Сценарий мастер-класса «Простой алгоритм сравнения двух фотографий в формате ЕГЭ»

2
0
Материал опубликован 9 April



Сценарий мастер-класса

«Простой алгоритм сравнения двух фотографий в формате ЕГЭ»

Юдина Валентина Николаевна

учитель немецкого языка МОУ «СОШ №13» г.Железногорска

e-mail: walentinaydina@mail.ru

Мастер-класс в виде имитационной игры демонстрирует простой алгоритм, который был создан и применяется автором в работе над устным сравнением двух фотографий в формате ЕГЭ. Данный алгоритм позволяет даже медлительным учащимся со средними способностями уложиться в отведенное для подготовки и ответа время и набрать определенное количество баллов за правильное выполнение задания 4 в устной части ЕГЭ по немецкому языку.

Ключевые слова: алгоритм, сравнение, говорение, диалогическая речь, монологическая речь, ЕГЭ.


Цель мастер-класса: продемонстрировать участникам простой алгоритм сравнения двух фотографий в формате ЕГЭ.


План мастер-класса:

1. Теоретическая справка:

а) требования к уровню подготовки выпускников в монологической и диалогической речи.

б) содержание и структура устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

2. Практика

а) изучение инструкции к выполнению задания 4 устной части ЕГЭ по немецкому языку.

б) систематизация сравниваемых фотографий по определенному признаку:

по количеству персонажей на фотографиях,

по теме.

в) конкретизация каждого пункта плана сравнения двух фотографий дополнительными вопросами.

г) анализ готовых текстов сравнения 4-х пар фотографий и выделение одинаковых слов (основы текста пересказа).

д) сравнение двух фотографий с опорой на основу текста и слова-подсказки из таблицы.

е) сравнение двух фотографий с опорой на основу текста и конкретизирующие вопросы из таблицы.

ж) сравнение двух фотографий с опорой на основу текста и план ответа.






1.Теоретическая справка

а) Требования к уровню подготовки выпускников в монологической и диалогической речи.

По организационно-техническим причинам при переходе ЕГЭ в штатный режим в 2009 году раздел «Говорение» был исключен из ЕГЭ по иностранным языкам. Потому что экспериментальная процедура сдачи раздела «Говорение» с участием экзаменатора-собеседника оказалась неприменимой в условиях массового экзамена: сомнительное качество черно-белых распечатанных на принтере фотографий, недостаточное число квалифицированных экспертов (экзаменаторов-собеседников), недостаточная техническая поддержка для проведения устной части экзамена, долгое время ожидания учащимися своей очереди устного ответа (более 6 часов).

Но в Федеральном компоненте государственных стандартов общего образования по иностранным языкам (2004 г.) говорению как виду речевой деятельности отводится важное место, и в требованиях к уровню подготовки выпускников четко определены умения монологической и диалогической речи, которыми должны овладеть школьники.

В области диалогической речи на базовом уровне учащиеся должны уметь:

Приложение 1(а)

В области диалогической речи на профильном уровне учащиеся должны уметь:

Приложение 1(б)

В области монологической речи на базовом уровне учащиеся должны:

Приложение 1(в)

В области монологической речи на профильном уровне учащиеся должны:

Приложение 1(г)

Данные цели и задачи обучения устной речи в общеобразовательной школе нашли свое отражение в целях и задачах контроля. Поэтому в 2013 году специалисты ФИПИ, опираясь на международный опыт проведения устной части экзамена по иностранным языкам, разработали новую концепцию устной части ЕГЭ по иностранным языкам:

без участия экзаменатора-собеседника,

на основе информационно-коммуникационных технологий,

с использованием визуальных опор,

с уменьшением отрезка времени для подготовки,

с подготовкой без ручки и листка бумаги.

Разработанные в рамках новой модели задания прошли несколько этапов апробации в 2012-2014 гг. И после 6-летнего перерыва в 2015 году в ЕГЭ по иностранному языку снова был введен раздел «Говорение».





б) Содержание и структура устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Содержательно устная часть включает 4 задания:

1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;

2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

3) задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

4) задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Приложение 2

Из приложения 2 видно, что 4-е задание на сравнение 2-х предложенных фотографий имеет высокий уровень сложности, поэтому многие учащиеся со средними способностями не берутся за выполнение этого задания или начинают его выполнять, но не укладываются в предоставленное время и поэтому получают 0 баллов.

В силу сложности немецкой грамматики и небольшого количества часов иностранного языка в рамках школьной программы спонтанно говорить на немецком языке без ошибок почти не возможно. Мой опыт ежегодной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по немецкому языку еще раз подтвердил утверждение, которому нас учили в институте, что неподготовленная спонтанная речь на немецком языке – это заранее хорошо подготовленные фразы и целые предложения. Поэтому автором был выработан простой алгоритм выполнения 4-го задания, который позволяет даже медлительным учащимся со средними способностями уложиться в отведенное для подготовки и ответа время и набрать пусть не максимальное, но определенное количество баллов за данное задание.


2. Практика

а) Внимательно изучить инструкции к выполнению задания, обращая внимание на время подготовки и ответа, на тему картинок (4-й пункт плана) и размер высказывания:

Aufgabe 4. Sehen Sie sich zwei Fotos an. Sie sollen die zwei Fotos vergleichen und anschließend darüber berichten, was beide Fotos unterscheidet und verbindet. Halten Sie sich dabei an folgenden Plan:

·        beschreiben Sie kurz beide Fotos

·        sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben

·        sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet

·        sagen Sie, in welchem von beiden Orten ich einen Film sehen würden

·        erklären Sie, warum

Sie haben 1,5 Minuten Zeit zur Vorbereitung und danach höchstens 2 Minuten Zeit zum Sprechen (12–15 Sätze). Sprechen Sie zusammenhängend.

б) Систематизировать сравниваемые фотографии по определенному признаку:


по количеству действующих лиц на фотографиях:

t1744181871aa.jpgt1744181871ab.jpg

t1744181871ac.jpgt1744181871ad.jpg

t1744181871ae.pngt1744181871af.png


по теме: Приложение 3

Orte etwas zu machen,

Methode etwas zu machen,

Freizeitaktivität (Freizeitbeschäftigungen),

Beruf (Arbeit, Job),

Haustiere,

Musik,

Jahreszeit,

Lebensmittel,

Art etwas zu machen.

в) Конкретизировать каждый пункт плана сравнения двух фотографий дополнительными вопросами:


План

Конкретизирующие вопросы или пункты

1

beschreiben Sie kurz beide Fotos

Das 1.Bild:Wer macht was? Wann? Wo?

Das 2.Bild: Wer macht was? Wann? Wo?

2

sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben

Wer macht was?

(Thema)

3

sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet

Wo? (Was macht man?) die Farben der Fotos (die Kleidungen der Menschen, die Stimmungen der Menschen, die Jahreszeiten, die Umgebungen)

4

sagen Sie, in welchem von beiden Orten ich einen Film sehen würden


5

erklären Sie, warum



г) Проанализировать готовые тексты сравнения 4-х пар фотографий и выделить одинаковые слова (основу текста пересказа). Приложение 4


Результат:

Ich sehe zwei Fotos, die zum Thema _______ gehören.

Auf dem ersten Foto sind ____. Sie befinden sich ____und ____. Auf dem zweiten Foto sind auch ____. Aber sie befinden sich ___ und______.

Diese Fotos haben etwas Gemeinsames und auch einige Unterschiede. Auf beiden Fotos sind___. Und sie ____.

Aber auf dem ersten Foto befinden sich ___ ____ und sie____. Auf dem zweiten Foto sind ___ ___. Sie____. Auch ____ der ____sind verschieden. Die ersten ___sind ____ (gekleidet), denn es ist____. Die zweiten sind____, denn sie wollen ____.

Wenn man mich fragen würde, ______, würde ich (das erste Foto) wählen.

Ich mag nicht____. Ich mag____. Besonders mit____. Es wäre alles.












д) Сравнить две фотографии с опорой на основу текста и слова-подсказки из таблицы:

t1744181871aa.jpgt1744181871ab.jpg



План

Текст

Слова-подсказки


Вступительная фраза

Ich sehe zwei Fotos, die zum Thema „___1__“ gehören.

Freizeitaktivitäten“/ „Orte einen Film zu sehen“

vier Menschen: ein Mann, eine Frau und zwei Kinder/Kinder

im Wald/zu Hause

essen Fleisch (etwas)/ lesen ein Buch

am Meer/im Park

lächeln (posieren vor der Kamera)/treiben Sport

verbringen gut ihre Freizeit/lesen ein Buch

die Kleidungen/die Stimmungen der Menschen /die Jahreszeiten

warm(leicht)/klassisch/schwarz/weiß/bunt/lustig, traurig, zufrieden

kalt (warm)/Sommer

baden/im Zug lesen

Picknick machen/ zu Hause (in der Ruhe) Lesen

meiner Familie/guten Freunden

1.

beschreiben Sie kurz beide Fotos

Auf dem ersten Foto sind __2­­_. Sie befinden sich _3_ und _4__. Auf dem zweiten Foto sind auch _2__. Aber sie befinden sich __5__ und___6___.

2.

sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben

Diese Fotos haben etwas Gemeinsames und auch einige Unterschiede. Auf beiden Fotos sind __2__. Und sie _7_(verbringen gut ihre Freizeit).

3.

sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet

Aber auf dem ersten Foto befinden sich _2_ _3_ und sie_4_. Auf dem zweiten Foto sind _2_ _6_. Sie_7_. Auch _8_ der _2_sind verschieden. Die ersten _2_sind _9_(gekleidet), denn es ist _10_. Die zweiten sind__9_, denn sie wollen _10_.

4.

sagen Sie, welche von beiden Freizeitaktivitäten Sie vorziehen würden

Wenn man mich fragen würde, welche von beiden Freizeitaktivitäten ich vorziehen würde, würde ich die erste __1__(das erste Foto) wählen.

5.

erklären Sie, warum

Ich mag nicht __11__. Ich mag __12__. Besonders mit __13_. Es wäre alles.

е) Сравнить две фотографии с опорой на основу текста и конкретизирующие вопросы из таблицы:

t1744181871ag.gift1744181871ah.jpg



План

Текст

Конкретизирующие вопросы или пункты


Вступительная фраза

Ich sehe zwei Fotos, die zum Thema „_____“ gehören.


1

beschreiben Sie kurz beide Fotos

Auf dem ersten Foto sind ___. Sie befinden sich __ und ___. Auf dem zweiten Foto sind auch ___. Aber sie befinden sich ____ und______.

Das 1.Bild:Wer macht was? Wann? Wo?

Das 2.Bild: Wer macht was? Wann? Wo?

2

sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben

Diese Fotos haben etwas Gemeinsames und auch einige Unterschiede. Auf beiden Fotos sind ____. Und sie __(verbringen gut ihre Freizeit).

Wer macht was?

(Thema)

3

sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet

Aber auf dem ersten Foto befinden sich __ __ und sie__. Auf dem zweiten Foto sind __ __. Sie__. Auch __ der __sind verschieden. Die ersten __sind __(gekleidet), denn es ist __. Die zweiten sind___, denn sie wollen __.

Wo? (Was macht man?) die Farben der Fotos (die Kleidungen der Menschen, die Stimmungen der Menschen, die Jahreszeiten, die Umgebungen)

4

sagen Sie, in welchem von beiden Orten ich einen Film sehen würden

Wenn man mich fragen würde, welche von beiden Freizeitaktivitäten ich vorziehen würde, würde ich die erste ____(das erste Foto) wählen.


5

erklären Sie, warum

Ich mag nicht ____. Ich mag ____. Besonders mit ___. Es wäre alles.


ж) Сравнить две фотографии с опорой на основу текста и план ответа:


t1744181871ai.gift1744181871aj.gif



План

Текст


Вступительная фраза

Ich sehe zwei Fotos, die zum Thema „_____“ gehören.

1

beschreiben Sie kurz beide Fotos

Auf dem ersten Foto sind ___. Sie befinden sich __ und ___. Auf dem zweiten Foto sind auch ___. Aber sie befinden sich ____ und______.

2

sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben

Diese Fotos haben etwas Gemeinsames und auch einige Unterschiede. Auf beiden Fotos sind ____. Und sie __(verbringen gut ihre Freizeit).

3

3

sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet

Aber auf dem ersten Foto befinden sich __ __ und sie__. Auf dem zweiten Foto sind __ __. Sie__. Auch __ der __sind verschieden. Die ersten __sind __(gekleidet), denn es ist __. Die zweiten sind___, denn sie wollen __.

4

sagen Sie, in welchem von beiden Orten ich einen Film sehen würden

Wenn man mich fragen würde, welche von beiden Freizeitaktivitäten ich vorziehen würde, würde ich die erste ____(das erste Foto) wählen.

5

erklären Sie, warum

Ich mag nicht ____. Ich mag ____. Besonders mit ___. Es wäre alles.









Вывод

Конечный результат – сравнение двух фотографий уже без зрительной опоры на основу текста, только с опорой на план в задание 4 устной части как на действующем ЕГЭ по немецкому языку.

Данный алгоритм помогает учащимся разложить по пунктам выполнения задания на сравнение 2-х фотографий, уложиться в отведенное для подготовки и ответа время, избежать лишних грамматических и лексических ошибок, не позволяет им нарушать логичность развернутого монологического высказывания.


Используемые источники:


1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с. 

2. Учебно-методические материалы для подготовки экспертов по проверке

выполнения заданий устной части ЕГЭ 2018 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.fipi.ru/

3. Демонстрационный вариант устной части контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по немецкому языку

[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.fipi.ru/





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.