Логопедическая викторина «Идём дорогой дружбы, дорогою добра» для детей 1 класса
Логопедическая викторина
«Идём дорогой дружбы, дорогою добра»
для детей 1 класса
Аннотация: конспект викторины для детей первого класса (6,5 - 7,5 лет) по теме: «Путешествие в страну сказок». Данная викторина будет полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов.
Цель: выявить уровень сформированности языковых средств у учащихся.
Задачи:
- Образовательные: активизировать знания учащихся о сказках.
- Развивающие: развивать психические процессы: речь, воображение, память, мышление.
- Речевые: выявить уровень сформированности фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развивать грамматический строй речи.
- Воспитательные: прививать любовь к сказкам, развивать умение действовать согласованно.
Оборудование к занятию: магнитофон, запись музыки: «Дорогою добра», «Путешествие по сказкам», сундук, ковёр-самолёт, записка от Бабы-Яги с её изображением и загадкой, пазлы по сказкам - 5 шт., изображения сказочных героев – 5 шт., подставки для сказочных героев – 5 шт., карточки для игры «Доскажи словечко», карточки для игры «Доскажи словечко» (загадки-обманки), картинки с изображением животных для игры "Загадки-обманки", конверты с изображением сказочных героев для букв – 5 шт., буквы для слов: добро, дружба, волшебные мешочки – 8 шт., магнитные буквы для игры «Волшебные мешочки», магнитная доска, мел, указка, карточки с картинками и буквы и сигнальные карточки для игры «Шифровальщики», картинки - жители животного мира, картинки с изображением домиков для игры «Слоговой анализ».
Ход занятия
I. Орг. момент. Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями и подходят к столу, где стоит сундук.
Ведущий: Здравствуйте. Ребята, сегодня я для вас приготовила буквы, из которых мы соберём слова. (Начинает звучать музыка «Дорогою добра». Открываем сундук, а там записка).
Ведущий: Ой, а где же мои буквы, их нет? Смотрите, а тут записка. (Читаем содержание записки): «О-го-го, сколько вас здесь сегодня собралось. А обо мне вы забыли, меня не позвали, не пригласили, тогда ищите свои буквы в сказках».
Ведущий: Интересно, а кто бы это мог написать нам это послание? (Ответы детей). Хорошо, давайте проверим, кто правильно догадался, потому что здесь есть загадка.
(Отгадывание загадки)
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба-Яга)
Ведущий: Смотрите, а здесь в сундуке и ковёр-самолет для нас и пазлы со сказками. Давайте, ребята подумаем, а зачем нам этот ковёр-самолёт? (Ответы детей). Действительно, мы с его помощью отправимся в путешествие по сказкам, найдём все буквы, которые спрятала от нас Баба-Яга. (Расстилаем ковер).
II. Основная часть.
1. (Дети встают на ковёр-самолёт и на столе собирают разрезанный пазл – «Буратино-Мальвина». Они собирают его во время звучания музыки и определяют название сказки). Ведущий: Давайте найдём, где спрятался герой этой сказки. (На столах стоят картинки с изображением сказочных героев).
Дети подходят к нужному столу, где стоит изображение Буратино и лежат маленькие мешочки (8 шт.). Игра «Волшебные мешочки».
Ведущий: Смотрите, он приготовил нам мешочки, в них что-то есть. Нужно на ощупь определить, что лежит в мешочке (Буквы).
Ведущий: Буквы надо вам назвать
И как можно больше слов собрать.
(Каждому ребёнку даётся один мешочек с буквой. Буквы: у, л, с, в, ж, о, к, а. Эти магнитные буквы прикрепляются на доску).
Ведущий: Ребята, а что нам можно из этих букв теперь собрать? (Дети составляют слова из этих букв, а ведущий их записывает на доске: волк, сова, коса, оса, жук, лук, ус, сок, сук…).
Ведущий: Какие вы молодцы, сколько много слов собрали и за это Буратино дает нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя). Нам пора дальше продолжать путешествие, возвращаемся на ковёр-самолет.
2. Включается музыка. Из сундука достаём пазл. Дети на ковре за столом собирают второй пазл – «Емеля и Щука». Собирают его и определяют название сказки. Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями). Дети подходят к нужному столу, где изображён Емеля и лежат карточки с загадками.
Он нам приготовил загадки. Игра «Доскажи словечко».
Ведущий: Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно, хором отвечай!
1. Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались? Это Гена, Это Гена… (Крокодил). |
2. На лесной опушке Сидит она в избушке. Спокойно жить не хочет, Царевичей морочит. Ступа с метёлкою ей дорога, Это зловредная… (Баба-Яга) |
3. Сходив однажды на базар, Она купила самовар. Друзей к себе всех пригласила, Кормила их она, поила. Трусливы гости оказались, Помочь в беде ей отказались. Но тут влетел в окно герой И за неё он стал горой. Закончилась свадьбой вся заваруха, Невесту героя зовут ... (Цокотуха.) |
4. Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовётся…(Чиполлино). |
5. Из муки он был печён, На окошке был стужён. Убежал от бабки с дедом, А лисе он стал обедом (Колобок) |
6. Работу знала и золу, Но побывала на балу, Обиды были от сестриц, Но ей, не им достался принц (Золушка) |
7. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор… (Айболит) |
8. У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный. Кто же это?.. (Буратино) |
Ведущий: Какие вы молодцы, все загадки отгадали. Давайте теперь подумаем, и разделим слова на 2 группы: про кого мы будем говорить он МОЙ, а про кого - она МОЯ?
Мой: Крокодил, Чиполлино, Колобок, Буратино, Айболит.
Моя: Баба-Яга, Цокотуха, Золушка.
Молодцы и Емеля даёт нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя). Но нам надо спешить, нас ждут в другой сказке, а какой – сейчас узнаем. Возвращаемся на ковёр-самолет.
3. Музыка начинает звучать. Из сундука достаём пазл и дети собирают третий пазл – «Три поросёнка». Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями).
Дети подходят к нужному столу, где изображён Волк. На столе лежат 2 карточки с картинками, буквы, сигнальные карточки.
Ведущий: Он приготовил для нас Игру «Шифровальщики». А как вы думаете, что значит шифровальщик (Ответы детей). (Затем дети делятся на две команды. У каждой команды своя карточка с картинками. Детям надо выделить первый звук в названия каждой картинки. Выложить буквы под соответствующими картинками, прочитать получившееся слово и составить его звуковую схему.
1 команда: Сыр, корова, арбуз, зонт, кот, апельсин - сказка
2 команда: Дом, облако, барабан, радуга, обруч – добро)
Ведущий: Мы справились и с этим сложным заданием, и Волк дает нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя.) А сейчас нам пора вернуться к ковёру-самолёту и собрать следующий пазл. (Достаём из сундука картинку - скрипичный ключ). Нам надо отдохнуть.
4. Физминутка «Дорогою добра». Выполняются упражнения на развитие общей моторики под музыку «Дорогою добра» по показу ведущего.
Ведущий: Поиграли. Пора побывать в следующей сказке. А в какой вы узнаете, когда соберёте пазл. (Дети переходят на ковёр-самолёт).
5. Включается музыка. Из сундука достаём пазл. Дети собирают четвёртый пазл – «Золушка». Собирают его и определяют название сказки. Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями).
Дети подходят к нужному столу, где изображёна Золушка и лежат карточки с загадками.
Ведущий: Она нам приготовила загадки-обманки. Загадки эти нужно дослушать обязательно до конца. Игра «Доскажи словечко»
Ведущий: Обмануть вас не хочу,
Только думать поучу!
Ты, дружочек, не спеши -
Поразмысли и реши:
Так - не так, и дай ответ,
И откроется секрет -
С рифмы, может, ты собьешься,
Но до правды доберешься!
1. Живу за океаном, На пальме рву бананы, Я весела, здорова, А кто же я? Kopoва (обезьяна) |
2. Домик носит на себе, С нею рядом он везде, Дом на прочный щит похож, Кто ж там прячется то?... Ёж (черепаха) |
3. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, Что быть может веселей? А поет вам... Соловей (лягушка) |
4. Я лаю и кусаю, Я дом ваш охраняю, Всегда смотрю во все глаза, А как зовут меня? ... Коза (собака) |
5. Я курочки сыночек, Я желтенький комочек, Я еще совсем малыш, Ну а как зовусь я? ... Мышь (цыпленок) |
6. Просыпаясь поутру, Долбит дерева кору, Собирает червячков: Тук-тук-тук - обед готов! Птичка просто молодец, Как зовут ее? ... Скворец (дятел) |
7. Самый первый я встаю, Кукареку - я вам пою, В красной я тужурочке, Знаешь, кто я? – Курочка (петушок) |
8. Я пищу, пищу, пищу, Корку хлебную ищу. В норке ждёт меня семья, Я – проворная … Свинья (мышь) |
Ведущий: Здорово, вы были очень внимательные, а теперь давайте по памяти назовём ласково все слова-отгадки (У ведущего есть изображения слов-отгадок и он их демонстрирует детям):
Обезьяна - Обезьянка
Лягушка - Лягушечка
Цыплёнок – Цыплёночек……
Золушка даёт нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя). Но нам пора побывать в последней сказке. А в какой, сейчас узнаете.
6. Включается музыка. Из сундука достаём пазл. Дети собирают пятый пазл – «Айболит». Собирают его и определяют название сказки. Давайте найдём, где герой этой сказки. (На столах стоят картинки с героями).
Дети подходят к нужному столу, где изображён Айболит и лежат 3 картинки с изображением домиков (1, 2, 3-х этажный) и предметные картинки «Жители животного мира». Игра «Слоговой анализ».
Ведущий: А кто такой Айболит? (Ответы детей). Что он делает? (Ответы детей). К нему сегодня пришли лечиться разные жители животного мира. Давайте поможем ему расселить их по домикам. (Детям по очереди ведущий даёт картинку с изображением животного или насекомого, а другие дети проговаривают это слово, деля его на слоги, затем ребёнок, у которого эта картинка кладёт её на изображение соответствующего домика, проговаривая количество слогов).
Ведущий: Молодцы, вы правильно расселили жителей по домикам, и Айболит даёт нам конверт с буквами (Конверт находится за картинкой сказочного героя).
Ведущий: Ну, что ж, ребята, мы побывали во всех сказках, на которые нам указала Баба-Яга, мы выполнили все задания сказочных героев. Они отдали нам все конверты. Пора нам вернуться на наш ковёр-самолёт и посмотреть, какие буквы были в конвертах? (Из конвертов достаём буквы чёрного и коричневого цветов: д, о, б, р, о, д, р, у, ж, б, а).
Ведущий: Ребята, а что мы можем сделать с этими буквами? (Ответы детей). Давайте соберём слова из этих букв и узнаем, что нам помогло справиться со всеми сложными заданиями. (Дети делятся на 2 команды:
1 команда собирает слово - добро (буквы чёрного цвета);
2 команда собирает слово – дружба (буквы коричневого цвета).
Ведущий: Давайте подберём проверочные слова к этим словам, чтобы написать их правильно:
Добро – дОбрый, дружба – друЖить (Дети объясняют значения этих слов).
Ведущий: Молодцы, нам пора заканчивать наше путешествие.
III. Итог занятия.
Ведущий: (Звучит музыка для завершения путешествия). С самого раннего детства мы слышим сказки. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Сегодня мы справились со всеми заданиями благодаря дружбе и доброму отношению друг к другу. Давайте уберем ковер-самолет обратно в волшебный сундук. (Включается песня «Путешествие по сказкам». Дети складывают ковер, открывают сундук и находят наклейки).
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1460186429.docx (Наглядные материалы к занятию)
Шабанова Алёна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Шабанова Алёна