Сценарий классного часа по теме «Жизнь дана на добрые дела» для 4 коррекционного класса V вида
Сценарий классного часа по теме «Жизнь дана на добрые дела»
для 4 коррекционного класса V вида
(для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: способствовать формированию у детей представления о добре и зле.
Задачи:
Развивающие: развивать способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций нравственного смысла: « добро - зло», « хорошо - плохо», « можно – нельзя».
Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к людям; сострадание и щедрость по отношению к близким, милосердие, принимать выполнять правила этикета.
Обучающие: познакомить с народными пословицами, понимать их нравственное значение и смысл, учить выделять основную мысль художественного произведения, соотносить его с тематикой разговора, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее.
Оборудование:
- мультимедиапроектор, экран;
- книга В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо»;
- рисунки детей с изображением добра и зла;
- песня « Дорогою добра» и мультфильм « Цветик –семицветик» на электронном носителе,
- изображение большого сердца на ватмане;
- конверты с разноцветными лепестками с надписью слов из пословиц для групп.
Ход классного часа
Плохой ли,
хорошей рождается птица,
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
Им еще надо стать.
Эдуард Асадов
I. Слово учителя.
Наш классный час начну с известных вам слов В. Маяковского из стихотворения « Что такое хорошо и что такое плохо». ( Показываю книгу, вспоминаем некоторые слова к иллюстрациям. Последние - « Буду делать хорошо и не буду плохо»). - Ребята, пусть эти слова будут девизом всей вашей жизни. А эпиграф к нашему уроку такой… (Читаю сама)
- Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо». А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? (Обсуждаем некоторые поступки детей, даем оценку)
- У нас есть хороший помощник - наша совесть. – Как вы считаете, что такое совесть?
- Совесть – это голос Божий в человеке. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.
- Догадались, какой будет тема нашего классного часа? «Жизнь дана на добрые дела».
- Отгадайте загадку:
Самый лучший тот на свете,
Кто как луч весенний светел
Кто поможет, руку даст.
Не жалеет новых ласт, лыж ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Вот какая красота
В моем друге ……..(Доброта)
II. Беседа.
- Что вам представляется, когда вы слышите это слово?(Дети отвечают).
- Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить?(Дети отвечают). - А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта? (Все кругом стали бы злыми). - С чем бы вы сравнили зло? (Со взрывом, ураганом, пожаром… Со всем, что приносит людям и всему живому вред).
(На экране появляются определения добра и зла по толковому словарю).
- Посмотрите, на доске ваши рисунки, где вы изобразили выражение добра и зла. Какие рисунки оставим, а какие уберем? - Зло побеждается добром. Сердечное тепло и любовь побеждают все. – Давайте вспомним произведения художественной литературы о добре и зле. (рассказ Э. Шима « Брат и младшая сестра», Б. Ганаго « Улыбка», В.Осеевой «Печенье», Сказка К.Ушинского «Солнце и ветер»).
III. Игра «Словарь вежливых слов».
- Закончите фразу:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день)
Чтоб здоровья людям пожелать, непременно… (Здравствуйте)
надо им сказать.
- Молодцы! Какие еще вежливые, волшебные слова вы знаете? Говорить их нужно от всего сердца. ( Дети встают, передают друг другу сердечко и называют слова:
Добрый день, рад вас видеть, благодарю, будьте добры, извините, позвольте вас попросить и так далее).
- Очень приятно слышать такие добрые слова. Слово - это тонкое прикосновение к нашему сердцу. - Давайте честно признаемся, много ли хороших и добрых слов мы говорим друг другу. (Скорее всего нет). - Когда мы нервничаем, кричим, обзываемся, то злые слова беспощадно раздаем направо и налево. Бывает, сквернословим. Никому не бывает приятно, когда в его адрес сыплются бранные слова. Поэтому, существуют определенные правила общения, поведения людей друг с другом. Свод этих правил называется – этикет. Этикет-это вежливость, во многом доброта, хорошее отношение к людям. - А как вы думаете, кому и где нужен этикет? (в школе, дома, в транспорте, в гостях, на улице, просто при общении друг с другом).
Чтение стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы» ученицей.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будет с товарищем трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей, и с дедушкой,
И с бабушкой вы их не перебьете. И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда,
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание! И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете. И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея. Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил: Отняв у младших мячик, он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил. Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячик у мальчика без спросу не берите!
- Одно дело знать этикет, другое - выполнять. (Рассматриваем несколько ситуаций на правила поведения. Обсуждаем ситуации по картинкам).
IV. Работа в группах.
(Каждая группа получает конверт с разноцветными лепестками, на лепестках – слова пословицы.)
- Составьте пословицы из слов и объясните их смысл. (Каждая группа получает конверт с разноцветными лепестками, на лепестках – слова пословицы. Число лепестков – семь. Звучит музыка).
- Проверим, что у вас получилось. (Чтение пословиц)
1. Учись доброму — худое на ум не пойдет.
2. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
3. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
4. Худо тому, кто добра не делает никому.
- Посчитайте сколько лепестков у вашего цветка? Что напоминает? (Цветик - семицветик).
(Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик - семицветик»)
- Оцените поступок Жени. (Только один лепесток потратила на доброе дело). – Как бы вы поступили? (Дожидаюсь ответа «Один лепесток потратили бы на себя, а другие на добрые дела»). - - В библии Есть такие слова: « И так во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Матфей (7. 12)
V. Изготовление сердечка.
(Открываю большое сердце со словом «милосердие» посередине, объясняю смысл этого замечательного слова) - Пусть ваше сердце будет милосердным. (Звучит песня «Дорогою добра», дети изготавливают маленькие сердечки, которые прикрепляются к большому на доску). - Посмотрите, какое сердце выросло у нас.
VI. Подведение итогов, рефлексия.
- Что особенно запомнилось? - Почувствовали ли вы какие-то изменения внутри себя в ходе классного часа? – Какие сделали выводы?
- Не забывайте, жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня? Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем вместе еще раз эпиграф к нашему классному часу. Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы.