12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жаткина Е.В.20
1

Сценарий открытого воспитательного мероприятия по роману Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари» - «Думы о мире»

 Сценарий открытого воспитательного мероприятия по роману Еремея Айпина «Ханты, или Звезда утренней Зари» - «Думы о мире»

Выполнила:

Жаткина Елена Васильевна воспитатель интерната

                                                МБОУ «Русскинская СОШ» с.п. Русскинская

                                  ХМАО - Югры, Тюменской области

Цель: Воспитание гражданственности, как черты личности, заключающей в себе уважение к государству, любовь к Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Задачи:

Развитие желания у родителей и воспитанников обращаться к литературному творчеству Еремея Айпина, с целью познания окружающего мира, прошлого и настоящего своего народа;

Активизация работы с родителями путём вовлечения их в творческую деятельность;

Организация содержательного досуга детей и родителей;

Воспитание чувства ответственности за порученное дело, сплочённости в совместной деятельности детей и родителей;

Создание атмосферы общности интересов детей и родителей, возможность прочувствовать и пережить происходящие в мероприятие события, получить эмоциональную поддержку друг друга, поделиться своими впечатлениями и получить оценку за свой вклад в творческое дело.

Оборудование: мультимедийный проектор, световое и звуковое оборудование.

Оформление сцены: на экран проецируются картины зимнего леса, в правой части сцены стоят нарты, покрытые оленьей шкурой; в левой части сцены интерьер избушки – печка, низкий стол; в центре сцены маленькие оленята.

Сценарий мероприятия

Сцена первая

На сцене стоят нарты, в них запряжённые олени. На нартах сидит Демьян. На нём национальная одежда (малица и кисы). Роль Демьяна исполняет родитель.

Ведущий (стоит в левой части сцены) Очень тихо звучит спокойная народная музыка. На экран проецируются картины зимнего леса.

Олени бежали ровно и неторопко. Полозья лёгкой нарты проворно съедали сажени пути, и Демьян не поднимал хорей, не погонял оленей — долго им бежать, пусть силы берегут.

Он покачивался в такт скользящей нарте и прислушивался к музыке полозьев по жёсткому снегу, ровному дыханию оленей, серебряному перезвону упряжных цепочек и колец. И под эти звуки в его душе постепенно зарождалась песня — радовался он дороге и движению, ибо в этом была вся жизнь охотничьего рода. Пришла песня такая же долгая, как эта зимняя дорога.

Начинает звучать песня. Исполняют её девочки, которые выходят и становятся на край сцены.

Ведущий (произносит слова): Песня всё ехала вместе с ним. Это была песня и снега, и деревьев, и неба, и земли. То она набирала темп, набирала силу и звучала как бесконечная симфония Вселенной.

Песня заканчивается, становится всё тише и начинают звучать слова ведущего:

Симфония не мешала его мыслям. Дорога долгая — и дума долгая. А в голове у него много дум. Может быть столько же, сколько деревьев в этом бору, сколько рек и озёр на этой земле, где испокон веков охотились и пасли оленей его предки… Разные думы у Демьяна, приходят длинные и короткие, светлые и печальные.

Сцена вторая

Хантыйская избушка. Возле печки сидят Демьян и его сын Микуль. Роль Микуля исполняет воспитанник. Демьян подкладывает в печку дрова, а Микуль читает книгу.

Звучат слова автора:

У человека много кровных родственников в прошлом и будущем, размышлял Демьян. И конечно же, у каждого малочисленного народа — к примеру, насчитывающего всего несколько сотен человек — корни родства уходят в другие народы. Значит все народы родственники между собой! Разве это плохо? Никто не скажет, что это плохо.

После слов автора, Микуль поднимает голову и говорит отцу:

«Да, я знаю, у ханты есть родственники в других странах и краях».

«Хм-м … Кто тебе сказал?»

«Учительница в школе о языках рассказывала».

«А что о наших родственниках говорила?»

«Говорила: у ханты два самых близких народа — это манси и венгры. Родственны по языку».

«Манси рядом живут, это я знаю, - сказал отец. - А венгры где-то далеко...»

«Да, за рекой Дунай они живут. Далеко, - принялся рассказывать сын. - Когда-то мы вместе жили, одним народом были. Это в давние-давние времена, в глубокую старину. Как ханты говорят, «в задревнюю древность». С кем-то воевали. И народ раскололся на два куска: одни на Дунай ушли, а другие сюда пришли на Север ...»

Сын помолчал немного, а потом продолжил:

«Учёные считают, я в книге про это читал, что когда-то мы на конях ездили, коров и овец пасли, в городах жили ...»

«Это я знаю», - сказал отец.

«Откуда?!» - изумился Микуль. - Откуда знаешь?!»

«Хм-мм … Да возьми наши большие сказки и большие песни, - проговорил отец. - В этих сказках и песнях люди в больших городах живут, на конях ездят, коров пасут, воюют. Есть богатыри, есть цари, есть уртэт (военачальник). Почти в каждой сказке море есть, за которое ходят люди сказки...»

«А ведь правда! - согласился сын. - Я как-то раньше не обращал на это внимание».

«До сих пор, по словам стариков, самой большой жертвой Богу считается лав (конь), - припомнил отец обряды старины. - Потом мас (корова). А после уже идёт олень. Всё это, видно, издалека пришло. Из тех времён, когда у нас были города, кони и мы жили на других землях ...»

«Нас в те времена уграми называли, - вставил сын. - И у нас с венграми был, наверное один язык. Потому что до сих пор сохранилось много общих слов».

«Какие это слова?»

«Сэм», «кеш», «вер», «хул»...

Демьян повторил за сыном: «Сэм»- глаз. «Кеш» - нож. «Вер» - кровь. «Хул» - рыба …

«Есть слова, что очень похожи на наших языках. «Конь» у нас «лав», у них

«ло». «Сухой» у нас «сарм», у них - «сараз». «Журавль» у нас «торх», у них - «дару». «Дом» - «хот», у них - «хаз». «Рука» - «кэт», у них - «кез»...

«Ты так говоришь, будто язык наших кровных родственников реки Дунай знаешь! - удивился Демьян. - Откуда всё узнал? Из книг?»

«Слова узнал от одной учёной. Ева Шмидт её имя. Аспирантка она. Приезжала к нам в посёлок, в школе выступала. Про свою страну, Венгрию, рассказывала. Про наше с ними, венграми, родство говорила ...»

«Она говорила на нашем языке?»

«Да, она знает наш язык».

«Хе, где она выучила наш язык?» - удивился Демьян.

«Где выучила?.. Дома, конечно выучила!..»

«Как?»

«По книгам, конечно. Она филолог.»

«Фило-лог?» - повторил Демьян.

«Это человек, который изучает языки и литературу».

«Еве» - «Эве», - проговорил Демьян. А имя-то у этой учёной женщины очень похоже на хантыйское имя «Эви» - «Девушка». Что она ещё спрашивала в школе? Чем интересовалась?»

«Сказки и песни ещё спрашивала. На магнитофон всё записывала. Легенды и предания — тоже. Всё её интересовало. Как мы живём, какие песни мы поём ...»

«Сколько у человека родственников! - сказал Демьян. - Чудно!»

Сцена третья

Звучит начало песни «Священная война», песня становится всё тише и начинают звучать слова автора:

Демьян, хорошо знавший историю этой ветви Медвежьего сира, часто размышлял о Седом брате. Размышлял и всегда поражался силе человеческого духа, силе человеческой любви к жизни. Казалось, вот согнули человека в рог, вогнали поленьями в землю, сломали, ан нет! Смотришь, выпрямился, разогнулся и снова живёт, снова обрёл способность мыслить, видеть людей и природу, вдыхать запахи родной земли.

Выходит девочка и наизусть начинает читать отрывок из романа. Фоном слышны звуки разрывов снарядов, выстрелы, крики солдат.

На экране картины танкового сражения, атака солдат на танки, огромный чёрный танк со свастикой.

Может быть, побелела его голова в тот миг, когда чудовище-танк со свастикой встал перед ним на дыбы. А у него в руках ничего не оказалось: последнюю связку гранат бросил несколько мгновений назад. Но танк был ещё живой — скрежетал и судорожно дёргался, пытался оправиться от удара, чтобы снова жечь и пережёвывать всё, что попадётся ему на пути. Танк навис над сестрицей Карпьянэ, над братиком Колькой, над стариком отцом, над родовыми братьями и сёстрами. Танк навис над его родным селением, над жителями его Реки, над многими и многими людьми земли. И Ефим почувствовал всем нутром — сейчас танк упадёт на землю и раздавит его. Он осатанел от ярости — сами собой сжались кулаки, отяжелели свинцово и ноги понесли его к танку.

И время остановилось.

Он шёл на танк. И пространство всё уменьшалось и уменьшалось, и наконец в мире остались только чёрный танк и человек.

Девочка замолкает, в зале воцаряется напряжённая тишина.

Пауза. Выходит родитель, исполняющий роль Ефима, в солдатской гимнастёрке.

Ведущий: Но в День Победы он пел только одну песню. К полудню, Седой выходил на улицу. И, будто в нём был сверхчувствительный компас, становился лицом строго на запад. Сжатый кулак правой руки прикладывал к груди и, сжав несуществующий ремень боевой винтовки, с песней «По военной дороге...», которую пел на фронте будучи ротным запевалой, размахивая левой рукой и стараясь по-военному чеканить шаг, пускался в марш. Чётко и правильно выводил слова и мелодию песни. Между куплетами подавал себе отрывистые, резкие команды. Кончалась песня — он начинал её сначала.

Мальчики начинают исполнять песню «По военной дороге». Ефим марширует, размахивая левой рукой, сжатый кулак правой руки прижат к груди, сжимает ремень винтовки,

Ведущий: В любую погоду — в дождь, в слякоть, в стужу. Маршировал строго на запад. Маршировал до тех пор, пока его не останавливали.

Война давно кончилась. Домой возвращайся...

Разве? - бормотал он недоверчиво. - Разве война имеет конец?!

Как вечный укор всем прошлым, настоящим и будущим войнам земли, как незаживающая, постоянно кровоточащая рана последней, Отечественной, пулей ввинчивалась в горизонт его песня...

И в глазах его стояли до сего дня невыплаканные слёзы …

Сцена четвёртая

На сцене появляются две маленькие девочки в национальных платьях — дочки Демьяна — сёстры-погодки Вера и Таисия. Роли девочек исполняют воспитанницы.

Звучит детская национальная музыка. На заднем плане сцены нарисованы пасущиеся олени и оленята. Девочки подбегают к оленёнку. Гладят его и одна из них говорит:

Оленёнок, оленёнок,

Мой пушистый колобок,

Хорошо играть с тобою,

Твой поглаживая бок.

Хорошо тебя с ладони

Белой рыбкою кормить

И озёрную водою

Твою мордочку помыть.

Пусть сияет солнце с неба,

Пусть ласкает ветерок

Лаской тёплой, мятой леса

Твой коротенький пушок.

Юрий Вэлла

На экране картины боевых сражений, оленьи упряжки с грузами, с людьми.

Ведущий: Ты воевал северный олень. Перевалив через Урал, ты шёл на запад. И ты привык к свисту пуль, к вою снарядов, к разрыву бомб. Ты хорошо воевал, ибо тебе не нужна была тропа в Заполярье. Ты мог пройти повсюду. И за тобой не угнаться ни собаке, ни лошади, ни машине. Ты был в своей холодной белой стихии. И ты воевал и падал рядом с каюром солдатом на окровавленный снег Карельского фронта, и в твоём сохнущем глазу метались кровавые сполохи и разгорающегося боя, и северного сияния.

На экране всполохи северного сиянья.

Сцена пятая

Ведущий: Он смотрел на звёзды и размышлял. Звёзды живут на небе, а приходит время, кончаются отпущенные им дни и годы, они срываются с небосклона, загораются и с огненно-ярким хвостом падают в бездну. Так умирают звёзды. Умирают звёзды - и рождаются звёзды. И небесная жизнь их никогда не кончается, они вечно будут жить на небе... И люди что звёзды. Только живут на земле. Тоже умирают и рождаются. С той лишь разницей, что умирая, все звёзды оставляют след, а люди — не все: один оставит сколько сможет, а другой совсем ничего не оставит.

Исполняется танец звёзд. Девочки в длинных белых платьях символизируют звёзды, которые кружатся по небосклону, они то падают, то взмывают вверх. Во время танца на экран проецируются страницы Книги Памяти д. Русскинской с именами тех людей, кто своим ратным подвигом на фронте и самоотверженным трудом в тылу, приближали Победу.

Сцена шестая

Ведущий: А понятие «Мир» было для Демьяна почти всеобъемлющим. Мир — это и состояние без войны, и взаимопонимание между людьми, и помощь друг другу, и радость в доме, и хороший гость, и встреча с путником в пути. Мир - это и Земля, и Небо, и Звёзды, и тихий костёр в ночи. Мир — это и Солнце, и Луна, и другие большие и малые дела добрых людей, деревьев-трав, зверей-птиц. Но на первое место он всегда ставил отсутствие войны, ибо слишком дорого она обошлась людскому роду последняя война, его сиру — в том числе.

Мир держится на нашем Государстве, Государство на людях многих национальностей и народов, а нации и народы — это ты, я, он, они. Это добрые дела твоей головы и твоих рук. И чем крепче государство, тем прочнее Мир... Тем труднее силам войны одолеть силы Мира.

Начинает звучать проигрыш песни, все участники выходят на сцену. Девочки начинают исполнять первый куплет, слова припева подхватывают все присутствующие, родители, дети, педагоги, находящиеся в зале, встают со своих мест, подходят к сцене и исполняют припев песни.

Ведущий: Благодарим всех присутствующих за помощь в организации и проведении литературно-музыкальной композиции «Думы о мире», просим всех, кому запомнилось наше выступление оставить свои отзывы.

Список источников

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года

http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Еремей Айпин «Клятвопреступник» Москва «Наш современник» 1995

с.175-424 «Ханты, или Звезда Утренней Зари» роман

Сайт

Песни: ханты, манси

http://iplayer.fm/q/%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B+%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8/

Великая Отечественная война https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fsoldat1941.narod.ru%2Fn147.jpg&text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%2041-45%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=16&lr=57&rpt=simage

Северный олень https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs629225.vk.me%2Fv629225050%2F1b1c%2F4gM4uVLE0Gc.jpg&text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C&noreask=1&pos=14&lr=57&rpt=simage

Вэлла Юрий Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B0,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.