Урок литературы в 6 классе «Д. Самойлов "Сороковые"»

7
2
Материал опубликован 23 February 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюшинская средняя школа» Кардымовского района Смоленской области


 

Конспект урока литературы в 6 классе

Учитель русского языка и литературы:

Стригачева Татьяна Николаевна

 

21 февраля 2019г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Метапредметные:

Владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Предметные:

Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.

Адекватно понимать художественный текст.

Анализировать и истолковывать произведения лирическое произведение, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному.


Презентация к уроку
PPTX / 7.05 Мб

 

ПЛАН УРОКА

Мотивация учащихся к деятельности.

Актуализация знаний о Дне защитника Отечества. Ассоциации к выражению «Защитник Отечества» и «война».

Постановка темы и целей урока. Обмен и впечатлениями о прочитанном дома стихотворении Д.Самойлова «Сороковые»

Открытие нового знания:

Включение знаний в систему и повторение: Коллективное прочтение стихотворения.

Рефлексия: углубление и дополнение первичного восприятия.

Домашнее задание.

  1. прослушивание стихотворения и аналитическая работа по тексту.

    слово учителя об авторе стихотворения – Давиде Самойлове, эпохе 40-х годов, отражённой в стихотворении.

ХОД УРОКА

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок – на нём присутствуют гости. Я надеюсь, что это вам не помешает работать на уроке. Не бойтесь отвечать на вопросы, ибо, как сказал Л.Н.Толстой: "Все ответы находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Но чтобы вспомнить это - нужно читать книги, смотреть в себя, слушать себя и доверять себе".

- Сегодня у нас необычный день и необычный урок – урок совпадений. Бывали в вашей жизни совпадения? Как вы думаете – это совпадение или всё-таки судьба?

- Итак, совпадение первое. Наш урок необычен ещё и тем, что проходит накануне важного государственного праздника. Какого? (Дня защитника Отечества)

- А какими качествами, по-вашему, должен обладать защитник Отечества? Какой он – защитник Отечества? (Предложенные ребятами качества записываются на доске)

- Совпадение второе: накануне Дня защитника Отечества мы начали изучать произведения о Великой Отечественной войне. Что приходит вам в голову при слове «война»? Запишите ассоциации.
Для доски
DOCX / 10 Кб

- Дома вы читали стихотворение Давида Самойлова «Сороковые». Каковы ваши впечатления об этом стихотворении? Понравилось ли оно вам и чем? Какие чувства вызвало и почему? С какими интонациями нужно его читать?

- Это стихотворение было необычайно популярным. Последнюю строфу знал наизусть каждый в нашей стране. «Где бы ни звучала эта строфа, – писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!» Почему же это стихотворение вошло навсегда в сокровищницу нашей литературы? Что в нём нашли для себя такого особенного читатели прошлого поколения? И что в нём для себя откроем сегодня на уроке мы с вами?

- А теперь давайте послушаем стихотворение в исполнении Бориса Галкина – известного актёра кино и театра. Обратите внимание на то, как меняется интонация, темп при чтении, когда на фоне чтения слышна музыка. Всё это нам ещё пригодится.
Сороковые. Читает Б.Галкин
MP3 / 3.49 Мб

- Итак, о чём стихотворение Д.Самойлова «Сороковые»? С чего вы взяли, что это стихотворение о войне?

- Только ли война описывается в стихотворении? Кто ещё?

- Выпишите в 2 столбика эпитеты-прилагательные, при помощи которых описывается война и лирический герой стихотворения:

Война

Лирический герой

Сороковые

Роковые

Похоронные (извещенья)

Эшелонные (перестуки)

Накатанные (рельсы)

Свинцовые

Пороховые

Замурзанная (ушанка)

Не уставная

Вырезанная из банки (звёздочка)

Худой

Весёлый

Задорный

Наборный (мундштук)

 


 

- Сравните выписанные эпитеты. Страшными ли были военные годы и почему? Какими чувствами окрашены первые две строфы?

- Каким выглядит герой? Что ещё мы можем сказать о нём? Какими чувствами окрашены 3-5 строфы?

- Сравните прилагательные, подобранные в начале урока к словосочетанию «защитник Отечества» и эпитеты, которые использует автор для описания лирического героя. Похож ли наш герой на того защитника Отечества, которого вы описывали в начале урока?

- Как вы думаете, когда могло быть написано стихотворение? (Написано в 1961 году спустя 20 лет после начала войны).

- Помните ли вы, как менялась интонация, темп чтения актёра? Когда стала слышна музыка? Почему две последние строфы так отделены от предыдущих?

- В каком времени употреблены глаголы в 1-5 и в 6 строфе? Почему глаголы разного времени?

- Найдите в 3 строфе существительные, противопоставленные друг другу.

- Совпадение третье, о котором говорит сам поэт, – его юность совпала с годами войны.

- Почему в последних строфах появляются восклицательные знаки? Сравните первую и последнюю строфу. Поэт повторяет одно и то же, или эти строфы проникнуты разными чувствами?

- Таким образом, в стихотворении можно выделить 3 части:


 

- Сравните свои ассоциации к слову «война», записанные в начале урока, с ассоциациями поэта.

- Это стихотворение - открытие, новый, неожиданный взгляд на войну, память о которой не оставляет фронтовика, снова и снова возвращая его в те роковые годы. Это не просто книга о войне – это гимн юности вопреки войне, торжество жизни над смертью и страхом. Главное для тех молодых солдат сороковых – возможность любить и жить вопреки ожидающей тебя смерти. Самойловым война, по замечанию Л.Анненского, воспринимается «не мрачной, тяжёлой, как у его друзей по поколению. Она осталась у него символом лёгкой, просторной, светлой, почти весёлой свободы». Не случайно Е.Евтушенко сказал о Давиде Самойловиче: «Большой любитель жизни, человек лёгкой руки и походки»

- Это и другие стихотворения Давида Самойлова были включёны в список «100 книг», рекомендуемых школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Стихотворение «Сороковые» стало визитной карточкой целого поколения поэтов – поколения 40-х годов.

- Посмотрите на эти фотографии. Кто из этих людей похож на героя?

- Перед вами один и тот же человек с разницей между снимками в несколько десятков лет – Давид Самойлов.

- В 1938 г. будущий поэт окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ). В студенческие годы Давид Самойлов  подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Позже Давид Самойлов посвятит им стихотворение "Пятеро", в котором напишет: "Жили пятеро поэтов / В предвоенную весну, / Неизвестных, незапетых, / Сочинявших про войну".

- В своей автобиографической книге так говорит о себе и своих друзьях: «Чего мы хотели? Хотели стать следующим поколением, призванным сменить неудавшееся, на наш взгляд, предыдущее поколение. Тогда в нашей компании родился термин «поколение сорокового года».

- Однако началась Великая Отечественная война...
Левитан о начале войны
MP3 / 365.48 Кб

- С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушёл на фронт. 417 – не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, лётчиками, танкистами. Ушли добровольцами Давид Самойлов и его друзья.

- В 1943 году Давид, будучи пулеметчиком, прорвался во вражеский окоп и в одиночку уничтожил троих неприятелей в рукопашном бою. За отвагу в атаке и совершенный подвиг Самойлов получил медаль «За отвагу». В 1945 году он был награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин. Был награждён и другими медалями.

- С 1976г. Давид Самойлов поселился в эстонском городе Пярну и жил там со своей смерти в 1990г. Совпадение четвёртое – я приезжала в этот город в конце 1980-х гг. и наверняка ходила по тем же улицам, где ходил Самойлов, любовалась теми же пейзажами, что и он.

- Совпадение пятое – печальное. Поэт умер 23 февраля – в День защитника Отечества (тогда он назывался День Советской армии) на юбилейном вечере в честь Бориса Пастернака, едва завершив свою речь, за кулисами.

- В автобиографической книге Давид Самойлов писал: «От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остаётся не так уж много. Отбор этот производят читатели – все виды Читателей, которых нам посчастливилось иметь».

- Давайте сейчас коллективно прочитаем его стихотворение «Сороковые» в память об ушедшем поэте. Постарайтесь подобрать нужные интонации, соответствующие его идее.
Фон для чтения
MP3 / 5.23 Мб

- Наш урок подходит к концу. Какие открытия вы сделали в этот час? Что запало в вашу душу? Что очнётся в ней потом? Напишите об этом.

- В качестве домашнего задания предлагаю подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» (отрывок – первые шесть или последние шесть строф) или Д.Самойлова «Сороковые».

Предварительный просмотр презентации

Д. Самойлов «Сороковые» Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СШ» Смоленской области 2019г.

"Все ответы находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Но чтобы вспомнить это - нужно читать книги, смотреть в себя, слушать себя и доверять себе".

Совпадения...

Совпадение первое

Совпадение второе

Давид Самойлов «Сороковые»

«Где бы ни звучала эта строфа - на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!» Е.Евтушенко

Обратите внимание на то, как меняется интонация, темп при чтении, какие строфы звучат на фоне музыки.

Эпитет – образное определение (чаще всего – прилагательное или причастие) Война (эпитеты) Герой стихотворения (эпитеты)

Война Герой Сороковые Роковые Похоронные (извещенья) Эшелонные (перестуки) Накатанные (рельсы) Свинцовые Пороховые Замурзанная (ушанка) Не уставная Вырезанная из банки (звёздочка) Худой Весёлый Задорный Наборный (мундштук)

Роковой 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Интонация? 1-2 строфа Война

Интонация? 3-5 строфа Защитник Отечества

Когда могло быть написано стихотворение? в 1940 году в 1941 году В 1945 году В 1961 году

Интонация Темп Музыка

Совпадение третье Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность!

Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!

война защитник Отечества память беда, горе, хаос, трагизм, неизвестность позерство, бравада, самоуверенность, озорство, наивность гимн юности, торжество жизни, воодушевление

О Давиде Самойлове Л.Анненский: «... Война ... осталась у него символом лёгкой, светлой, почти весёлой свободы». Е.Евтушенко: «Большой любитель жизни, человек лёгкой руки и походки»

Жили пятеро поэтов В предвоенную весну, Неизвестных, незапетых, Сочинявших про войну.

Ушли на фронт – 941 писатель и поэт

Погибли – 417 писателей и поэтов

Совпадение четвёртое

Совпадение пятое ... 23 февраля 1990 г.

«От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остаётся не так уж много. Отбор этот производят читатели – все виды Читателей, которых нам посчастливилось иметь».

Какие открытия вы сделали в этот час? Что запало в вашу душу?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Мы с шестиклассниками уже изучили это стихотворение на уроке. После Вашего замечательного материала захотелось вновь обратиться к "Сороковым" Д. Самойлова. Большое Вам спасибо, Татьяна Николаевна!

23 February 2019

В другой раз обязательно проведёте! Пользуйтесь на здоровье! Не знаю, как детям (они волновались на открытом уроке), а присутствующим гостям очень понравилось!

24 February 2019