12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабанова Алёна6661
И я без ложной скромности признаться не стыжусь, что я своей профессией Действительно горжусь.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Логопедическая викторина

«Идём дорогой дружбы, дорогою добра»

для детей 1 класса

Аннотация: конспект викторины для детей первого класса (6,5 - 7,5 лет) по теме: «Путешествие в страну сказок». Данная викторина будет полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов.

Цель: выявить уровень сформированности языковых средств у учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: активизировать знания учащихся о сказках.
  • Развивающие: развивать психические процессы: речь, воображение, память, мышление.
  • Речевые: выявить уровень сформированности фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развивать грамматический строй речи.
  • Воспитательные: прививать любовь к сказкам, развивать умение действовать согласованно.

Оборудование к занятию: магнитофон, запись музыки: «Дорогою добра», «Путешествие по сказкам», сундук, ковёр-самолёт, записка от Бабы-Яги с её изображением и загадкой, пазлы по сказкам - 5 шт., изображения сказочных героев – 5 шт., подставки для сказочных героев – 5 шт., карточки для игры «Доскажи словечко», карточки для игры «Доскажи словечко» (загадки-обманки), картинки с изображением животных для игры "Загадки-обманки", конверты с изображением сказочных героев для букв – 5 шт., буквы для слов: добро, дружба, волшебные мешочки – 8 шт., магнитные буквы для игры «Волшебные мешочки», магнитная доска, мел, указка, карточки с картинками и буквы и сигнальные карточки для игры «Шифровальщики», картинки - жители животного мира, картинки с изображением домиков для игры «Слоговой анализ».

Ход занятия

I. Орг. момент. Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями и подходят к столу, где стоит сундук.

Ведущий: Здравствуйте. Ребята, сегодня я для вас приготовила буквы, из которых мы соберём слова. (Начинает звучать музыка «Дорогою добра». Открываем сундук, а там записка).

Ведущий: Ой, а где же мои буквы, их нет? Смотрите, а тут записка. (Читаем содержание записки): «О-го-го, сколько вас здесь сегодня собралось. А обо мне вы забыли, меня не позвали, не пригласили, тогда ищите свои буквы в сказках».

Ведущий: Интересно, а кто бы это мог написать нам это послание? (Ответы детей). Хорошо, давайте проверим, кто правильно догадался, потому что здесь есть загадка.

(Отгадывание загадки)

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба-Яга)

Ведущий: Смотрите, а здесь в сундуке и ковёр-самолет для нас и пазлы со сказками. Давайте, ребята подумаем, а зачем нам этот ковёр-самолёт? (Ответы детей). Действительно, мы с его помощью отправимся в путешествие по сказкам, найдём все буквы, которые спрятала от нас Баба-Яга. (Расстилаем ковер).

II. Основная часть.

1. (Дети встают на ковёр-самолёт и на столе собирают разрезанный пазл – «Буратино-Мальвина». Они собирают его во время звучания музыки и определяют название сказки). Ведущий: Давайте найдём, где спрятался герой этой сказки. (На столах стоят картинки с изображением сказочных героев).

Дети подходят к нужному столу, где стоит изображение Буратино и лежат маленькие мешочки (8 шт.). Игра «Волшебные мешочки».

Ведущий: Смотрите, он приготовил нам мешочки, в них что-то есть. Нужно на ощупь определить, что лежит в мешочке (Буквы).

Ведущий: Буквы надо вам назвать

               И как можно больше слов собрать.

(Каждому ребёнку даётся один мешочек с буквой. Буквы: у, л, с, в, ж, о, к, а. Эти магнитные буквы прикрепляются на доску).

Ведущий: Ребята, а что нам можно из этих букв теперь собрать? (Дети составляют слова из этих букв, а ведущий их записывает на доске: волк, сова, коса, оса, жук, лук, ус, сок, сук…).

Ведущий: Какие вы молодцы, сколько много слов собрали и за это Буратино дает нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя). Нам пора дальше продолжать путешествие, возвращаемся на ковёр-самолет.

2. Включается музыка. Из сундука достаём пазл. Дети на ковре за столом собирают второй пазл – «Емеля и Щука». Собирают его и определяют название сказки. Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями). Дети подходят к нужному столу, где изображён Емеля и лежат карточки с загадками.

Он нам приготовил загадки. Игра «Доскажи словечко».

Ведущий: Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно, хором отвечай!

1. Всех он любит неизменно,

   Кто б к нему ни приходил.

   Догадались? Это Гена,

   Это Гена… (Крокодил).

2. На лесной опушке

Сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная… (Баба-Яга)

3. Сходив однажды на базар,

 Она купила самовар.

 Друзей к себе всех пригласила,

 Кормила их она, поила.

 Трусливы гости оказались,

 Помочь в беде ей отказались.

 Но тут влетел в окно герой

 И за неё он стал горой.

 Закончилась свадьбой вся заваруха,

 Невесту героя зовут ... (Цокотуха.)

4. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чиполлино).

5. Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом (Колобок)

6. Работу знала и золу,

Но побывала на балу,

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц (Золушка)

7. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит)

8. У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино)

Ведущий: Какие вы молодцы, все загадки отгадали. Давайте теперь подумаем, и разделим слова на 2 группы: про кого мы будем говорить он МОЙ, а про кого - она МОЯ?

Мой: Крокодил, Чиполлино, Колобок, Буратино, Айболит.

Моя: Баба-Яга, Цокотуха, Золушка.

Молодцы и Емеля даёт нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя). Но нам надо спешить, нас ждут в другой сказке, а какой – сейчас узнаем. Возвращаемся на ковёр-самолет.

3. Музыка начинает звучать. Из сундука достаём пазл и дети собирают третий пазл – «Три поросёнка». Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями).

Дети подходят к нужному столу, где изображён Волк. На столе лежат 2 карточки с картинками, буквы, сигнальные карточки.

Ведущий: Он приготовил для нас Игру «Шифровальщики». А как вы думаете, что значит шифровальщик (Ответы детей). (Затем дети делятся на две команды. У каждой команды своя карточка с картинками. Детям надо выделить первый звук в названия каждой картинки. Выложить буквы под соответствующими картинками, прочитать получившееся слово и составить его звуковую схему.

1 команда: Сыр, корова, арбуз, зонт, кот, апельсин - сказка

2 команда: Дом, облако, барабан, радуга, обруч – добро)

Ведущий: Мы справились и с этим сложным заданием, и Волк дает нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя.) А сейчас нам пора вернуться к ковёру-самолёту и собрать следующий пазл. (Достаём из сундука картинку - скрипичный ключ). Нам надо отдохнуть.

4. Физминутка «Дорогою добра». Выполняются упражнения на развитие общей моторики под музыку «Дорогою добра» по показу ведущего.

Ведущий: Поиграли. Пора побывать в следующей сказке. А в какой вы узнаете, когда соберёте пазл. (Дети переходят на ковёр-самолёт).

5. Включается музыка. Из сундука достаём пазл. Дети собирают четвёртый пазл – «Золушка». Собирают его и определяют название сказки. Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями).

Дети подходят к нужному столу, где изображёна Золушка и лежат карточки с загадками.

Ведущий: Она нам приготовила загадки-обманки. Загадки эти нужно дослушать обязательно до конца. Игра «Доскажи словечко»

Ведущий: Обмануть вас не хочу,

               Только думать поучу!

               Ты, дружочек, не спеши -

               Поразмысли и реши:

               Так - не так, и дай ответ,

               И откроется секрет -

               С рифмы, может, ты собьешься,

               Но до правды доберешься!

1. Живу за океаном,

На пальме рву бананы,

Я весела, здорова,

А кто же я? Kopoва (обезьяна)

2. Домик носит на себе,

С нею рядом он везде,

Дом на прочный щит похож,

Кто ж там прячется то?... Ёж (черепаха)

3. Ква-ква-ква - какая песня!

Что быть может интересней,

Что быть может веселей?

А поет вам... Соловей (лягушка)

4. Я лаю и кусаю,

Я дом ваш охраняю,

Всегда смотрю во все глаза,

А как зовут меня? ... Коза (собака)

5. Я курочки сыночек,

Я желтенький комочек,

Я еще совсем малыш,

Ну а как зовусь я? ... Мышь (цыпленок)

6. Просыпаясь поутру,

Долбит дерева кору,

Собирает червячков:

Тук-тук-тук - обед готов!

Птичка просто молодец,

Как зовут ее? ... Скворец (дятел)

7. Самый первый я встаю,

Кукареку - я вам пою,

В красной я тужурочке,

Знаешь, кто я? – Курочка (петушок)

8. Я пищу, пищу, пищу,

Корку хлебную ищу.

В норке ждёт меня семья,

Я – проворная … Свинья (мышь)

Ведущий: Здорово, вы были очень внимательные, а теперь давайте по памяти назовём ласково все слова-отгадки (У ведущего есть изображения слов-отгадок и он их демонстрирует детям):

Обезьяна - Обезьянка

Лягушка - Лягушечка

Цыплёнок – Цыплёночек……

Золушка даёт нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя). Но нам пора побывать в последней сказке. А в какой, сейчас узнаете.

6. Включается музыка. Из сундука достаём пазл. Дети собирают пятый пазл – «Айболит». Собирают его и определяют название сказки. Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями).

Дети подходят к нужному столу, где изображён Айболит и лежат 3 картинки с изображением домиков (1, 2, 3-х этажный) и предметные картинки «Жители животного мира». Игра «Слоговой анализ».

Ведущий: А кто такой Айболит? (Ответы детей). Что он делает? (Ответы детей). К нему сегодня пришли лечиться разные жители животного мира. Давайте поможем ему расселить их по домикам. (Детям по очереди ведущий даёт картинку с изображением животного или насекомого, а другие дети проговаривают это слово, деля его на слоги, затем ребёнок, у которого эта картинка кладёт её на изображение соответствующего домика, проговаривая количество слогов).

Ведущий: Молодцы, вы правильно расселили жителей по домикам, и Айболит даёт нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя).

Ведущий: Ну, что ж, ребята, мы побывали во всех сказках, на которые нам указала Баба-Яга, мы выполнили все задания сказочных героев. Они отдали нам все конверты. Пора нам вернуться на наш ковёр-самолёт и посмотреть, какие буквы были в конвертах? (Из конвертов достаём буквы чёрного и коричневого цветов: д, о, б, р, о, д, р, у, ж, б, а).

Ведущий: Ребята, а что мы можем сделать с этими буквами? (Ответы детей). Давайте соберём слова из этих букв и узнаем, что нам помогло справиться со всеми сложными заданиями. (Дети делятся на 2 команды:

1 команда собирает слово - добро (буквы чёрного цвета);

2 команда собирает слово – дружба (буквы коричневого цвета).

Ведущий: Давайте подберём проверочные слова к этим словам, чтобы написать их правильно:

Добро – дОбрый, дружба – друЖить (Дети объясняют значения этих слов).

Ведущий: Молодцы, нам пора заканчивать наше путешествие.

III. Итог занятия.

Ведущий: (Звучит музыка для завершения путешествия). С самого раннего детства мы слышим сказки. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Сегодня мы справились со всеми заданиями благодаря дружбе и доброму отношению друг к другу. Давайте уберем ковер-самолет обратно в волшебный сундук. (Включается песня «Путешествие по сказкам». Дети складывают ковер, открывают сундук и находят наклейки).


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1460186429.docx (Наглядные материалы к занятию)

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (3)

Шабанова Алёна
Комментарий был удалён пользователем 05 апр 2016 в 14:31
Шабанова Алёна, 05.04.16 в 14:33 1Ответить Пожаловаться
Не могу понять, как прикрепить файл к этому конспекту (там наглядный материал к этому занятию) Пыталась через редактирование, но не получилось. Может, кто знает как?
Абсалямова Айгуль Минихановна, 05.04.16 в 14:40 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Нажмите "Редактировать" в конце материала, в 3 шаге есть возможность "Вставить файл" или "Вставить презентацию". Располагаете курсор в тексте, куда хотите прикрепить файл, нажимаете на одну их двух этих ссылок. Далее действуйте по инструкции.
Шабанова Алёна, 05.04.16 в 15:40 1Ответить Пожаловаться
Хорошо, Спасибо, завтра попробую!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.