12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабичева Людмила Викторовна67
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »



Министерство культуры Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств»













Методическая разработка

Сценарий открытого урока

«Дорогой героев, дорогой отцов»





Автор: Бабичева Людмила Викторовна

преподаватель высшей категории

ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств»






2023 г

Цель мероприятия: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого собственных бабушек и дедушек - ветеранов Великой Отечественной войны; осознание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи мероприятия:

обучающие:

- актуализировать знания о Великой Отечественной войне;

- расширить знания об отдельных её этапах;

- осознать великий освободительный характер войны со стороны советского народа;

- научиться систематизировать знания, добывать, анализировать и обобщать информацию

развивающие:

- расширить мировоззрение студентов на основе изучаемого материала

воспитательные:

- воспитание патриотизма, гордости за своё Отечества через призму личного отношения;

- содействие сохранению преемственности поколений



Оборудование: компьютер, экран, презентация PowerPoint, карта.











Вступление.

Учитель: Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор она кружит.

И не забыли мы,

Что двадцать миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить.


Всё дальше от нас события самой страшной войны в истории человечества, уходят в прошлое события, герои, сражения. Но если мы начинаем забывать прошедшую войну, то начинаются новые, ещё более страшные войны. Сегодня я хочу оживить историю, хочу, чтобы ребята почувствовали связь времён, свою причастность к истории через судьбы своих родственников, спасшим свою родину и весь мир от фашизма. Поэтому назвали мы наш урок «Дорогой героев, дорогой отцов». Ребята занимались исследовательской работой: на сайте Память народа, а также в семейных архивах они разыскивали документы о своих героях. Результат этой работы мы вам сейчас представим. После каждого рассказа о наших родных мы будем прикалывать флажок в соответствующем месте на карту сражений Великой Отечественной войны, отмечая тем самым путь, который прошёл «Бессмертный полк» нашей группы (класса).

Ученик:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Звучит песня В.Берковского на стихи Д.Сухарева "Вспомните, ребята" в исполнении студентов. На экране – кадры кинохроники.

1. Ученик.

22 июня 1941 года на рассвете разорвались первые немецкие снаряды, полетели первые бомбы. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и советское мужество. Август 1941 года. Немцы бросили в огонь боев все, что у них было. В тылу у них — безлюдные дороги, разоренные села, пожарища городов. Захвачена Советская Белоруссия, Прибалтика, идут бои за Смоленск, Одессу, враг рвётся к Киеву, Ленинграду, Москве. Дальнейшие планы предусматривали вторжение в Крым, но для этого надо было преодолеть мощную водную преграду Днепр — одну из крупнейших рек в Европе. Разыгрываются ожесточённые бои на Херсонском направлении за овладение Бериславско-Каховским плацдармом, иногда доходившие до рукопашных схваток.

"Своими контратаками противник останавливал наше наступление, упорным сопротивлением препятствовал охвату или сражался до последнего", - писал командующий немецкой танковой группой Гот. Закрепившись на тыловом рубеже, отошедшие части Красной Армии не позволили фашистским войскам решить ни одну из поставленных перед ними задач.

Учитель:

Мой дед Федор Яковлевич Гладкий. 1914 г.р.

Дата призыва: 13.08.1941 Ипатовский РВК, Ставропольский край, воинское звание: красноармеец

Погиб 29 августа 1941 г. в боях за Каховку. Место захоронения неизвестно.


Ученик.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…


2. Ученик: Заместитель начальника генерального штаба французской армии генерал Шассен пишет: "1941год, который должен был стать годом окончательного установления германского господства в Европе, завершился страшным поражением гитлеровцев". Здесь впервые была сломлена наступательная мощь Вермахта. Население освобождённых городов и сёл восторженно встречало родную армию, несущую им избавление от ужасов немецкой оккупации. В период контрнаступления под Москвой войска Калининского продвинулись на 60–120 км; затем, как говорится в сводках, "вели бои местного значения". 


Ученик: Константин Симонов: «На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова:

«Самоотверженные командиры  пали смертью храбрых в боях под рощей Квадратной.

Прощайте, наши боевые друзья. Вперед, на запад!»

Памятник стоит высоко. Отсюда хорошо видна русская природа. Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой русской земле.

Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. Но в сводке Информбюро от всего этого остается только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».


Ученик:

Мой прадедушка Мякшин Федор Ермолаевич, рядовой, 1897 г.р., уроженец Молотовской обл.

Дата поступления на службу:  1942

Из наградного листа:

Бывший стрелок 443 особого стрелкового батальона Калининского фронта Мякшин при обороне реки Волга 11.06.1942 г. был тяжело ранен осколком снаряда. Достоин правительственной награды "Медаль за боевые заслуги".


3. Ученик: После завершения битвы за Москву сложились благоприятные условия для прорыва обороны противника.   Но ошибка с определением главного удара немцев, недооценка сил ещё мощной германской армии привели к неудачам на всех направлениях.

Борис Горбатов: «Горькое знойное лето сорок второго года. Ростов, Краснодар, Севастополь, Майкоп, черные дни. Но можно и в черные дни быть героями. В черные дни героями куда труднее быть. В эти дни Красная Армия не опозорила своих знамён, об этом могут рассказать тысячи крестов на немецких могилах в донских и кубанских степях, на Волге. Когда бойцы дрались в смертном кольце — дрогнувших среди них не было, а когда по приказу командования отходили — люди плакали и слез не скрывали.

Ученик:

Мой прадед Варветкин Павел Прокофьевич, 1919 года рождения.

Призван Чаусским райвоенкоматом Белорусской ССР, воинское звание: красноармеец.

Дата выбытия: 04.07.1942

Причина выбытия: пропал без вести в оборонительных боях на Воронежском направлении.


В исполнении студента звучит песня В.Высоцкого "На братских могилах".


4. Ученик: В результате наступления Калининского и Западного фронтов зимой — весной 1942 г. в конфигурации советско-германского фронта образовался так называемый «ржевско-вяземский выступ». В ходе Ржевско-Сычёвской наступательной операции ставилась задача срезать верхушку выступа для дальнейшего наступления. Но главным было то, чтобы мы не дали перебросить немецкие резервы под Сталинград и на Кавказ. Однако погода к началу нашего удара неожиданно испортилась. 30 июля пошли проливные дожди. Дороги превратились в месиво. Приходилось на руках подтягивать артиллерию и боеприпасы, передвигаться по скользкой жиже, утопая в грязи. Танки вязли и застревали, тонули в болотах. И тем не менее мы прогрызали немецкую оборону, хотя средний темп наступления был всего 1-2 километра в сутки. В ходе операции нам так и не удалось взять Ржев. Но мы прочно сковали войска противника на центральном направлении. По некоторым оценкам, целых 12 немецких дивизий, намечаемые к передислокации на юг, остались на месте. Советские потери достигали почти двести тысяч солдат и офицеров.

Василий Гроссман. «Немцы полагали, что человеческая порода не в состоянии выдержать такого напряжения, что нет на земле таких сердец, таких нервов, которые не порвались бы в диком аду огня, визжащего металла, сотрясаемой земли и обезумевшего воздуха».

Ученик:

Мой прадед Жуйков Андрей Григорьевич, участник Ржевско-Сычевской операции.

Из печатной книги памяти:

Жуйков Андрей Григорьевич, 1903 года рождения, удмурт. Призван в Советскую Армию в 1941 г. Погиб в бою 5 сентября 1942 г. Похоронен: деревня Сашино Гжатского района Смоленской области.


Ученик:

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.


5. Ученик: "…В условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени от успешной работы военно-медицинской службы", - писал Маршал Г. К. Жуков. Во время боевых действий 1941 – 1945 гг. были возвращены в строй более 70% раненых и 90% больных, что составляет свыше 17 млн чел.



Ученик:

Мой прадедушка Тычкин Николай Семенович, 1915 года рождения. Воинское звание: ст. сержант.

Место призыва Ново-Лялинский РВК, Свердловская обл.,

Из наградного листа:

В ходе Ржевско-Сычёвской битвы за время операции по взятию Погорелое-Городище и Карманово ст. сержант Тычкин, возглавляя отделение 4-5 санитарных машин, эвакуировал 1244 раненых. В условиях возгорания и дождей машинам в некоторых местах пройти было невозможно. Тов. Тычкин организовывал поочерёдное протаскивание машин на руках. Ценой огромных физических усилий благодаря организованности, все раненные своевременно доставлены в госпитали. 28 августа тов. Тычкин с отделением эвакуировал раненых в госпитали. Фашистские стервятники внезапно появились и стали заходить на бомбёжку. Тов. Тычкин организовал эвакуацию раненых с машинами в укрытие и бросился помогать раненым, которые были не в машинах. Убедившись, что раненых не в укрытии нет, Тычкин под продолжающейся бомбёжкой стал оказывать помощь пострадавшим от налёта.

Представлен к награде Медаль "За боевые заслуги".


6. Ученик: Битва за Кавказ явилась одной из самых продолжительных в Великой Отечественной войне. Она длилась 442 дня.

В стратегических планах германского руководства захвату Кавказа, где перед войной добывалось до 95% всей нефти в СССР, отводилось важное место. На совещании в июне 1942 г. Гитлер заявил: «Если нам не удастся захватить нефть Майкопа и Грозного, то мы должны будем прекратить войну!» Вот почему замысел немецкого командования на советско-германском фронте летом 1942 г. предусматривал нанесение главного удара на кавказском направлении с одновременным наступлением на Сталинград.

Оборонительные операции проводились в крайне тяжелой обстановке, с большим превосходством противника в живой силе и технике. Фашистам удалось в ходе этих сражений овладеть богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, Таманским полуостровом, выйти к предгорьям Главного Кавказского хребта, захватив часть его перевалов.

Борис Горбатов: «Нет ничего страшнее дорог отступления! Вокруг нас развертывалась роскошно щедрая природа, море было ослепительной бирюзы, горы пылали под розовым солнцем, и белый камень санаторных дач беспечно тонул в зелени виноградников, но чем роскошнее была природа, тем больней было на нее глядеть. Было страшно думать, что и сюда пришла война. Было страшно видеть воронки бомб и на этих курортах. Немцы рвались к морю, к Туапсе. Гитлер даже назначал сроки захвата города, но все сроки прошли, а город обороняется.

Путь к Туапсе заслоняют горы, а горы обороняют люди. Воины. Они-то и сорвали все сроки «фюрера». Похоронили его черноморские мечты, а с ними заодно — и тысячи его солдат и офицеров».


Ученик:

Мой прадед Спорышев Федор Петрович 1902 года рождения, г. Павлово Горьковская обл., Дата поступления на службу:  1941. Воинское звание: капитан интендантской службы.

Награждён медалью «За оборону Кавказа».


7. Ученик: В январе 1942 года войска Западного фронта под командованием генерала армии Г.К. Жукова продолжали победоносное наступление под Москвой, освобождая десятки городов, сотни и тысячи сел и деревень. Одним из важных эпизодов этой великой битвы было освобождение города Кирова Смоленской области. Выйдя в район г.Кирова, мы получили отличнейшие возможности для широкой и глубокой связи со всеми партизанскими силами, действовавшими в огромном по территории районе.

Через "кировский коридор" к февралю 1942 года было переправлено на Большую землю 15 тысяч военнослужащих Красной Армии, попавших в окружение. Из Кирова в глубокий тыл противника и обратно "через "коридор" шли разведчики, радисты, минеры, диверсионные группы и добровольческие отряды специального назначения. Через этот коридор партизаны направляли обозы с продовольствием для нужд Красной Армии.

Так, в июле 1942 г. через линию фронта Красной Армии был доставлен подарок: около 500 голов крупного рогатого скота, 86 тонн мяса, 165 тонн зерна, 139 тонн картофеля, 209 тонн фуража, 150 лошадей. В основном это были запасы продовольствия, подготовленные к отправке в Германию и отбитые партизанами.


Ученик:

Мой прадед Кузьмин Кирилл Кузьмич 1902 года рождения, д.Сюльта Марийской АССР, красноармеец.

Погиб в боях за оборону Кировского коридора 25 июля 1943 г.

Место захоронения: Орловская обл., Ульяновский р-н, д. Берестна, восточнее, 900 м, могила № 15 с южной стороны.


Ученик:

Над могильной плитой,
Под стрелой обелиска, —
Только глянешь — и к горлу комок —
Наклонилась рука,
Положила записку:
"С днём рожденья тебя,
мой сынок".

Это — мама пришла,
Поседевшая рано.
Белый шрам от войны на виске.
И дышала гвоздика — незажившая рана —
На пронзительно чистом листке.

"С днем рожденья, солдат!" —
Поклоняются люди,
Облака, и цветы, и трава...
Никогда для тебя
смертной даты не будет,
Если мама осталась жива.

Начертала война на трагических плитах.
Имена, имена, имена...
Вы навек рождены,
Вы вовек не забыты,
Если Родина-мать спасена.


8. Ученик: В соответствии с постановлением ГКО СССР,  в составе Отдельной армии НКВД, формируется Уральская стрелковая дивизия. Формирование её проходило в городе Ревда и посёлке Дегтярка Свердловской области, из числа военнообязанных, призванных из Свердловской и Челябинской областей и направленных в состав дивизии порядка 6000 пограничников с фронтов и с Дальнего Востока. С Карельского фронта прибыл 15-й стрелковый Карельский Краснознамённый полк.

Период вхождения в действующую армию: с 21 февраля 1943 года по 9 мая 1945 года. В ходе наступательных операций 175-я стрелковая дивизия участвует в форсировании Днепра, освобождении города Гомеля, очищая территорию Белоруссии.


Ученик:

Мой прадедушка Цупиков Николай Яковлевич, 1909 года рождения

призван  Злынковский Райвоенкоматом Орловской обл., красноармеец.

Из наградного листа:

12 декабря 1943 г. красноармеец Цупиков Николай Яковлевич награждён медалью "За отвагу" за то, что он в борьбе с немецкими захватчиками показал себя отважным, мужественным бойцом. Тов. Цупиков на высоте 140,2 из противотанкового ружья подавил огневую точку противника, убил 4 немцев.


9. Ученик: В начале октября 1943 г. перед Красной Армией встала задача развернуть наступление с целью освобождения Белоруссии. В октябре 1943 года проводилась Невельская наступательная операция.  Тщательная двухмесячная подготовка привела к выполнению главной задачи операции за одни сутки.

Операция по дальнейшему уничтожению немецкой группировки, проведённая в период с 30 декабря 1943 года по 8 января 1944 года именуется также как Преследование Невельской группировки немцев.


Учитель:

Мой дед Крутин Захар Семёнович, 1908 г.р.

Призван Пешковским РВК, Кустанайской обл., Казахская ССР, рядовой.

Из наградного листа:

4 января 1944 г. рядовой Крутин Захар Семёнович работал по восстановлению линии связи Невель-Пустошка. Пренебрегая личной опасностью, Крутин быстро и чётко работал в минном поле, лично обезвредил 15 мин, не снижая темпа работы на основной линии.

8 января, работая по восстановлению связи на линии Невель-Новосокольники, Крутин получил контузию взрывом мины, но не покинул своего рабочего места, а продолжал, не снижая темпа, восстанавливать линию, разрушенную противником.

9 января на этом же участке Крутин вновь попал на минное поле и, несмотря на то, что у него не прошло оглушение, быстро и чётко нёс свою службу, одновременно обезвреживая мины, давал проход своим товарищам и транспорту. Всё это дало своевременную бесперебойную связь фронту. За проявленную храбрость и мужество Крутин достоин правительственной награды медаль "За боевые заслуги".


10. Ученик: К. Симонов: «Враг должен быть разгромлен и, несмотря ни на что, будет разгромлен. Это знают все наши люди, знают и, что еще важней, чувствуют всем своим сердцем. Они гонят немцев, и они будут окружать и гнать их по дорогам и по бездорожью, по зимним полям, где не проходят машины, где проваливаются ноги, где дьявольски трудно идти, — но ведь когда ты идешь вперед, то у тебя появляется какая-то небывалая сила, второе дыхание. Мы навязываем немцам свою волю, мы становимся хозяевами положения".

Ученик:

Мой прапрадед Попов Владимир Артемьевич 1906 года рождения,

Алтайский край, Ключевский р-н, с. Петухи, гв. красноармеец

Из наградного листа:

Наградить ездового хозяйственного взвода гв. рядового Попова за то, что он 23 июня 1944 года отличился в боях за Гурьевские высоты у дер. Гурьевск Оршанского района Витебской обл. При перевозке гранат на передовые позиции противник перешёл в контратаку. Попов вместе с бойцами закидали противника гранатами и с криками «Ура!» перешли в наступление. Попов лично уничтожил двух солдат противника и одну пулемётную точку. Представлен к награждению медалью «За отвагу».


11. Ученик: В трудовых коллективах трех областей Урала – Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермский край) в дни победоносного завершения Сталинградской битвы родилась идея создания добровольческого танкового корпуса. Корпус был создан в кратчайшие сроки за счет безвозмездного сверхурочного труда и личных сбережений жителей региона. Было собрано свыше 70 млн рублей.

Личный состав также был набран из трудящихся Урала. Кандидатуры рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. Заявлений было подано в 12 раз больше, чем было необходимо. Отбор был строгий, его прошли 9660 человек из 115 тысяч написавших заявления о зачислении в танковый корпус. Боевой путь корпуса составил свыше 5,5 тысячи километров. На фронтах Великой Отечественной войны уральские танкисты уничтожили и захватили 1220 танков и самоходок врага, 1100 орудий разных калибров, 2100 бронемашин и бронетранспортеров, уничтожили 94 620 солдат и офицеров противника.

Ученик:

Мой прадед Корягин Василий Васильевич, 1911 года рождения, призван  Кировградским Райвоенкоматом Свердловской обл., в 1943г., гв. рядовой.

Из наградного листа:

Заряжающий 1-й батареи Самоходного артиллерийского полка 10 гвардейского танкового корпуса гв. рядовой Корягин в боях за социалистическую родину проявил мужество и отвагу. 17 марта 1944 при отражении контратак пехоты противника тов. Корягин действовал совместно с пехотой, метким огнём уничтожил 4-х автоматчиков противника и двух с их оружием взял в плен и доставил на командный пункт. Тов. Корягин неоднократно выполнял боевые задания по связи и доставке боевых донесений. Представлен к награждению медалью «За отвагу»


12. Звучит фрагмент песни В.Баснера на стихи П.Фоменко, В.Бахтина, «Сестра, ты помнишь». На экране - кадры военной кинохроники.


Ученик:

Мой прадед Тычкин Николай Семенович, старшина.

Из наградного листа.

В 1943 г. Под г. Зубцовым Тычкин возглавил колонну автомашин с ранеными. Зима, метель кончилась, огромные сугробы замели дорогу. Дорога простреливалась и контролировалась противником. Поставив автомашины с ранеными в укрытие и мобилизовав шоферов, Тычкин под обстрелом прочистил дорогу и быстро проскочил опасную зону. Все раненые были своевременно доставлены в госпиталь.

В ночь с 13 на14 сентября 1944 г. Вражеская авиация бомбила г. Выру. Бомбы рвались в расположении части. Прямое попадание авиабомбы разбило ёмкость с бензином, рядом горели зажигательные бомбы. Расплескавшийся бензин загорелся. Тов. Тычкин, несмотря на то, что бомбёжка продолжалась, организовал тушение, и сам, в нескольких местах обожжённый и оглушённый, засыпал огонь землёй. Пожар был ликвидирован. За мужество, находчивость, инициативу. За спасение раненых бойцов и офицеров достоин награждения орденом «Красная звезда».


13. Ученик:

Моя прапрабабушка Бакунина Александра Васильевна участник ВОв

Воинское звание: красноармеец. Нам не удалось пока проследить боевой путь Александры Васильевны. Известно, что с 23.11.1943 Александра Васильевна была переведена из 194 запасного стрелкового полка в 55 стрелковый корпус 271 стрелковой дивизии. 55 стрелковый корпус с боями прошёл от Донецка до Кёнигсберга, участвовал в освобождении Чехословакии, закончил боевой путь 9 мая 1945 г. в Праге.

Ученик:

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!



14. Ученик. Три с половиной месяца продолжалось сражение в Восточной Пруссии. !3 апреля 1945 г. началось наступление на остатки группировки, закрепившейся на военно-морской базе Пиллау. Узкая линия обороны до предела насыщена огневыми средствами. На каждые 100 метров в среднем приходилось по 4 пулемёта и 200 солдат с автоматическим оружием. Здесь немцы имели железобетонные и бронированные доты, бетонные площадки для тяжёлых орудий. Все каменные постройки Пиллау и его пригородов, где почти не было деревянных строений, были приспособлены к обороне. На нижних этажах зданий устанавливали орудия, позиции противотанковых гранатомётов, наверху - пулемётные гнёзда. Поэтому бои носили крайне ожесточённый и упорный характер. В этой операции чуть не погиб сам маршал Василевский. Он выехал на наблюдательный пункт армии в Фишхаузен, район которого регулярно обстреливала вражеская артиллерия, и попал под огневой налёт. Машина Василевского была разбита, и он сам по счастливой случайности уцелел. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены.

Ученик:

Мой прапрадед Попов Владимир Артемьевич.

Из наградного листа.

В боях на подступах к порту и крепости Пиллау с 21 по 24 апреля 1945 года, находясь в боевых порядках пехоты, Попов заметил, что с чердака отдельного дома ведёт огонь вражеский станковый пулемёт. Выдвинувшись вперёд со связкой гранат, тов. Попов уничтожил расчет станкового пулемёта и сам пулемёт. Достоин правительственной награды Ордена «Красная Звезда»


15. Ученик: С 16 апреля по 2 мая продолжалась величайшее сражение ВОв – битва за Берлин. В середине апреля 1945 года 175-я Уральская стрелковая дивизия, в составе которой воевал мой прадед Цупиков Николай Яковлевич, участвует в боях по прорыву оборонительной полосы под Берлином и овладению городом Потсдам. 7 мая 1945 года дивизия овладела населённым пунктом Шёнхаузен и вышла на восточный берег реки Эльба, встретившись с войсками союзников.

Ученик:

Ещё стояла тьма немая,
в тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
уже вступил в свои права.
Армейский «зуммер» пискнул слабо —
и улетел солдатский сон!
Связист из полкового штаба
вскочил и бросил телефон.

И всё!
Не звали сигналистов.
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов.
Плясать пустился лейтенант.
Стреляли танки и пехота.
И, раздирая криком рот,
впервые за четыре года
палил из «вальтера» начпрод.

Над мутной торопливой Тисой
и стрёкот выстрелов, и гул.
К жаре привыкший повар лысый
зачем-то ворот расстегнул.

Не рокотали стайки «яков»
над запылавшею зарёй.
И кто-то пел.
И кто-то плакал.
И кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сплошная,
и в полновластной тишине
спел соловей,
ещё не зная,
что он поёт не на войне.

Ученик: Спорышев Ф.П. награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Ученик: Тычкин Н.С. награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Ученик: Цупиков Н.Я. награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Берлина»


Заключение. Рефлексия.


Учитель: Ребята, настало время посмотреть на нашу карту, где отмечена красными флажками дорога героев, дорога наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Я не могу сказать, что мы с вами сегодня повторили их путь. Но мы немного прикоснулись к тем событиям и, я надеюсь, поняли и прочувствовали, насколько долгой, трудной, тяжёлой, скорбной, но в конце концов победной была эта дорога.


На экране появляется Вечный огонь, вслед за этим начинают выплывать лица участников войны, звучит песня Г.Свиридова"Любовь Святая"из музыки к драме "Царь Фёдор Иоаннович". На этом фоне двое ребят читают отрывки из поэмы Р.Рождественского Реквием"


Ученик: Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!

Ученица: Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! —
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

Ученик: Плескалось багровое знамя,
горели багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови закат,
и слышалась поступь дивизий,
великая поступь дивизий,
железная поступь дивизий,
точная
поступь солдат!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!

Ученица: Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?
Без нас.

Ученик: Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Ученица: Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Ученик: Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Стучит метроном. Все встают. Минута молчания.

















Список литературы.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг. в 6 томах. - М.: Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, 1960.

Фронтовые очерки о Великой Отечественной войне. В трёх томах. М.: Воениздат, 1957. http://militera.lib.ru/prose/russian/sb_frontovye_ocherki1/index.html

Стихотворения:

Ю.Друнина "Зинка",

С.Орлов "Его зарыли в шар земной",

И.Рядченко "В день окончания войны",

В.Туркин "Над могильной плитой",

А.Твардовский "Я убит подо Ржевом",

Р.Рождественский фрагменты из поэмы "Реквием".

Сайты в сети Интернет


Память народа. https://pamyat-naroda.ru/

Подвиг народа http://podvignaroda.ru/

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.