Сценарий школьного этапа конкурса чтецов «Живая классика»
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
«Живая классика»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Гусева Анжелика Петровна
2016г.
Школьный конкурс чтецов «Живая классика» проводится ___ февраля 2016 года в рамках проведения Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
Повышение интереса к чтению детей и подростков
Формирование сообщества читающих детей
Расширение читательского кругозора детей
Возрождение традиций семейного чтения
Знакомство детей с современной детской и подростковой литературой
Повышение общественного интереса к библиотекам
Повышение уровня грамотности населения
Поиск и поддержка талантливых детей
Жюри конкурса:
Гусева И.И. – учитель начальных классов;
Колодько О.Н. – библиотекарь
Самодурова А.Н. – учитель
Участники смотра – конкурса.
В конкурсе принимают участие учащиеся школы в возрасте 9-15 лет.
Условия смотра-конкурса:
Исполнители представляют отрывок прозаических произведений российских и зарубежных писателей, которые не входят в школьную программу по литературе
Критерии оценки и требования к выступлениям
Оценка выступления участника осуществляется по 10-балльной шкале.
Выступления оцениваются по параметрам:
глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
грамотная речь;
выбор текста произведения;
артистизм исполнения;
Регламент выступления:
Длительность выступления до 5 минут.
Подведение итогов конкурса
Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»
Ведущий 1 Здравствуйте уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая классика». Слайд 1
Ведущий 2 Наш конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения Владимира Высоцкого «Книжные дети» ведь цель его повысить интерес детей к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков. Слайд 2
Ведущий 1 Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, —
Это — книга. Да здравствует книга!
Ведущий 2 Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Алексей Максимович Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.
Ведущий 1 Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…
Ведущий 2Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром Константин Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» Слайд 3
Ведущий 1 Сегодня мы собрались, чтобы провести конкурс чтецов «Живая классика». И показать, что интерес к чтению не угас.
Ведущий 2 Жюри конкурса:
Гусева И.И. – учитель начальных классов;
Ведущий 1 Колодько О.Н. – библиотекарь
Ведущий 2 Самодурова А.Н. – учитель русского языка и литературы, учитель английского языка
Ведущий 1 Критерии оценки и требования к выступлениям:
Ведущий 2 Оценка выступления участника осуществляется по 10-балльной шкале.
Ведущий 1 Грамотная речь;
Ведущий 2 Артистизм исполнения;
Ведущий 1 Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
Ведущий 1 Время выступления не должно превышать 5 минут.
Ведущий 2 Нашу конкурсную программу открывает отрывок из рассказа Виктора Юзефовича Драгунского. Но прежде несколько слов о поэте.
Ведущий 1 Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»...
Ведущий 2 Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»... Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. По многим его произведениям были сняты фильмы. Слайд 5
Ведущий 1 Им написана замечательная книга «Денискины рассказы», главный герой которой – Денис Кораблёв – отличный мальчишка, настоящий друг и веселый выдумщик, поэтому его жизнь интересна: тут и школьный карнавал, и походы в цирк, и комичные происшествия в школе и во дворе.
Ведущий 2Интересные, смешные, добрые и очень поучительные рассказы Драгунского не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. Слайд 6
Ведущий 1 Сегодня мы услышим один из рассказов о жизни Дениски - «Подзорная труба», читает Чеботарев Максим, ученик 5 класса. Слайд 7
Ведущий 2 Продолжит нашу конкурсную программу два отрывка из рассказов Ирины Пивоваровой
Ведущий 1 Ирина Михайловна Пивоварова родилась в 1939 году в Москве в семье врача. Ирина не стала врачом, как мечтал ее отец, и долгое время работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника.
Ведущий 2 Там она знакомится со своим будущим мужем Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Слайд 8.
Ведущий 1 Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.
Ведущий 2Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной» и другие.
Ведущий 1 Рассказ Ирины Пивоваровой «Замечание на уроке» читает Цапова Алина, ученица 5 класса. Слайд 10.
Ведущий 2 Следующий рассказ И. Пивоваровой «О чем думает моя голова» читает Беклемищева Елизавета, ученица 5 класса. Слайд 11
Ведущий 1. Когда в далекие годы Михаил Зощенко писал свои знаменитые детские рассказы, то думал он вовсе не о том, что над задиристыми мальчишками и девчонками будут смеяться все подряд. Писатель желал помочь детям стать хорошими людьми.
Ведущий 2 Его рассказы наполнены добротой, писатель необыкновенно ярко сумел отобразить детские характеры, атмосферу самых юных лет, наполненных наивностью и чистотой.
Ведущий 1. Зощенко Михаил Михайлович родился 29 июля 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 годах, когда ему было 8-12 лет, он уже пробовал писать стихи, а в 13 лет написал рассказ Пальто.
Ведущий 2. Рассказ Михаила Зощенко «Собачий нюх» читает Иванова Алена, ученица 5 класса
Ведущий 1 Приглашается Ткаченко Юлия, ученица 8 класса. Рассказ Михаила Зощенко «Операция».
Ведущий 1. Многие родители довольно серьёзно относятся к выбору детских произведений. Книги для детей обязательно должны пробуждать добрые чувства в нежных детских головках. Поэтому свой выбор многие останавливают на небольших рассказах о природе, её великолепии и красочности.
Ведущий 2. Кого как ни Михаила Михайловича Пришвина любят читать дети, кто ещё мог создать столь замечательные произведения. Он был человеком необыкновенной фантазии, его детские рассказы являются поистине кладезем доброты и любви.
Ведущий 1. Его повести и рассказы, даже самые маленькие, просты и сразу понятны. Мастерство автора, его способность передать всю необъятность окружающей природы поистине восхищают!
Ведущий 2. Благодаря рассказам о природе Пришвина дети проникаются к ней искренним интересом, воспитывая в себе уважение к ней и её жителям.
Ведущий 1. Рассказы М. Пришвина предназначены для чтения, как детьми, так и взрослыми. Огромное количество сказок, повестей и рассказов можно смело начинать читать даже дошкольникам.
Ведущий 2. Другие рассказы Пришвина читать можно, начиная уже со школьной скамьи. И даже для самых взрослых Михаил Пришвин оставил своё наследство: его мемуары отличаются очень скрупулезным повествованием и описанием окружающей атмосферы в необыкновенно сложные двадцатые и тридцатые годы. Они будут интересны учителям и любителям воспоминаний, историкам и даже охотникам.
Ведущий 1. Его рассказ «О чем шепчутся раки» прочтет Балябкина Альбина, ученица 6 класса.
Ведущий 2. Алексей Горький писал: «В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…»
Ведущий 1. Анто́н Па́влович Че́хов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Родился в г. Таганроге 17 января 1860г., где провел свое детство и юношеские годы.
Ведущий 2. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы. Ведущий 1. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
Ведущий 2. Конечно, вы знаете "Каштанку". И рассказ "Мальчики", где говорится о двух гимназистах, начитавшихся Купера и Майн-Рида, вам тоже знаком. А некоторые из вас, возможно, читали повесть о том, как мальчик Егорушка едет по степи, – повесть, от которой веет степным ветром и запахами трав.
Ведущий 1. Если даже вы читали всего только один из этих рассказов, вы все равно уже успели полюбить Чехова. Это такой писатель, которого нельзя не полюбить.
Ведущий 2. Разумеется, ваша дружба с Чеховым ещё впереди. Пройдут годы, и творчество Чехова прочно войдет в вашу жизнь. Чехов никогда не обращался к читателю с назиданиями, но без его тонких, глубоких, полных горького юмора рассказов мы все были бы немного иными...
Ведущий 1. Рассказ Антона Павловича Чехова «Размазня» читает Сазонова Валерия, ученица 6 класса
Ведущий 2. Огромный пласт нашей литературы занимают произведения о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, которая была самой жестокой, самой кровопролитной войной какие только знала Россия.
Ведущий 1 Еще в 1945 г. Алексей Николаевич Толстой высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств — от эпоса и трагедии до лирических стансов.
Ведущий 2. Время от времени критика начинала писать об «усталости» военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участники войны, но и люди, которые в те годы были детьми или родились уже в мирное время.
Ведущий 1Так Эммануил Генрихович Казакевич был снят с военного учета из-за близорукости, но когда началась война, добровольно пошел на фронт, проделав путь от рядового бойца московского ополчения до помощника начальника разведки одной из армий, штурмовавших Берлин.
Ведущий 2. В 1946 демобилизовался из армии по болезни, вернулся в Москву и возобновил прерванную войной литературную работу. В этом же году пишет знаменитую повесть "Звезда", в 1948 - повесть "Двое в степи", в 1949 - роман о последнем этапе войны "Весна на Одере".
Ведущий 1. Память – это солдаты, простые советские солдаты, молодые и старые, рядовые бойцы и старшины, пехотинцы и матросы, воздушные ассы. Все они были патриотами своей Родины и сумели отстоять свою землю от фашистской орды.
Ведущий 2. Они – простые войны – достойны восхищения за их стойкость, мужество и отвагу, за их героизм.
Ведущий 1. Приглашается Остапенко Диана, ученица 7 класса. Отрывок из повести Эммануила Казакевича «Звезда».
Ведущий 2. 27 января 1944 года - советские войска сняли блокаду Ленинграда, длившуюся 900 мучительных дней.
Ведущий 1. Нельзя забыть нам подвиг Ленинграда –
Без хлеба, без воды и без тепла.
В сентябрьский день здесь началась осада.
Усильем горожан, однако, жизнь текла.
Сгорели продовольственные склады,
С землей смешалось все, что было там,
Но ленинградцы духом не упали,
Держа в руках 125 блокадных грамм…
Ведущий 2. Так рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
перекидывает мостик из сегодняшнего дня прямо в блокадный Ленинград. На его страницах Таня Савичева – подружка и одноклассница героини рассказа Вали Зайцевой. Весь рассказ - прикосновение к великому подвигу человеческого Духа, духа, который был присущ даже детям…
Ведущий 1. Юрий Яковлевич Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Его настоящая фамилия Ховкин.
Ведущий 2. Его творческая деятельность началась с написания стихов. "Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы.»
Ведущий 1. Приглашается Рыбак Дарья, ученица 7 класса. Рассказ Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
Дельфинарий
Ведущий 2: «Игра на внимание. Представьте, что моя левая рука — это море (делает волнообразное движение), а правая — рыбка (правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выпрыгивает из моря (т. е. поднимается правая рука над левой рукой), вы хлопаете. Итак, начинаем».
Ведущий первоначально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, после ускоряет темп, устраивая овации.
ИпподромВедущий 1: «Приготовьте, пожалуйста, свои ладошки. Ладошки — это лошадка, а побежит она по коленочкам. Давайте разучим, что умеет делать лошадка: мчаться галопом (звонкие хлопки ладошками по коленкам); бегать по песочку (трение ладоней по коленкам); скакать по камушкам (стучим кулачками по коленкам); брать барьеры (руки поднимают вверх и опускают, хлопая по коленкам, вниз). Итак, мы на ипподроме. Начинаются скачки. Посмотрим, чья лошадка придет первой. На старт! Внимание! Марш!» Ведущий дает различные комбинации команд из разученных, изменяет темп. Ведущий: «До финиша остается десять метров, пять, финиш! Ну, чья лошадка пришла первой?» Дети: «Моя!» Ведущий: «Ура! Победила дружба!»
Гол — мимоЗал делится на две половины. Ведущий поочередно вверх поднимает то левую, то правую руку. Дети поочередно (в соответствии с поднятыми руками) кричат:
• правая рука — «Гол!»;
• левая — «Мимо!».
Если ведущий поднимает вверх обе руки, дети кричат: «Штанга»
Ведущий 2:. Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется жюри конкурса _______________. (вручение дипломов и призов) (слайд №9)
Ведущий 1. Наш конкурс закончен.
Но не закончено творчество.
Ведущий 2. Впереди – новые свершения и победы!
Впереди – новые стихи и проза!
Ведущий 1. Мы говорим вам – до новых встреч!
Ведущий 2Мы говорим вам – до свидания!