Сценарий тематического классного часа «Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые…»
Ведущий 1:
Наш праздник поэзии открыл ученик 10Б класса, лауреат лицейского конкурса патриотической песни; в его исполнении прозвучал романс.
Ведущий 2:
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть периоды в истории стран и народов, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Ведущий 1:
Память о тех «сороковых, роковых» годах передается из поколения в поколение через живых свидетелей и участников, через фотографии и документы и, конечно, через книги.
Ведущий 2:
Когда вспыхнула Великая Отечественная война, муза надела солдатскую шинель и встала в ряды защитников Родины. В этот решительный момент ее задача состояла в том, чтобы приложить все силы для победы над врагом. Поэты и писатели сражались и с винтовкой в руках, и острым писательским пером.
Ведущий 1:
Сегодняшний конкурс чтецов в номинациях «Исполнение поэзии», «Исполнение прозы» в трех возрастных номинациях: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы будет оценивать жюри в составе:
Ведущий 2:
Заведующая школьной библиотекой
Педагог-организатор лицея
Студентка 5 курса филологического факультета САФУ
Ученица 10Г класса, член Совета старшеклассников лицея
Ведущий 1:
Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года – серьезный срок, равный жизни зрелого человека.
Ведущий 2:
Война ушла в историю, но не ушла из истории. Память и поэзия продолжают свой долгий путь.
Наш конкурс открывает ученик 6В класса со стихотворением Юрия Кузнецова «Гимнастерка»
Ведущий 1:
Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки…
Приглашаем следующего участника – ученика 5Б класса. Стихотворение «Война. Кто сумел - уехали»
Ведущий 2:
Война - это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, это невесты, не ставшие женами
Выступает ученица 6Б класса. Со стихотворением Юлии Друниной «Зинка»
Ведущий 1:
Война - это особая любовь к добру и особая ненависть к злу и смерти. Война - это письма, которых ждали с нетерпением и… боялись получить. «Я вернусь», «Жди меня» - этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.
Эдуард Асадов «Письмо с фронта». Читает ученик 5Б класса .
Ведущий 2:
Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей. Бомбежки, голод, холод, разруха – вот, что пришлось им пережить. Война бесцеремонно вторглась в их детство.
Продолжает наш конкурс ученик 5В класса. Стихотворение Вадима Егорова «Панамки».
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника – ученицу 6В класса. Стихотворение Ольги Фокиной «Розовое мыло»
Ведущий 2:
Труднее всех на войне было детям. Маленькие, слабые, беззащитные. Но наравне со взрослыми они стояли у станков, пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта. Многие потеряли своих родителей и вновь обрели.
Номинация «Исполнение прозы»
Приглашаем следующего участника – ученицу 6Б класса. Читает отрывок из книги В. Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»
Ведущий 2:
Завершает выступление учащихся 5-6 классов – ученица 5Б класса со стихотворением Кадыра Даяна «Победитель»
Ведущий 1:
Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров
Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих года.
Ведущий 2:
Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа!
Выступает ученица 7А класса . Стихотворение Н.Карпова «1943»
Ведущий 1:
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А.Т. Твардовский.
Наш конкурс продолжает ученица 8В класса, стихотворение В. Суслова «Картошка»
Ведущий 2:
Солдатские матери… Это они воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона.
Выступает ученица 8Б класса. Стихотворение Роберта Рождественского «Баллада о красках»
Ведущий 2:
70 лет назад хрупкие музы сменили воздушные пуанты на тяжелые кирзовые сапоги и прошагали в них по дорогам фронтовым все 1418 дней
войны. Древнее изречение гласит: когда гремит оружие – музы молчат. Но наши музы не молчали. Они говорили в полный голос. Сильно, страстно и вдохновенно!
Ведущий 1:
Солдата на войне поддерживала не только военная техника, не только плечо однополчанина, но и любовь близких, верность любимых. Об этом писал Константин Михайлович Симонов в своем знаменитом стихотворении «Жди меня». Эти строки знали наизусть все солдаты войны от рядового до маршала.
Выступает ученица 9Б класса. К. Симонов «Жди меня» .
Ведущий 2:
Война убивает писателей и поэтов, в том числе и будущих. Но испытания, с ней связанные, рождают настоящую, подлинную литературу. «Война рождает писателей и книги», - писал Сергей Гудзенко.
Продолжает конкурс ученик 10Б класса. Стихотворение С. Гудзенко «Первая смерть»
Ведущий 1:
Фронт был всюду: в далеком тылу и на передовой. Воевали и мужчины, и женщины. Великая тяжесть легла на их хрупкие плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько не участвовало в войне. И среди поэтов-фронтовиков было немало женщин. Одной из самых ярких на этом поэтическом небосклоне была Юлия Владимировна Друнина.
Выступает ученица 11А класса. Стихотворение Юлии Друниной «Ёлка».
Ведущий 2:
Ольга Федоровна Берггольц – поэт осажденного Ленинграда, вместе со всеми его жителями перенесла все тяготы блокады. Ее голос по радио, вещавший о событиях на фронте, знал каждый житель этого мужественного города.
Отрывок из «Февральского дневника» Ольги Берггольц читает ученица 10 А класса.
Ведущий 1:
Татарский поэт Муса Джалиль на войну попал после окончания командирских курсов. Работая военкором, он неоднократно был на передовой и принимал бой вместе со всеми. На Волховском фронте был ранен и попал в плен. Погиб в застенках Моабитской тюрьмы.
Выступает ученица 10А класса . Муса Джалиль «Варварство».
Ведущий 2:
Количество дивизий, участвовавших в сражениях со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Но они не могут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в глазах 18-летней девушки–санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь…
Продолжает наш конкурс ученица 11А класса. Стихотворение «Зинка».
Ведущий 1:
Приглашаем следующего участника - ученика 11В класса. Стихотворение А. Сурикова « Ночной разговор»
Ведущий 2:
Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью.
Приглашаем следующего участника. Стихотворение Ю. Егорова «Возвращение».
Ведущий 1:
Молодость и война, любовь и смерть… Какие несовместимые понятия! Но было именно так… А еще солдатское братство и крепкая фронтовая дружба.
Выступает ученик 11Б класса. Стихотворение Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя»
Ведущий 2:
Звучит еще одно стихотворение Владимира Высоцкого из военного цикла «Песня летчика» в исполнении ученицы 11Г класса
Ведущий 1:
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Она вместила в себя горечь отступлений, боль потерь, тысячи километров дорог, кровь и пот, зной и холод. Шрамы войны еще долго не затянутся…
Выступает ученик 11А класса; стихотворение Ильи Сельвинского «Я это видел»
Ведущий 2:
Стихи писались и в промежутках между боями, и в ленинградскую блокаду, и даже в концентрационных лагерях.
Продолжает конкурс ученица 9Б класса . Муса Джалиль «Варварство»
Ведущий 1:
Победа…Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная, она пришла в образе солдатской матери с устало опущенными, натруженными руками.
Приглашаем следующего участника - ученицу 10Б класса. Стихотворение Андрея Дементьева «Баллада о матери»
Ведущий 2:
Приглашаем ученицу 10А класса. Стихотворение Елены Благининой «Папе на фронт».
Ведущий 1:
Путь к победе был долгим и трудным. Четыре долгих года шел народ к ней полями сражений, хороня своих сыновей, он тянулся из последних сил, но выстоял и победил!
. Ведущий 2:
День Победы - светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа-героя, народа-победителя. Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников. Оно и сегодня волнует людские души словами песен и стихов. Оно вечно в благодарной памяти потомков.
Ведущий 1:
В финале мы предлагаем вам литературно-музыкальную композицию «Памяти павших будьте достойны!» Выступают учащиеся 7В класса.
Выступление учащихся 7В класса
Ведущий 2:
Наш праздник художественного слова подходит к концу. Мы выражаем благодарность всем участникам и учителям, которые подготовили конкурсантов. Вели сегодняшний конкурс ученики 11 класса.
Ведущий 1:
А пока жюри подводит итоги, для вас звучит песня в исполнении ученика 10Б класса.
Ведущий 2:
Слово предоставляется жюри.
Церемония награждения победителей.
Седова Ольга Анатольевна
Яна Юрьевна