Сценарий классного часа «Дарите лучики добра» (1–2 класс)

2
4
Материал опубликован 20 December 2018

Нравственный час общения "Дарите лучики добра…" (1 класс)

Автор: Мельник Юлия Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области», педагогический стаж – 23 года.

Описание. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня, а также для родителей обучающихся начальной школы. Рассчитана для обучающихся 1- 2 класса.

Цель мероприятия:

Создать условия для формирования представления обучающихся о добре и зле как этических категориях.

Задачи:

1. Познакомить с волонтёрской деятельностью.

2. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным.

3. Воспитывать у учащихся культуру человеческих отношений, взаимоуважение, отзывчивость, стремление помогать окружающим.

В результате занятия участники смогут:

сформулировать понятие «волонтёр»;

практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

приобретут навыки работы в сотрудничестве;

поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Подготовка:

1. Подбирается аудиозапись песни "Добрым быть совсем не просто" (Автор слов - Пляцковский М., композитор - Шаинский В.), аудиозапись сказки Л.Н. толстого «Белка и волк»

2. Заранее раздаются детям стихотворения.

3. Готовится презентация мероприятия.

4. Подготавливаются: сердечки разного цвета, мешочек с предметами (мягкими и колючими), памятки «Правила доброты».

 5. Толковый словарь С. И. Ожегова.

Участники мероприятия: обучающиеся 1 класса, классный руководитель.

Ход классного часа:

1. Введение в тему.

- Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с прослушивания сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк» (слайд 1). Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит аудиозапись сказки, либо учитель читает сказку самостоятельно (Приложение 1).)

- Правильно, мы поговорим сегодня о доброте. (слайд 2).

Учитель: Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,

Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.

Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.

Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...

- Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека, а добрые дела, как лучики солнца дарят окружающим радость, делают их счастливее.

II. Основная часть.

-Ребята, а что такое по – вашему доброта? ( Дети высказывают своё мнение)

- Давайте заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем значение слова "доброта". (слайд 3)

(Доброта - отзывчивость,  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

- А какого человека мы можем назвать добрым?  Кому нужна доброта?  Где живёт доброта?  (Выслушиваются мнения ребят)

- Есть люди, для которых совершать добрые поступки так же важно и необходимо, как дышать свежим воздухом. Таких людей называют «волонтеры» или «добровольцы».

5 декабря 2017 года в России впервые отметили День Добровольца, а 6 декабря на церемонии награждения «Доброволец России» президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2018 год – Годом добровольца и волонтёра. (слайд 4)

-Ребята, а вы знаете, кто такие волонтеры ( по- другому их еще называют добровольцы)? А хотелось бы вам узнать? Тогда внимательно слушайте.

Волонтёр – это человек, который бесплатно и добровольно делает что –то для других людей, когда кому – то требуется помощь. (слайд 5).

- Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. (слайд 6)

- А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (Потому что мир создал нас всех разными)

- Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?

Дети перечисляют. (Учитель может добавить: волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются волонтёры)

Спасибо скажем волонтёрам

Им стоит просто поклониться,

Не прибегая к разговорам

Они идут добром делиться.

-Волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.

- А каким самым главным качеством должен обладать волонтер? (Должен быть добрым)

- Вот и мы сегодня, учимся быть добрыми, отзывчивыми, дружными.

Минутка отдыха: Жест «Дай пять!» (слайд 7).

-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»

-Повернитесь к соседу справа …жест «Дай пять!»

-Повернитесь к соседу слева …жест «Дай пять!»

- И именно таким жестом, только таким, приветствуют друг друга волонтёры.

-А сейчас я прошу выйти ребят из творческой группы, которые подготовили для нас стихотворения. А вы, зрители, послушайте внимательно и скажите, какой общей темой объединены слова ребят.

Учащиеся рассказывают стихотворения:

1.Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

2.Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

3.А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

4.От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

5.Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,

а проще – бездомную кошку

И громко смеяться над другом,

поставив ему подножку.

6.Легко не слушаться маму,

а проще – топнуть ногою,

Забыв, что она ведь устала,

но всё же играет с тобою.

7.Легко быть злым и упрямым,

на ключ заперев своё сердце.

Но проще быть добрым самым,

души распахнув своей дверцы.

8.Тогда ты погладишь собаку

и дашь молока котёнку,

А вместе с хорошим другом

ты будешь смеяться звонко!

9.Увидишь, что маме плохо,

её пожалеешь, обнимешь,

И мамину за день усталость

ты словно рукою снимешь.

10.Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,

И будет тебе благодарен

даже простой муравьишка…

11.Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся,

И в сердце горячем твоём

только добром отзовётся!

Учитель: Итак, к чему же нас призывали ребята? ( К доброте)

- Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем  народных сказок была и есть тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?» (слайды 8-12)

- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина).

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

ИГРА « Мешочек ощущений »

Учитель: Ребята, что лежит в этом  мешочке?

Дети: Не видно, мешочек закрыт.

Учитель: А как можно узнать?

(Можно засунуть руки в мешочек и  « потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы))

Учитель: Рома, погладь предмет. Что ты почувствовал?

Ребенок: Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

Ребенок: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ребенок: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А ты, Вероника, что нащупала в мешочке?

Ребенок: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовала?

Ребенок: Я испугалась, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.

Учитель: Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые. Их можно не только услышать и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (Ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

 - Значит, не только слова должны быть добрыми,  но и дела.

Творческое задание «Дерево Добра». (слайд 13)

Сияя любовью и добром,

мы все становимся немного волшебниками!

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

- Перед вами Дерево Добра, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)

- Какое дерево вы вырастили? (Выслушиваются мнения ребят)

Учитель: Добром окутай всех, кто рядом,

Хоть капельку, но подари.

Пусть даже добрым своим взглядом

Сердца людские ты зажги.

-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, правда?

Но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам памятки «Правила доброты» (слайд 14)

(приложение 2), пользуясь которыми вы станете, я думаю, по-настоящему добрыми.

III. Рефлексия.

Пирамида Добра. Предлагаю всем встать и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

-Ребята, а на что похожа наша пирамида Добра? (ответы детей)

-Правильно на эмблему волонтеров, и это не случайно. (слайд 15)

Добро творите. Рук не опускайте.

Цените каждый миг и каждый час.

Живите радостно. И просто знайте,

Что многое зависит лишь от нас!

-Ребята, а на что похожа раскрытая ладошка? (На солнышко.) (слайд 16)

-И если вы вдруг увидите одинокую фигуру вдали от всех, чьи-то грустные глаза, слёзы, протяните ему своё солнышко - свою ладошку.

- Наш классный час подходит к концу. Мне хочется, чтобы вы всегда были солнышками для всех людей, которые вас окружают. Как можно чаще дарите окружающим тепло и лучики добра.

-Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

  (звучит запись песни «Добрым быть совсем не просто»)

Список литературы:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.

2. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.

4. Источник: https://irinazaytseva.ru/stixi-o-dobrote.html

5.Источник: https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-pogovorim-o-dobrote-472641.html

6.Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/klassnyi_chas_2018_god_volontera_i_dobrovoltsa


 

Приложение №1

Л.Н. Толстой

Сказка «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
 


 

Приложение 2

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка!

11 January 2019

Спасибо, я старалась.

15 January 2019

Грамотно, интересно, современно, нужно! Отлично!

18 January 2019

Спасибо, огромное!

23 January 2019