Автор: Трегубова Татьяна Егоровна, воспитатель группы №8, МБДОУ «ЦРР д/с №53», г. Воронеж.
Соавторы: Никитина Татьяна Владимировна, воспитатель группы №8 и Миненко Людмила Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР д/с №53», г. Воронеж.
Тема: «День космонавтики»
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, музыкальная, двигательная, коммуникативная, игровая, ИЗО.
Цель: воспитание патриотических чувств к своей Родине, на основе знаний о космосе.
Задачи:
Закрепить знания об истории создания космонавтики.
Познакомить детей, в доступной форме, с планетами солнечной системы.
Формировать представления о космических кораблях, спутниках.
Развивать коммуникативные качества и доброжелательные отношения детей друг к другу.
Воспитывать патриотические чувства и гордость за успехи страны в развитии космоса.
Активация словаря: названия планет, полигон Байконур, созвездия, ФИО космонавтов.
Материал: доска для просмотра видеофильма, фотографии космонавтов, картинки с иллюстрациями космоса, атрибуты для подвижной игры «Ждут нас быстрые ракеты», атрибуты для игры на внимание «Что изменилось?», аппликация: ½ ватмана покрашенного чёрной гуашью (или черная бумага, такого же размера), клей, кисточки, клеёнки, ножницы, бумажные трафареты для конструирования ракеты, образцы звёзд для вырезания.
Предварительная работа: чтение и рассматривание книг, картинок о космосе. Просмотр видеороликов. Изучение стихов, песни и танца. ИЗО – рисование космоса глазами детей.
Содержание организованной деятельности:
Под марш авиаторов (музыка Ю.А. Хайта, слова П.Д. Германа) все дети строем в колонну по одному входят в зал. После перестроений, дети проводят зарядку. Далее перестроение среднего звена в круг.
Воспитатель:
Ребята! К какому празднику мы с вами готовились всю прошедшую неделю? – (дню космонавтики). Правильно: учили песню, стихи, смотрели видео фильмы, рассматривали фотографии по теме. Почему этот праздник празднуют именно 12 апреля? – Ответы детей: в этот день полетел в космос и вернулся первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Правильно! А как это было, мы сейчас узнаем, посмотрев видеоролик. Для этого мы проходим в наш кинозал.
Дети смотрят фильм о запуске ракеты с первым космонавтом Ю.А. Гагариным (электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=b0ktgWlN7SE).
После просмотра:
Сл/игра «Подбери много слов к фразе «Каким должен быть космонавт?». – воспитатель подводит итог сказанным словам: «сильные, смелые, отважные, выносливые и т.д. Правильно! Все слова вы подобрали верно».
А сейчас дети нам расскажут стихи о космонавтах.
Стих 1: (автор Н. Цветкова)
Космонавт
Рисуем с ребятами
Школу и сад.
И прямо над нами
Летит космонавт.
Стоим мы и долго
Ему вслед глядим,
Отправиться в космос
Мы очень хотим!
Тогда мы достанем
Другой карандаш,
Отправим-ка в космос
Мы свой экипаж!
Над школой и садом
Отправимся в путь,
Чтоб с неба на Землю
Родную взглянуть.
Стих 2: (автор Римма Алдонина)
Космонавт
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной;
Стих 3; (автор Ю.Синицын)
Ракета
Вот так pадyга на небе -
Шёлковый yзоp!
Hy и pадyга на небе,
Как цветной ковёp!
А над pадyгой - pакета
Взмыла к небесам.
Вот такyю же pакетy
Я постpою сам.
И на звёзднyю доpожкy
Полечy на ней,
Hабеpy я звёзд лyкошко
Мамочке моей.
Воспитатель: Ребята! А вы хотели бы себя представить бедующими космонавтами? – Да. Значит, нам надо поделиться на 6 команд и сделать себе ракету для полёта в космос (команд может быть другое количество, но не более трех человек на каждую ракету).
Аппликация: «Конструирование ракеты»:
На столах приготовлены детали для конструирования ракеты. Основой ракеты является пустая пластиковая бутылка. Ракета собирается из бумажных деталей (оклеивание бутылки), которые вырезаются по контуру. Дети выбирают деталь с цифрой и такую же цифру находят на ракете или на плакате «Галактика». Таким образом все детали приклеивают на нужные места, а номер детали указывает, на какое место необходимо приклеить этот предмет.
Воспитатель: ракеты готовы и мы можем отправляться в путь. Давайте послушаем ребят: какую подготовку должен пройти космонавт перед полётом.
Ребята рассказывают по частям стих «Космонавт» (электронный ресурс: https://neposed.net/kids-literature/detskie-stihi/stikhi-pro-vselennuyu-i-zvezdy/stikhi-pro-kosmonavtov.html)
Стих 1:
Он пример для всех ребят
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Стих 2:
Показаться и врачу-
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звёздные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.
Стих 3
Барокамера, бассейн,
Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.
Стих 4
Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Он профессии любой
Должен знать секреты –
Ведь на высоте такой
Не спросить совета.
Воспитатель: Вот видите, физически наши космонавты уже готовы! Осталось проверить ваши знания пройденного материала? Вы готовы? – Да!
Викторина (стихи взяты из открытого электронного ресурса: https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-kosmonavtom-khochesh-stat-dolzhen-mnogo-mnogo-znat.html):
Задание 1
Сл/игра «Закончи предложение».
В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь, во вселенную ты держишь (путь).
Главным правилом у нас, выполнить любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать? Должен много – много (знать).
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт может взять с собой в (полёт).
Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на (орбиту).
Воспитатель: Молодцы! Справились с этим заданием.
Задание 2. Загадки про космос (загадки взяты из открытого электронного ресурса: http://zagadochki.ru/zagadka-ukrashal-nochnuyu-sin.html) .
Украшал ночью синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только –
От него осталась долька! (Луна).
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук,
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце).
Краской коричневой красит людей? (Солнце).
Почему Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают (Звёзды).
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель (Космонавт).
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный (Телескоп).
Воспитатель: Молодцы!
Задание 3. Игра «Что изменилось?».
На столе лежат предметы: термометр, карандаш, ручка, резинка, расчёска, кубик, звезда. Нужно посмотреть внимательно, что где находится. По сигналу ведущего все отворачиваются. По сигналу поворачиваются. На вопрос «Что изменилось?» дети должны дать ответ.
Задание 4. Викторина «Космическая подготовка».
Воспитатель: Продолжаем викторину.
А сейчас мы по играем, все секреты разгадаем!
Пусть вопросы не логические, но вполне космические!
Готовы отвечать? – Поехали!
Как звали первого в мире космонавта? – Юрий Алексеевич Гагарин.
Как звали первую в мире женщину космонавта? – Валентина Владимировна Терешкова.
Как называется летательный аппарат, на котором летят в космос? – Космический корабль, ракета.
Кто сконструировал первый в мире космический корабль? – конструктор Сергей Павлович Королёв.
Самый быстрый вид транспорта, созданный на земле? – Ракета.
Как называется костюм космонавта? – Скафандр.
С помощью чего дышат космонавты в открытом космосе? – баллоны с кислородом, воздухом.
Как называется и животное и созвездие? – Медведица.
Как звали собак, которые первыми слетали и вернулись из космоса? – Белка и стрелка.
Какие планеты вы знаете? – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун.
Назовите самую большую планету? – Юпитер.
Назовите планету похожую на шляпу? – Сатурн.
Назовите планету, которую в 2006 году астрономы исключили из списка планет и почему? – Плутон, так как она самая маленькая.
Самая большая горячая звезда во вселенной? – Солнце.
Назовите искусственный спутник земли? – Луна.
Как называется машина, которая ходит по луне? – Луноход.
Как называется полигон, где запускают ракеты? – Байконур, Плесецк.
Назовите предметы летающие в космосе? – звёзды, кометы, метеориты, спутники земли, ракеты, астероиды, космический мусор.
Как называют картинки в космосе, которые состоят из звёзд? – Созвездия.
Как называется дом, в котором жили космонавты в космосе? – МКС (Международная Космическая Станция).
Где хранится космическая еда космонавтов? – в тюбиках.
Воспитатель: Молодцы! Давайте посчитаем ваши звёзды? – дети говорят цифру. – Теперь я вижу вашу готовность к полёту в космос.
Стих «Летит корабль»
(автор: В.Степанов)
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
Исполняется песня: «Наш весёлый экипаж».
(Музыка: Ю.Чичков,
Слова: К.Ибряев, П.Синявский)
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас для полёта в космос на другие планеты.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
На одной стороне зала раскладываются обручи – ракеты. На другом конце зала дети говорят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Летим на Марс!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах». (Если детей много, то можно усаживаться в одну «ракету» по два, три человека). Затем дети заводят моторы и игра начинается с начала.
Воспитатель: Мы вернулись домой и хочется послушать, как хорошо в космосе!
Стихи: «В космосе так здорово!»
(автор: Ирина Гаврилова)
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
«Планеты»
(автор Аркадий Харт)
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета, самая малая
Под названием Плутон.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось путешествие? Вы хотели бы стать космонавтами? – Да.
Рефлексия: вручение подарков, связанных с Днем Космонавтики или упакованными с рисунками о космосе.
Ефимова Алла Ивановна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна