Сценарий мероприятия ко Дню Победы «Их подвиг бессмертен»
Сценарий мероприятия ко Дню Победы «Их подвиг бессмертен».
Предполагаемая аудитория: старший дошкольный и младший школьный возраст.
Цель: Знакомство детей с историей своей страны. Формирование патриотической позиции.
Задачи:
Дать представление о празднике 9 Мая, объяснить, что значила Победа для нашей страны.
Продолжать формировать у детей представления о Великой отечественной войне.
Познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны.
Формировать навыки выразительного чтения, артистических умений.
Развивать речь, память, продолжать работу по обогащению словарного запаса.
Воспитывать бережное отношение к старшему поколению, ветеранам.
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России и к традициям своего народа.
Предварительная работа: Разучивание стихов, песен, танцев, беседы по теме, изготовление поделок – подарков ветеранам, просмотр фильмов, словарная работа (объяснение значения слов: пионер, СССР, эвакуация, фашизм, гитлеровцы, партизаны, каратели, полицаи, подпольщик, оккупант), беседа о блокадном Ленинграде.
Оборудование: проектор, презентация, плакаты и украшения к празднику, костюмы для танца, аудиозаписи.
Источники:
1.https://biographe.ru/znamenitosti/vladimir-dubinin
2.https://cdb.kansklib.ru/mgbv
3.https://obrazovaka.ru/question/marat-kazej-biografiya-i-podvig-kratkoe-soderzhanie-63217
4.https://parkpatriot.ru/o-parke/stati/portnova-zinaida-martynovna/
6.https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-o-vojne-dlya-shkolnikov/
7.https://detskie-pesni.com/prazdniki/9-maja/
Ход мероприятия:
Воспитатель: Есть события, над которыми время не властно. 9 мая наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. (На проекторе появляется первый слайд презентации).
Во всех городах в этот день проходят военные парады, к Могиле Неизвестного Солдата возлагаются цветы, даётся праздничный салют.
Ребенок читает стихотворение Тимофея Белозерова «День Победы»:
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(2 слайд)
Воспитатель: В этом году мы отмечаем – 78 лет со дня Победы над фашистскими захватчиками. А началось все в далеком 1941 году. Наша Россия называлась тогда СССР!
(3 слайд)
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну.
В тот далекий летний день люди занимались обычными для себя делами. Девочки играли в «дочки-матери», мальчишки строили шалаши. И никто не подозревал, что все обычные хлопоты, задорные игры и многие жизни людей перечеркнет всего лишь одно страшное слово – война.
(4 слайд)
Уже в полдень 22 июня 1941 года вся страна слушала радиообращение о нападении Германии: "…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!" (Звучит запись Ю.Левитана).
(5 слайд)
Все жители нашей страны, старые и молодые, взяли в руки оружие и встали на защиту Родины.
(6 слайд)
Фоном звучит песня “Кино идет – Воюет взвод”, из альбома «Военные песни» (1945). Музыка — Неизвестно. Слова — Неизвестно. Песню исполняет «Детский хор».
Воспитатель: Враг был подготовлен. Но солдаты нашей Армии мужественно воевали за свою страну. Они били фашистов и гнали их с нашей земли. Воевали с ними на земле, в воздухе и на море.
(7 слайд)
Воевали в летнюю жару и в сильный зимний мороз.
(8 слайд)
На фронт ежедневно уходили тысячи писем сыновьям, дочкам, отцам, матерям, братьям и сестрам…
(9 слайд)
Много шло писем и с фронта – в города, поселки и села, хутора и аулы, туда, где ждали родные: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Танечка»… Как ждали их там, где гремели бои, где горела земля. И как страшно было не получать весточек с фронта, одновременно радоваться и бояться прихода почтальона.
Танец «Катюша» в исполнении девочек.
(10 слайд)
Воспитатель: Воевали на войне и женщины. Это наши радистки, медсестры, санитары, разведчицы и пр.
(11 слайд)
А в далёком тылу дети и женщины работали на военных заводах, делали самолёты, оружие, снаряды и бомбы, копали окопы, стараясь помочь мужьям, сыновьям, отцам, фронту.
(12 слайд)
Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Школы и детские сады не работали. Многие потеряли под бомбёжками своих родителей и попали в детские дома. Некоторые мальчики становились «сынами полков», их, голодных и несчастных, брали к себе солдаты и до конца войны заботились о них.
(13 слайд)
Дети и подростки, находящиеся в блокадном Ленинграде в период Великой Отечественной войны, были вынуждены жить вместе со взрослыми в пространстве, ограниченном нечеловеческими условиями: голодом, холодом и постоянной угрозой жизни от бомбардировок и обстрелов. 872 дня они были намеренно заблокированы немецкими и финскими войсками в городе.
(14 слайд)
Воспитатель: Детская рука теряла силы от голода и писала неровно и скупо. Хрупкая душа была поражена невыносимыми страданиями и была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своей жизни в эти страшные дни – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь. (Зачитываются записи Тани Савичевой).
Ребенок читает стихотворение О.Берггольц: «Я жил зимою в Ленинграде…»:
Я жил зимою в Ленинграде…
Да, я не скрою: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Воспитатель: Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на историю всей страны. У целого поколения украли детство. Многие пионеры – мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. На их плечи легла нелегкая обязанность – освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их юные сердца не дрогнули ни на миг! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, в которые трудно было бы поверить, придумай их даже очень талантливый писатель. Но все это было на самом деле. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных девчонок и мальчишек.
(15 слайд)
Среди них пионеры-герои Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Надя Богданова, Василий Коробко, Володя Дубинин и многие другие. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Так же как все, они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Имена их знали только родные и друзья.
У каждого героя была нелегкая судьба, но их всех объединяла любовь к Родине и готовность пожертвовать собой.
(16 слайд)
Самый юный герой - Валя Котик.
Когда началась война, Вале было всего 11 лет. Его родной район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. С первых дней войны мальчик вел работу по сбору оружия и боеприпасов, которые затем переправлялись партизанам. Он рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Был бойцом в партизанском отряде. В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также он участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада.
(17 слайд)
На его счету множество успешных засад. 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя Котик заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской партизанский разведчик, которому только-только исполнилось 14 лет, был смертельно ранен. К тому времени у Вали Котика было уже много наград. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
(18 слайд)
Марат Казей.
Вместе со своей сестрой Ариадной мальчик ушел в партизанский отряд, где наравне со взрослыми вел борьбу против фашизма. Уже в 1943 году Марат ходил в атаку на немцев. Его часто посылали за ценными сведениями, и мальчик всегда возвращался с важной информацией. Мальчик был ловкий и юркий, это очень помогало ему в разведке. В 1943 году его отряд был окружен, но Марат смог прорваться через кольцо врага и привести помощь. Ариадна в этом оцеплении отморозила ноги, ее самолетом вывезли в тыл. Марат остался служить в партизанском отряде и еще не раз добывал ценную информацию. Марат сражался за Родину, не жалея своих сил, наравне со взрослыми. Он смело выполнял самые сложные задания. Его юность, ловкость и ум помогали в самых сложных ситуациях как самому мальчику, так и всему отряду.
В 1944 году, находясь на очередном задании, Марат оказался в окружении врага. Мальчик мужественно отстреливался от немцев до тех пор, пока у него не закончились патроны. У ребенка в запасе была граната. Он подорвал ею сам себя, захватив несколько приближающихся к нему фашистов. Уже в таком юном возрасте ребенок был очень смелым и мужественным человеком. Сдаться фашистам для него было страшнее, чем погибнуть. Такой подвиг – поступок смелого и очень сильного человека.
Уже посмертно Марату было присвоено звание героя Советского Союза.
(19 слайд)
Зина Портнова.
Зинаида Портнова родилась в Ленинграде. Летом 1941 г. Зина отправилась на каникулы к бабушке в Белоруссию. Именно там ее и застала война. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Она была разведчицей в партизанском отряде. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все и обошлось бы… Но, Зину опознал предатель.Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов девочка выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.
Она пыталась убежать, но была настолько измучена пытками, что ей не хватило сил. Девочку схватили и вскоре казнили. Зинаида Портнова погибла от рук фашистских оккупантов в возрасте 17-ти лет.
В 1958 году Зинаиде Портновой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
(20 слайд)
Леня Голиков.
Когда началась война, Лене было всего15 лет. Окончив семилетку, он уже работал на заводе. А когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны. Командование ценило мальчика. Он был храбр и решителен. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.
Именно он летом 1942 года подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза уже посмертно. 24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.
(21 слайд)
Надя Богданова.
Надя родилась в Белоруссии. Жила она в детском доме. В1941 году после начала Великой Отечественной войны их детский дом эвакуировали. Надя и еще несколько детей во время одной из остановок сошли с поезда для того, чтобы отправиться на фронт. Ее дважды казнили гитлеровцы, а боевые друзья долгие годы считали ее погибшей.
Трудно в это поверить, но, ей не было еще и десяти лет, когда она стала разведчицей в партизанском отряде. Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой и бродила среди фашистов, все подмечала и запоминала, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, минировала важные объекты, пускала под откос эшелон с военным снаряжением.
Первый раз ее схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым 7 ноября 1941 года она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Ее били, пытали, а когда привели ко рву – расстреливать, сил у нее уже не оставалось – упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…
Второй раз ее схватили в конце 43-го. И снова пытки: ее обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мертвой, гитлеровцы, когда атаковали партизаны, бросили ее. Выходили ее, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П. Филатов вернул Наде зрение.
15 лет спустя она услышала по радио, как начальник разведки – ее командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь…
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, имеющая множество наград.
(22 слайд)
Василий Коробко.
Летом 1941 года фронт подошел вплотную к его селу. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил Василий. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста, вытащил металлические скобы, которые удерживали его конструкции. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном.
(23 слайд)
По заданию командования отряда стал разведчиком, устроившись работать истопником и уборщиком в гитлеровском штабе. Все, что узнавал Василий, он сообщал партизанам.
Однажды каратели потребовали от Коробко провести их к лесу, откуда делали вылазки партизаны. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. Гитлеровцы в темноте приняли их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили многих полицаев и сами понесли большие потери. Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Подвиги Василия Коробко отмечены множеством наград. Погиб смертью героя 1 апреля 1944 года при выполнении очередного задания.
(24 слайд)
Володя Дубинин.
Он учился в обычной керченской школе, много читал, интересовался фотографией, увлекался созданием масштабных моделей летательных аппаратов. За хорошую учёбу и победу на городских соревнованиях по авиа- моделированию (модель планера Володи установила рекорд) в 1941 году юный конструктор был премирован путёвкой в лучший пионерский лагерь страны «Артек». Он успел отдохнуть до того, как началась Великая Отечественная война.
В первые дни войны отец Володи ушёл на фронт, откуда уже не вернулся. В то время противник всё ближе подбирался к Керченскому полуострову. Началось формирование партизанских отрядов. Полуостров славился большим количеством заброшенных каменоломен, которые для партизан могли стать неприступной крепостью. Володя Дубинин вместе со своими друзьями стал отчаянно проситься в партизанский отряд, скрывавшийся в каменоломнях под Старым Карантином в шести километрах от центра Керчи. Начальник отряда долго не решался, но потом всё-таки взял настойчивых мальчишек в отряд. В принятии решения большую роль сыграло то, что в каменоломнях было много узких проходов, где могли пролезть только дети и таким образом стать ценнейшими разведчиками. 13 ноября 1941 года прошла первая боевая операция отряда – партизаны атаковали находящийся неподалеку штаб немецких войск, информацию о местонахождении которого доставил Володя Дубинин. Им удалось уничтожить штаб и часть вражеского подразделения.
Активные действия подпольщиков доставляли много хлопот немецким оккупантам. Они пытались уничтожить партизан не только с помощью военных действий, но и заблокировать выходы, заливая их бетоном. Ребята-пионеры помогали, как могли: в боях они подносили боеприпасы, помогали раненым и даже, в отдельных случаях, подменяли их. Когда отряд, практически замурованный, остался без провианта, юные партизаны добывали для всех драгоценную воду и продовольствие.
(25 слайд)
Володя Дубинин много раз ходил в разведку. Он поставлял ценные сведения о расположении немецких частей, их численности и перемещениях. Как самый маленький, он единственный мог выбираться из катакомб. К тому же, по воспоминаниям свидетелей, Володя обладал феноменальной памятью и за одну ходку наружу мог безошибочно запомнить численность вражеских формирований, находящихся в абсолютно разных местах.
Зимой 1941 года в одной из вылазок Володя Дубинин узнал, что немцы собираются затопить катакомбы. За несколько часов до начала карательной операции он, рискуя жизнью, среди бела дня, фактически на глазах противника проник в каменоломни и предупредил товарищей. Партизаны спешно соорудили систему плотин и избежали гибели. Благодаря Володе, его наблюдательности, расторопности и смелости более ста человек остались живы и продолжили борьбу за освобождение родины.
Керченский полуостров был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Покидая полуостров, гитлеровцы успели заминировать подходы к катакомбам, где по-прежнему укрывался партизанский отряд. Теперь задачей юных партизан, которые хорошо знали каждый куст местности, была помощь сапёрам. Нужно было разминировать выходы. 4 января 1942 года Володя Дубинин вместе с четырьмя сапёрами подорвался на мине. Их похоронили в братской могиле в центральном парке Старого Карантина, в паре километров от места гибели.
По воспоминанию сестры героя как-то, ещё до войны, он примерил отцовскую медаль «За трудовую доблесть». Она упрекнула его за это, а Володя сказал ей: «Вот увидишь каким я стану!». С самого детства его волновали вопросы чести и долга.
Воспитатель: За подвиги на фронте и в тылу героев награждали орденами и медалями.
(26 слайд)
Ими были награждены десятки тысяч детей и пионеров. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. В их честь называли улицы, школы, теплоходы, были установлены памятники.
(27 слайд)
Великая Отечественная война длилась долгие четыре года.
(28 слайд)
И вот наступил этот долгожданный день – 9 мая 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей Родины, но и освободили жителей других стран.
Звучит песня в исполнении детей «Бравые солдаты», музыка: Аркадий Филиппенко, слова: Татьяны Волгиной.
(29 слайд)
Фоном звучит песня «Журавли» (Марк Бернес).
Воспитатель: Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, так как в каждой семье, в каждом доме кто-то погиб на этой страшной войне. Трудно в нашей стране найти семью, которая не потеряла бы отца или мать, сына или дочь, сестру или брата. А те, кто выжил в этой страшной войне, рассказывают своим внукам и правнукам о сражениях, ранениях и победах.
Ребенок читает стихотворение Владимира Степанова «Рассказ ветерана»:
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Ребенок читает стихотворение Елены Благининой «Шинель»:
— Почему ты шинель бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь, не сожжёшь? —
я у папы спросила. —
Ведь она и грязна и стара, приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра, приглядись-ка получше!
— Потому я её берегу, — отвечает мне папа,
—потому не порву, не сожгу, — отвечает мне папа,
—потому мне она дорога, что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага и его одолели.
(30 слайд)
Воспитатель: Наш народ совершил великий подвиг – выстоял и победил в жестокой, кровопролитной битве. День Победы – светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа-героя, народа-победителя.
Ребенок читает стихотворение Алексея Шамарина «Никто не забыт»:
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(31 слайд)
Танец «Яблочко» в исполнении мальчиков.
Воспитатель: Ребята, мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти. Сегодня мы с вами еще больше узнали о героях Великой Отечественной войны, о их великом бессмертном подвиге. Обязательно расскажите об этом своим близким. И, конечно же, поздравьте свою семью с этим замечательным праздником, с Днем Победы!
Звучит песня «День Победы» в исполнении детей. Авторы: Давид Тухманов, Владимир Харитонов.
Презентация к мероприятию - Их подвиг бессмертен.PPTX / 47.45 Мб