Сценарий открытого воспитательного мероприятия по роману Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари» - «Думы о мире»

0
0
Материал опубликован 21 January 2018 в группе

 Сценарий открытого воспитательного мероприятия по роману Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари» - «Думы о мире»

Выполнила:

Жаткина Елена Васильевна воспитатель интерната

МБОУ «Русскинская СОШ» с.п. Русскинская

ХМАО - Югры, Тюменской области

Пояснительная записка

Я – воспитатель детей коренной национальности. До семи лет воспитанники проживают с родителями на своих родовых угодьях. Родители являются для них первыми педагогами. Именно родители передают детям свой жизненный опыт, народные традиции, прививают навыки необходимые, чтобы жить в суровых условиях северной природы. Поступая в школу, связь с родителями ослабевает, большую часть года дети обучаются в школе и проживают в интернате. Воспитательные функции в большей мере выполняет общеобразовательное учреждение. И родители переносят ответственность за воспитание детей на педагогов школы.

Вовлечь родителей в воспитательный процесс, используя их творческий потенциал, знание национальной культуры, возможность стать примером для подражания – одна из основных задач взаимодействия с родителями. Литературное творчество Еремея Айпина – кладезь знаний о традиционном жизненном укладе народа. Поэтичное повествование романа переносит в заснеженный зимний лес. Главный герой Демьян отправляется со своего родового угодья в посёлок: сдать свою добычу за первую половину зимы – песцовые шкурки, проведать своих сыновей Юванко да Микуля в школе-интернате, купить припасов, чтобы хватило до конца сезона. Упряжка оленей везёт Демьяна по жёсткому снегу, слышится ровное дыхание оленей, серебряный перезвон упряжных цепочек и колец. Во время долгой дороги Демьяну приходят разные думы. «И шли думы - и светлые, и тревожные, и печальные».

Проведение открытого воспитательного мероприятия «Думы о мире» невозможно без участия старшего поколения. Они исполняют самые значимые роли мероприятия. Это главный герой романа Демьян. Казалось бы, ничем не примечательный человек, каких много. Но думы, которые приходят к нему за долгую дорогу, его стремление решить множество жизненных проблем поражают своей человечностью, открытостью и добротой. Демьян воплощение совести и памяти народа, непримиримости ко злу и войнам, ответственности за будущее своих детей. Интересно ему и то, что было в прошлом, откуда пришёл его народ, почему его язык понятен и некоторым другим народам.

Другой главный герой - Ефим, рядовой солдат Великой Отечественной войны, безоружный, он вступил в схватку с огромным фашистским танком и победил, потому что защищал своё родное селение, жителей своей реки и многих, многих людей земли. Всё дальше и дальше отдаляются люди от той жестокой войны, но мы - и педагоги, и родители, обязаны хранить память о всех участниках Великой Отечественной, от рядовых до генералов. Донести до детей мысль о том, что и мы и они внуки, правнуки и праправнуки победителей, и своей жизнью, поведением, отношением к окружающему миру должны доказывать, что мы их достойны.

В процессе подготовки мероприятия родители не только оказывают неоценимую помощь в подготовке костюмов, оформления, реквизитов для сцены, но и становятся единомышленниками, примером для подражания. Пусть не все родители исполняют роли, но их присутствие, моральная поддержка, сопереживание происходящему, оказывает положительное воспитательное воздействие. Совместная творческая деятельность родителей, детей и педагогов даёт возможность увидеть друг друга в новой ситуации, раскрыть свои таланты, воспитывает способность сопереживать, критически оценивать не только других, но и себя.

Финальная сцена мероприятия, раскрывающая понятия «мир» и «государство», как бы объединяет всех присутствующих. В едином порыве все, и родители, и дети, и педагоги исполняют песню о России, ведь только государство со сплочённым народом может противостоять войнам, и мы своими добрыми делами и отношениями должны укреплять государство, а песня помогает выразить чувство любви к нашей великой Родине.

Сценарий открытого воспитательного мероприятия по роману Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари»

В основу сценария положен роман Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари».

Цель: Воспитание гражданственности, как черты личности, заключающей в себе уважение к государству, любовь к Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Задачи:

Развитие желания у родителей и воспитанников обращаться к литературному творчеству Еремея Айпина, с целью познания окружающего мира, прошлого и настоящего своего народа;

Активизация работы с родителями путём вовлечения их в творческую деятельность;

Организация содержательного досуга детей и родителей;

Воспитание чувства ответственности за порученное дело, сплочённости в совместной деятельности детей и родителей;

Создание атмосферы общности интересов детей и родителей, возможность прочувствовать и пережить происходящие в мероприятие события, получить эмоциональную поддержку друг друга, поделиться своими впечатлениями и получить оценку за свой вклад в творческое дело.

Оборудование: мультимедийный проектор, световое и звуковое оборудование.

Оформление сцены: на экран проецируются картины зимнего леса, в правой части сцены стоят нарты, покрытые оленьей шкурой; в левой части сцены интерьер избушки – печка, низкий стол; в центре сцены маленькие оленята.

Этапы проведения

Подготовительный

Знакомство со сценарием;

распределение ролей по желанию участников;

Подготовка костюмов родителями;

Консультации с родителями по вопросам оформления сцены, интерьера избушки;

Подготовка слайдов презентации, на фоне которых будут проходить сцены мероприятия;

Разучивание с воспитанниками и родителями финальной песни «Звезда Россия».

После проведения генеральной репетиции с участниками мероприятия проводится инструктаж по технике безопасности во время проведения массовых мероприятий, инструктаж по правилам поведения, проводится беседа об этикете.

Воспитанники изготавливают пригласительные открытки для почётных гостей.

Практический

Проведение открытого воспитательного мероприятия по роману Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари» - «Думы о мире». Продолжительность мероприятия 50 минут.

Аналитический

Подведение итогов предусматривает диагностику удовлетворённости родителей через отзывы. По окончанию мероприятия, родителям предлагается написать отзыв.

Форма проведения:

Образно художественная: литературно-музыкальная композиция.

Метод:

Совместная познавательная творческая деятельность.

Сценарий мероприятия

Сцена первая

На сцене стоят нарты, в них запряжённые олени. На нартах сидит Демьян. На нём национальная одежда (малица и кисы). Роль Демьяна исполняет родитель.

Ведущий (стоит в левой части сцены) Очень тихо звучит спокойная народная музыка. На экран проецируются картины зимнего леса.

Олени бежали ровно и неторопко. Полозья лёгкой нарты проворно съедали сажени пути, и Демьян не поднимал хорей, не погонял оленей — долго им бежать, пусть силы берегут.

Он покачивался в такт скользящей нарте и прислушивался к музыке полозьев по жёсткому снегу, ровному дыханию оленей, серебряному перезвону упряжных цепочек и колец. И под эти звуки в его душе постепенно зарождалась песня — радовался он дороге и движению, ибо в этом была вся жизнь охотничьего рода. Пришла песня такая же долгая, как эта зимняя дорога.

Начинает звучать песня. Исполняют её девочки, которые выходят и становятся на край сцены.

Ведущий (произносит слова): Песня всё ехала вместе с ним. Это была песня и снега, и деревьев, и неба, и земли. То она набирала темп, набирала силу и звучала как бесконечная симфония Вселенной.

Песня заканчивается, становится всё тише и начинают звучать слова ведущего:

Симфония не мешала его мыслям. Дорога долгая — и дума долгая. А в голове у него много дум. Может быть столько же, сколько деревьев в этом бору, сколько рек и озёр на этой земле, где испокон веков охотились и пасли оленей его предки… Разные думы у Демьяна, приходят длинные и короткие, светлые и печальные.

Сцена вторая

Хантыйская избушка. Возле печки сидят Демьян и его сын Микуль. Роль Микуля исполняет воспитанник. Демьян подкладывает в печку дрова, а Микуль читает книгу.

Звучат слова автора:

У человека много кровных родственников в прошлом и будущем, размышлял

Демьян. И конечно же, у каждого малочисленного народа — к примеру, насчитывающего всего несколько сотен человек — корни родства уходят в другие народы. Значит все народы родственники между собой! Разве это плохо? Никто не скажет, что это плохо.

После слов автора, Микуль поднимает голову и говорит отцу:

«Да, я знаю, у ханты есть родственники в других странах и краях».

«Хм-м … Кто тебе сказал?»

«Учительница в школе о языках рассказывала».

«А что о наших родственниках говорила?»

«Говорила: у ханты два самых близких народа — это манси и венгры. Родственны по языку».

«Манси рядом живут, это я знаю, - сказал отец. - А венгры где-то далеко...»

«Да, за рекой Дунай они живут. Далеко, - принялся рассказывать сын. - Когда-то мы вместе жили, одним народом были. Это в давние-давние времена, в глубокую старину. Как ханты говорят, «в задревнюю древность». С кем-то воевали. И народ раскололся на два куска: одни на Дунай ушли, а другие сюда пришли на Север ...»

Сын помолчал немного, а потом продолжил:

«Учёные считают, я в книге про это читал, что когда-то мы на конях ездили, коров и овец пасли, в городах жили ...»

«Это я знаю», - сказал отец.

«Откуда?!» - изумился Микуль. - Откуда знаешь?!»

«Хм-мм … Да возьми наши большие сказки и большие песни, - проговорил отец. - В этих сказках и песнях люди в больших городах живут, на конях ездят, коров пасут, воюют. Есть богатыри, есть цари, есть уртэт (военачальник). Почти в каждой сказке море есть, за которое ходят люди сказки...»

«А ведь правда! - согласился сын. - Я как-то раньше не обращал на это внимание».

«До сих пор, по словам стариков, самой большой жертвой Богу считается лав (конь), - припомнил отец обряды старины. - Потом мас (корова). А после уже идёт олень. Всё это, видно, издалека пришло. Из тех времён, когда у нас были города, кони и мы жили на других землях ...»

«Нас в те времена уграми называли, - вставил сын. - И у нас с венграми был, наверное один язык. Потому что до сих пор сохранилось много общих слов».

«Какие это слова?»

«Сэм», «кеш», «вер», «хул»...

Демьян повторил за сыном: «Сэм»- глаз. «Кеш» - нож. «Вер» - кровь. «Хул» - рыба …

«Есть слова, что очень похожи на наших языках. «Конь» у нас «лав», у них

«ло». «Сухой» у нас «сарм», у них - «сараз». «Журавль» у нас «торх», у них - «дару». «Дом» - «хот», у них - «хаз». «Рука» - «кэт», у них - «кез»...

«Ты так говоришь, будто язык наших кровных родственников реки Дунай знаешь! - удивился Демьян. - Откуда всё узнал? Из книг?»

«Слова узнал от одной учёной. Ева Шмидт её имя. Аспирантка она. Приезжала к нам в посёлок, в школе выступала. Про свою страну, Венгрию, рассказывала. Про наше с ними, венграми, родство говорила ...»

«Она говорила на нашем языке?»

«Да, она знает наш язык».

«Хе, где она выучила наш язык?» - удивился Демьян.

«Где выучила?.. Дома, конечно выучила!..»

«Как?»

«По книгам, конечно. Она филолог.»

«Фило-лог?» - повторил Демьян.

«Это человек, который изучает языки и литературу».

«Еве» - «Эве», - проговорил Демьян. А имя-то у этой учёной женщины очень похоже на хантыйское имя «Эви» - «Девушка». Что она ещё спрашивала в школе? Чем интересовалась?»

«Сказки и песни ещё спрашивала. На магнитофон всё записывала. Легенды и предания — тоже. Всё её интересовало. Как мы живём, какие песни мы поём ...»

«Сколько у человека родственников! - сказал Демьян. - Чудно!»

Сцена третья

Звучит начало песни «Священная война», песня становится всё тише и начинают звучать слова автора:

Демьян, хорошо знавший историю этой ветви Медвежьего сира, часто размышлял о Седом брате. Размышлял и всегда поражался силе человеческого духа, силе человеческой любви к жизни. Казалось, вот согнули человека в рог, вогнали поленьями в землю, сломали, ан нет! Смотришь, выпрямился, разогнулся и снова живёт, снова обрёл способность мыслить, видеть людей и природу, вдыхать запахи родной земли.

Выходит девочка и наизусть начинает читать отрывок из романа. Фоном слышны звуки разрывов снарядов, выстрелы, крики солдат.

На экране картины танкового сражения, атака солдат на танки, огромный чёрный танк со свастикой.

Может быть, побелела его голова в тот миг, когда чудовище-танк со свастикой встал перед ним на дыбы. А у него в руках ничего не оказалось: последнюю связку гранат бросил несколько мгновений назад. Но танк был ещё живой — скрежетал и судорожно дёргался, пытался оправиться от удара, чтобы снова жечь и пережёвывать всё, что попадётся ему на пути. Танк навис над сестрицей Карпьянэ, над братиком Колькой, над стариком отцом, над родовыми братьями и сёстрами. Танк навис над его родным селением, над жителями его Реки, над многими и многими людьми земли. И Ефим почувствовал всем нутром — сейчас танк упадёт на землю и раздавит его. Он осатанел от ярости — сами собой сжались кулаки, отяжелели свинцово и ноги понесли его к танку.

И время остановилось.

Он шёл на танк. И пространство всё уменьшалось и уменьшалось, и наконец в мире остались только чёрный танк и человек.

Девочка замолкает, в зале воцаряется напряжённая тишина.

Пауза. Выходит родитель, исполняющий роль Ефима, в солдатской гимнастёрке.

Ведущий: Но в День Победы он пел только одну песню. К полудню, Седой выходил на улицу. И, будто в нём был сверхчувствительный компас, становился лицом строго на запад. Сжатый кулак правой руки прикладывал к груди и, сжав несуществующий ремень боевой винтовки, с песней «По военной дороге...», которую пел на фронте будучи ротным запевалой, размахивая левой рукой и стараясь по-военному чеканить шаг, пускался в марш. Чётко и правильно выводил слова и мелодию песни. Между куплетами подавал себе отрывистые, резкие команды. Кончалась песня — он начинал её сначала.

Мальчики начинают исполнять песню «По военной дороге». Ефим марширует, размахивая левой рукой, сжатый кулак правой руки прижат к груди, сжимает ремень винтовки,

Ведущий: В любую погоду — в дождь, в слякоть, в стужу. Маршировал строго на запад. Маршировал до тех пор, пока его не останавливали.

Война давно кончилась. Домой возвращайся...

Разве? - бормотал он недоверчиво. - Разве война имеет конец?!

Как вечный укор всем прошлым, настоящим и будущим войнам земли, как незаживающая, постоянно кровоточащая рана последней, Отечественной, пулей ввинчивалась в горизонт его песня...

И в глазах его стояли до сего дня невыплаканные слёзы …

Сцена четвёртая

На сцене появляются две маленькие девочки в национальных платьях — дочки Демьяна — сёстры-погодки Вера и Таисия. Роли девочек исполняют воспитанницы.

Звучит детская национальная музыка. На заднем плане сцены нарисованы пасущиеся олени и оленята. Девочки подбегают к оленёнку. Гладят его и одна из них говорит:

Оленёнок, оленёнок,

Мой пушистый колобок,

Хорошо играть с тобою,

Твой поглаживая бок.

Хорошо тебя с ладони

Белой рыбкою кормить

И озёрную водою

Твою мордочку помыть.

Пусть сияет солнце с неба,

Пусть ласкает ветерок

Лаской тёплой, мятой леса

Твой коротенький пушок.

Юрий Вэлла

На экране картины боевых сражений, оленьи упряжки с грузами, с людьми.

Ведущий: Ты воевал северный олень. Перевалив через Урал, ты шёл на запад. И ты привык к свисту пуль, к вою снарядов, к разрыву бомб. Ты хорошо воевал, ибо тебе не нужна была тропа в Заполярье. Ты мог пройти повсюду. И за тобой не угнаться ни собаке, ни лошади, ни машине. Ты был в своей холодной белой стихии. И ты воевал и падал рядом с каюром солдатом на окровавленный снег Карельского фронта, и в твоём сохнущем глазу метались кровавые сполохи и разгорающегося боя, и северного сияния.

На экране всполохи северного сиянья.

Сцена пятая

Ведущий: Он смотрел на звёзды и размышлял. Звёзды живут на небе, а приходит время, кончаются отпущенные им дни и годы, они срываются с небосклона, загораются и с огненно-ярким хвостом падают в бездну. Так умирают звёзды. Умирают звёзды - и рождаются звёзды. И небесная жизнь их никогда не кончается, они вечно будут жить на небе... И люди что звёзды. Только живут на земле. Тоже умирают и рождаются. С той лишь разницей, что умирая, все звёзды оставляют след, а люди — не все: один оставит сколько сможет, а другой совсем ничего не оставит.

Исполняется танец звёзд. Девочки в длинных белых платьях символизируют звёзды, которые кружатся по небосклону, они то падают, то взмывают вверх. Во время танца на экран проецируются страницы Книги Памяти д. Русскинской с именами тех людей, кто своим ратным подвигом на фронте и самоотверженным трудом в тылу, приближали Победу.

Сцена шестая

Ведущий: А понятие «Мир» было для Демьяна почти всеобъемлющим. Мир — это и состояние без войны, и взаимопонимание между людьми, и помощь друг другу, и радость в доме, и хороший гость, и встреча с путником в пути. Мир - это и Земля, и Небо, и Звёзды, и тихий костёр в ночи. Мир — это и Солнце, и Луна, и другие большие и малые дела добрых людей, деревьев-трав, зверей-птиц. Но на первое место он всегда ставил отсутствие войны, ибо слишком дорого она обошлась людскому роду последняя война, его сиру — в том числе.

Мир держится на нашем Государстве, Государство на людях многих национальностей и народов, а нации и народы — это ты, я, он, они. Это добрые дела твоей головы и твоих рук. И чем крепче государство, тем прочнее Мир... Тем труднее силам войны одолеть силы Мира.

Начинает звучать проигрыш песни, все участники выходят на сцену. Девочки начинают исполнять первый куплет, слова припева подхватывают все присутствующие, родители, дети, педагоги, находящиеся в зале, встают со своих мест, подходят к сцене и исполняют припев песни.

Ведущий: Благодарим всех присутствующих за помощь в организации и проведении литературно-музыкальной композиции «Думы о мире», просим всех, кому запомнилось наше выступление оставить свои отзывы.

Список источников

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года

http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Еремей Айпин «Клятвопреступник» Москва «Наш современник» 1995

с.175-424 «Ханты, или Звезда Утренней Зари» роман

Сайт

Песни: ханты, манси

http://iplayer.fm/q/%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B+%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8/

Великая Отечественная война https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fsoldat1941.narod.ru%2Fn147.jpg&text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%2041-45%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=16&lr=57&rpt=simage

Северный олень https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs629225.vk.me%2Fv629225050%2F1b1c%2F4gM4uVLE0Gc.jpg&text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C&noreask=1&pos=14&lr=57&rpt=simage

Вэлла Юрий Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B0,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.