12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уразалиева Сурия Канатовна20

Уразалиева Сурия Канатовна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Рассветский филиал МКОУ «СОШ г. Нариманов»

Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет

 

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

«История Дурновской станицы. Традиции и быт казаков»

Село Рассвет – это бывшая Дурновская казачья станица, основанная ещё в 1785 году. Она богата своими традициями и имеет большое значение в воспитании патриотизма и любви к своей стране. Внеклассное мероприятие «История Дурновской станицы. Традиции и быт казаков» проводится в форме исторической игры, которая явилась результатом исследовательской работы 4 групп. Данный материал может быть использован преподавателями Астраханской области при разработке уроков, краеведческих олимпиад, при проведении внеклассной работы.

Цель: познакомить учащихся с историей образования села Рассвет, Дурновской школы, с культурой казаков, воспитывать интерес к истории родного края.

Задачи:

- формирование умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет);

- воспитание чувства гордости за свой край, чувства патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу;

- развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину.

Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. 

Межпредметные связи: краеведение, история, география.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, живая музыка, мужской и женский казачьи костюмы.

Формы организации: опережающие задания; групповая деятельность; беседа

Участники: обучающиеся 5-8 классов

Ход мероприятия

Мероприятие сопровождается показом слайдов с фотографиями на экране.

Учитель: У каждого человека есть Родина. Это уголок земли, где ты вырос и с ним у тебя связаны многие переживания, воспоминания. И не любить свою Родину, я уверена, не подвластно никому. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни». Соловей, лишенный своего хрустального голоса, всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным, где живут его родные и близкие люди. И сегодня, мы поговорим с вами о нашей малой Родине – о нашем селе Рассвет

Учитель: А как называлось наше село раньше? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, а вы знаете, почему наша станица называлась Дурновской? (Ответы детей)

Учитель: Молодцы! В этом году Дурновской станице исполнится 235 лет со дня её основания. Многое произошло за эти годы в станице. Но более точно и подробно об истории основания станицы, о её названии, о том, как все начиналось, в далеком 1785 году нам расскажете вы, ребята. Мы разделили вас на группы, каждая получила задание: провести исследовательскую работу по предложенным темам. Итак, слово 1 группе. (Выступление 1 группы)

1 группа: Мы расскажем об истории возникновения Дурновской станицы.

История Дурновской станицы связана с историей Астраханского казачьего войска А кто такие казаки?

Казак –тюркское слово; в переносном смысле «вольный человек». Казаки первоначально были вольными людьми из бежавших на окраины Русского государства крепостных крестьян, холопов, городской бедноты. Бежали на Дон, Яик, (Урал), в Поволжье. Эти люди поселялись в укрепленных городках, занимались рыболовством, охотой, земледелием. Возникли казаки в 15 веке. А в 16-17 в.в. казачество охраняло южные границы. Поэтому царское правительство снабжало казачество военными припасами, деньгами и продовольствием. Сложилась своеобразная община военного характера, имевшая самоуправление и готовая защищать русские границы в любое время, примером этого явилось участие казаков в русско-иранской, в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812г.

Музыкальная пауза. Песня «Когда мы были на войне»

Дурновская станица основана до организации Астраханского казачьего войска, в 1785 г. Это произошло так.

«До возникновения наших казаков перевозка почты от Астрахани до Саратова исполнялась донскими казаками и городовыми.С 1773 г. пункты содержания почтовых лошадей назывались почтовыми станами. Дурновский стан находился на приверхе острова Долгого, в 22 верстах от Астрахани. Изначально здесь проживало 7 семей. А затем поверх острова Долгий в 1785 г. поселена Дурновская станица. В 1870 г. Дурновская станица была перенесена на современное место. После революции станицу переименовали в село Дурное, позже в 1965 г. переименовали в село Рассвет. Станицы строились по плану. В 1847 г. план Дурновской станицы составил землемер Иванов. План утверждался Астраханским военным губернатором и хранился в станичном правлении. Планы станиц составлялись « в отношении расположения дворовых мест, улиц, площадей» с соблюдением тех условий, которые были предписаны законом для казенных селений. В 1795 г. численный состав станицы Дурновской был 40. Дурновская станица существовала против приверха острова Долгого 85 лет, основанная на песчаном берегу Волги с одной стороны подмывалась течением, с другой стороны заносилась песком. Положение станицы со стороны песков стало невыносимым, жители решили переселиться на другое место и стали перенесить свои дома на Верхнее Займище, в 3 верстах выше станицы. Место, где раньше стояла станица, окончательно засыпано песком, но сохранило за собой название «Старой станицы».

Каждая станица, в том числе и Дурновская, представляла из себя военно-строевую единицу, во главе её стоял старшина в лице сотника, урядника или капрала. В 1827 г. в Дурновской станице дежурным урядником был Александр Гусев.

Исследуя данную тему, мы работали с письмами и воспоминаниями Лисунова Валентина Ивановича. Он был родом из Дурновской станицы, долгое время работал в школе и по устным воспоминаниям старожилов создал ценный исторический источник для нас, молодого поколения.

Учитель: Казаки - надежный оплот, они воинственные, честные, трудолюбивые, верующие. Интересно, что казаки зашивали в шапку иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В казачьей станице должен был находиться храм или церковь. Высоко ценят казаки заповеди православной церкви. Они свято чтят из поколения в поколение законы, традиции. О том, как строилась, церковь в Дурновской станице и что случилось с ней нам расскажет 2 группа. (Выступление 2 группы)

2 группа: Для выполнения данной работы мы обратились за помощью к послушнице местного церковного прихода Васяевой Нине Александровне.

Она поведала нам, что в 1832 г. была построена первая станичная церковь под наблюдением есаула Плескачева на средства, собранные станичниками. Но т.к. Дурновскую станицу сильно засыпало песком и размывало берег, то при переносе станицы на современное место, станичная церковь была разобрана и построена новая деревянная. До возведения церкви в станице на главной улице (ныне улица Советская) Напротив современного Дома Культуры была установлена часовня, сломанная в 1936 г. В 1932 г. церковь была закрыта, а в 1940 г. разобрана. На месте, где стояла церковь сейчас находится подворье Ишутиных. И только в 2002г. по просьбе правосланых верующих началось переоборудование бывшего дома торговца Крайнова в Молельный Дом.

Мы вновь прогулялись по селу сфотографировали те места, где находились часовня и церковь. (На экране слайды с фотографиями села)

Учитель: Традиционно казачьи власти много внимания уделяли образованию и просвещению. Развитие военного дела и хозяйственной жизни требовало всё больше грамотных людей. При церквях открывались Церковно-приходские школы. Основным типом учебных заведений были начальные училища .

Не обошло стороной образование и станицу Дурновскую. О том, как развивалось обучение, какие здания первых станичных учебных заведений сохранились, нам расскажет 3 группа.

3 группа: Дурновская школа.

Нам удалось узнать, что 17 марта 1839г. последовало разрешение от военного губернатора на открытие училища в Дурновской станице. Здание было построено в старой станице подрядчиками-крестьянами Д.Сосипатровым и И.Фроловым за счёт войсковых сумм.

Учителями на первый раз определяли способных урядников и казаков. Учителя испытывались в канцелярии наказного атамана. В Дурновское станичное училище 1 мая 1839г. назначен первый учитель урядник Степан Скворцов., окончивший войсковой пансион.

В училище принимали учеников от 5 до 16 лет. «Определенного времени в году для привода детей в училище не назначалось… Детей приводили в школу в течение всего учебного года, кому и как было угодно, с возрастом не считались… на одной скамье рядом с семилетним мальчиком можно было встретить изучающего азбуку подростка лет 12-13. Перед вами на экране

Первый комплект учеников Дурновского станичного училища (1839г.)

Иван Новиков 13 лет         Николай Чернышев 13 лет

Иван Лисунов 12               Александр Горбунов 11

Аким Лисунов 10               Василий Чернышев 10

Петр Локтионов 10            Семен Гусев 10

Николай Макаров 9           Иван Чернышев 9

Петр Столяров 9                Павел Соловьёв 9

Егор Алексеев 9                Иван Епанчин 8

Алексей Яцков 13             Федор Каргин 7

Всего 16 учеников.

Преподавали чтение, письмо, 4 правила арифметики с употреблением счета, краткий катехизис и краткую священную историю. Ученики ходили в училище столько лет, сколько хотели родители и сколько позволял возраст учащихся. Существовал обычай: при приводе детей на учение преподносить учителю хлеб-соль., а зажиточные приносили чай и сахар.

Перед вами фотография деревянной школы того времени. (На экране)

Количество учащихся постепенно увеличивалось. Впоследствии, чтобы иметь в станичных училищах хорошо подготовленных учителей казаков стали отправлять обучаться в Вольскую учительскую семинарию.

Из дурновцев того времени высшее образование получили агроном Андрей Павлович Лисунов, врач Надежда Ивановна Лисунова, при Советской власти учитель Валентин Иванович Лисунов, инженер Борис Павлович Лисунов – авиаконструктор пассажирского самолёта Ли-2.

Валентин Иванович Лисунов не просто окончил Дурновское станичное училище, а после окончания Вольской учительской семинарии проработал в родной школе с1913-1915гг.. Создал уникальные рукописи о жизни и быте астраханских казаков на рубеже 19-20 вв., которые бережно хранятся в нашей школе.

Сценка «Казачьи посиделки»

Учитель: Нам необходимо знать историю своего народа, а особенно  культуру казачества. О культурной жизни дурновских казаков нам расскажет 4 группа.

4 группа: Нам для выполнения задания помогла учебно-методическая литература по истории, культуре, традициям Астраханского казачества, имеющаяся в нашей школьной библиотеке.

Говоря о культурной жизни станицы, следует заметить наличие станичной библиотеки, созданной в 1882 году. В библиотеке было много книг, они выдавались на дом. Всюду станичников сопровождала песня на гуляньях, на праздниках. Дурновская станица была одной из самых «песенных» станиц Войска. Эти традиции сохранились. Музыкальная пауза. Песня «Во лужке…»
Для казаков своеобразным паспортом являлась одежда. Казака всегда было видно издалека. Так выглядит старинная одежда казака и казачки (слайды на экране). 
Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился. Ценилась одежда, шитая матерью или женой. Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Мужчины носили домотканые брюки, рубаху, подпоясанную узким с казачьим набором пояском, сапоги, шапку- кубанку. Зимней одеждой им служили теплые бешметы, кафтаны, теплые полушубки.

Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и кофта. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по соб­ственному вкусу и возможности. Кофты украшались тесьмой, круже­вами, вышивкой и бисером. Юбки предпочитали широкие, мелко собранные у пояса. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками. Когда девушка выходила замуж, она сразу же надевала на голову так называемую шлычку и прятала под нее волосы.
Дом казачий имел две комнаты. Треть комнаты занимала большая русская печь. Обстановка – деревянная, украшенная резьбой, сундук, лавки, табуреты, стол стоял в переднем углу. Передний угол украшен иконами. Перед семейной иконой по великим религиозным праздникам в субботу и воскресенье зажигалась лампада. На окнах стояли цветы в глиняных горшках. Предметом особого внимания хозяйки была кровать. Она тщательно убиралась, на пышной перине, покрытой стеганым одеялом, возвышались в два ряда подушки. Кухонная посуда состояла из чугунков, глиняных горшков и кувшинов. Чашки были глиняные. Ложки были деревянные. На видном месте стоял начищенный медный пузатый самовар.

Главою казачьей семьи был отец. Ему беспрекословно подчинялись все домочадцы. Семьи были большие, казаки любили детей, рады были рождению мальчика и девочки. Но мальчику радовались больше. Это будущий казак, воин. Отец обучал сыновей трудовым навыкам, а матери обучали девочек ведению домашнего хозяйства. Важным было уважение к старикам и гостеприимство.

Учитель: Много можно говорить о истории своей малой Родины, многие её страницы нами еще не перевернуты, но основные события сегодня мы с вами осветили. Спасибо всем за внимание!

 

Список использованной литературы и источники:

Рукопись – монография «Письма и воспоминания Валентина Ивановича Лисунова» (школьный краеведческий музей «Быт казака»)

Горбунов Н.П., Кучерук И.В., Афанасьев С.Н. История казачества в Астраханском крае/ -Астрахань: «Нова», 2002 г.

Тимофеева Е.Г., Антропов О.К., Казаков П.В., Курапов А.А., И.В.Торопицын. Астраханское казачество – путь сквозь века/ Максимов К.Н. - Астрахань, 2015 г.

Сычёв М.С., Сычёв С.Д. История казачества (от истоков до современности)/ - Астрахань: типография «Техноград», 2013г.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.