. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня, а также для родителей обучающихся начальной школы. Рассчитана для обучающихся 1- 2 класса.
Цель мероприятия:
Создать условия для формирования представления обучающихся о добре и зле как этических категориях.
Задачи:
1. Познакомить с волонтёрской деятельностью.
2. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным.
3. Воспитывать у учащихся культуру человеческих отношений, взаимоуважение, отзывчивость, стремление помогать окружающим.
В результате занятия участники смогут:
сформулировать понятие «волонтёр»;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
приобретут навыки работы в сотрудничестве;
поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Подготовка:
1. Подбирается аудиозапись песни "Добрым быть совсем не просто" (Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В.), аудиозапись сказки Л.Н. толстого «Белка и волк»
2. Заранее раздаются детям стихотворения.
3. Готовится презентация мероприятия.
4. Подготавливаются: сердечки разного цвета, мешочек с предметами (мягкими и колючими), памятки «Правила доброты».
5. Толковый словарь С. И. Ожегова.
Участники мероприятия: обучающиеся 1 класса, классный руководитель.
Ход классного часа:
1. Введение в тему.
- Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с прослушивания сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк» (слайд 1). Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит аудиозапись сказки, либо учитель читает сказку самостоятельно (Приложение 1).)
- Правильно, мы поговорим сегодня о доброте. (слайд 2).
Учитель: Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,
Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...
- Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что собрались здесь добрые сердечные люди.
Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека, а добрые дела, как лучики солнца дарят окружающим радость, делают их счастливее.
II. Основная часть.
-Ребята, а что такое по – вашему доброта? ( Дети высказывают своё мнение)
- Давайте заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем значение слова "доброта". (слайд 3)
(Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
- А какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта? Где живёт доброта? (Выслушиваются мнения ребят)
- Есть люди, для которых совершать добрые поступки так же важно и необходимо, как дышать свежим воздухом. Таких людей называют «волонтеры» или «добровольцы».
5 декабря 2017 года в России впервые отметили День Добровольца, а 6 декабря на церемонии награждения «Доброволец России» президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2018 год – Годом добровольца и волонтёра. (слайд 4)
-Ребята, а вы знаете, кто такие волонтеры ( по- другому их еще называют добровольцы)? А хотелось бы вам узнать? Тогда внимательно слушайте.
Волонтёр – это человек, который бесплатно и добровольно делает что –то для других людей, когда кому – то требуется помощь. (слайд 5).
- Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. (слайд 6)
- А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (Потому что мир создал нас всех разными)
- Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?
Дети перечисляют. (Учитель может добавить: волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются волонтёры)
Спасибо скажем волонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться.
-Волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.
- А каким самым главным качеством должен обладать волонтер? (Должен быть добрым)
- Вот и мы сегодня, учимся быть добрыми, отзывчивыми, дружными.
Минутка отдыха: Жест «Дай пять!» (слайд 7).
-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу справа …жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу слева …жест «Дай пять!»
- И именно таким жестом, только таким, приветствуют друг друга волонтёры.
-А сейчас я прошу выйти ребят из творческой группы, которые подготовили для нас стихотворения. А вы, зрители, послушайте внимательно и скажите, какой общей темой объединены слова ребят.
Учащиеся рассказывают стихотворения:
1.Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
2.Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
3.А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
4.От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
5.Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку,
а проще – бездомную кошку
И громко смеяться над другом,
поставив ему подножку.
6.Легко не слушаться маму,
а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,
но всё же играет с тобою.
7.Легко быть злым и упрямым,
на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,
души распахнув своей дверцы.
8.Тогда ты погладишь собаку
и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом
ты будешь смеяться звонко!
9.Увидишь, что маме плохо,
её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость
ты словно рукою снимешь.
10.Пожалуйста, добрым будь!
Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен
даже простой муравьишка…
11.Добро возвратится добром.
Улыбка улыбкой вернётся,
И в сердце горячем твоём
только добром отзовётся!
Учитель: Итак, к чему же нас призывали ребята? ( К доброте)
- Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была и есть тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Сказочный герой – добрый или злой?» (слайды 8-12)
- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина).
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
ИГРА « Мешочек ощущений »
Учитель: Ребята, что лежит в этом мешочке?
Дети: Не видно, мешочек закрыт.
Учитель: А как можно узнать?
(Можно засунуть руки в мешочек и « потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы))
Учитель: Рома, погладь предмет. Что ты почувствовал?
Ребенок: Этот предмет мягкий, теплый.
Учитель: Мягкий, как что?
Ребенок: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.
Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?
Ребенок: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.
Учитель: А ты, Вероника, что нащупала в мешочке?
Ребенок: Не знаю, что-то колючее, с иголками.
Учитель: Что же ты почувствовала?
Ребенок: Я испугалась, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.
Учитель: Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые. Их можно не только услышать и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Творческое задание «Дерево Добра». (слайд 13)
Сияя любовью и добром,
мы все становимся немного волшебниками!
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
- Перед вами Дерево Добра, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Какое дерево вы вырастили? (Выслушиваются мнения ребят)
Учитель: Добром окутай всех, кто рядом,
Хоть капельку, но подари.
Пусть даже добрым своим взглядом
Сердца людские ты зажги.
-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, правда?
Но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам памятки «Правила доброты» (слайд 14)
(приложение 2), пользуясь которыми вы станете, я думаю, по-настоящему добрыми.
III. Рефлексия.
Пирамида Добра. Предлагаю всем встать и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.
-Ребята, а на что похожа наша пирамида Добра? (ответы детей)
-Правильно на эмблему волонтеров, и это не случайно. (слайд 15)
Добро творите. Рук не опускайте.
Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!
-Ребята, а на что похожа раскрытая ладошка? (На солнышко.) (слайд 16)
-И если вы вдруг увидите одинокую фигуру вдали от всех, чьи-то грустные глаза, слёзы, протяните ему своё солнышко - свою ладошку.
- Наш классный час подходит к концу. Мне хочется, чтобы вы всегда были солнышками для всех людей, которые вас окружают. Как можно чаще дарите окружающим тепло и лучики добра.
-Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.
(звучит запись песни «Добрым быть совсем не просто»)
Список литературы:
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.
2. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007.
3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.
4. Источник: https://irinazaytseva.ru/stixi-o-dobrote.html
5.Источник: https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-pogovorim-o-dobrote-472641.html
6.Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/klassnyi_chas_2018_god_volontera_i_dobrovoltsa
Приложение №1
Л.Н. Толстой
Сказка «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Приложение 2
Надежда Владимировна Кучмина
Мельник Юлия
Хохлова Нина Борисовна
Мельник Юлия