Пояснительная записка
Название ресурса: сценарий внеклассного мероприятия «Прощай, Азбука!»
Цель: мотивация интереса к учению посредством проведения праздника.
Задачи:
1)развивать познавательную активность и творческие способности детей;
2)развивать мышление;
2)развивать коммуникативные умения;
3)создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
4)воспитывать у учащихся интерес к учебе, к читательской деятельности.
Внеклассное мероприятие проводится по окончании курса обучения грамоте. На праздник приглашаются родители. Роли Азбуки, Мальвины, Буратино, Карлсона исполняют пятиклассники. Для сценки «Буква Я» первоклассники готовят шапочки-буквы.
Оборудование: смарт-комплекс, презентация, микрофоны, колонки, шары для украшения зала, костюмы для героев.
Ссылка на презентацию -
https://урок.рф/library/prezentatciya_k_vneklassnomu_meropriyatiyu_proshaj_az_210030.html
«Прощай, Азбука!»
1. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки, гости нашего праздника!
Совсем недавно наши дети были малышами, ходили в детский сад. Кажется, только вчера они впервые вошли в класс. И вот уже половина первого класса позади. Каждый день наши первоклашки знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который называется «Азбука». И сегодня они пригласили Вас к себе на праздник «Спасибо тебе, азбука!»
За окном весна спешит,
День приветливый такой,
Нынче праздник в первом классе:
День прощанья с Азбукой.
Под музыку «Теперь я первоклашка» входят в класс дети с шариками и строятся в одну линию.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» - учебник первый
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода! –
Научила нас она.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на Азбуку глядели.
Мы в школе полгода уже отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова- в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Под музыку входит «Азбука»
Я Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книжках есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель: - Дорогая Азбука! Наши ребята все буквы изучили и приготовили для тебя подарок.
Азбука садится в кресло
Вбегает Буратино.
Буратино: - Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: - Научились!
Буратино: -Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина: - Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Учитель: Давайте, ребята, покажите нашим гостям, чему вы научились за это время в школе, как вы умеете читать. На доске вы видите пословицы, С одной стороны записаны начала предложений, а с другой- конец. Соедините части пословиц и прочтите нам их. (На слайде)
Кто много читает, тот много знает.
Поздно встанешь - мало сделаешь.
Ученье и труд всё перетрут.
Красна птица перьями, а человек уменьем.
Азбука – к мудрости ступенька.
Учитель: - Да, ребята, Азбука приобщила вас к великому чуду Земли – грамоте. Без неё невозможно получать знания ни в какой науке.
Азбука:- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?
(Выслушивает ответы детей).
Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы. А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд ). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд ). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.
Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
(слайд )
А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв «аз» и «буки» (слайд ) – «Азбука».
А по таким книгам учатся современные первоклассники. (слайд ).
Мальвина: Спасибо тебе, Азбука, за интересный рассказ. Ребята тоже приготовили для тебя стихи и песни.
Азбука. –Да, я хочу послушать, как вы поёте.
Учитель. -Давайте, ребята споём для Азбуки песню.
Песня «Расстаёмся с букварём» (сопровождается видеоклипом: фотографии первоклассников) (В песне слово «букварь» заменили словом «азбука»)
Азбука.- Спасибо, ребята, за песню! Раз вы уже научились самостоятельно читать, наверное, вы читаете сказки?
Мальвина:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательней чтенья
Ничего на свете нет!
Карлсон:
(Голос из-за угла) "Как это нет?! Обман!"
Буратино:
- Ой, кто это? Кто это сказал?
Карлсон:
- Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон, который живет на крыше!
Учитель:
(Учитель задумчиво). Карлсон... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Карлсон выходит.) Ты из какого класса, мальчик?
Карлсон:
- Я не мальчик! Я мужчина в самом расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Азбука:
- Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за 6 месяцев узнали – читать, писать научились!
Карлсон:
- Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!
Мальвина:
- А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе сказки называть будем, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь.
Карлсон:
- Это для меня пустяки! Дело житейское!
Мальвина:
«Снежная принцесса».
Карлсон:
«Принцесса мороженого».
Азбука:
- Неверно! Кто из ребят ответит?
Следующая сказка «Илья Царевич и Серый волк».
Карлсон: «Царь Карлсон и жареный волк».
Азбука: –Кто назовёт правильно?
Мальвина: «Стойкий железный солдатик».
Карлсон: «Сладкий шоколадный солдатик».
Мальвина: - Ребята, ответьте правильно.
Азбука: «Гадкий цыпленок».
Карлсон: «Сахарный цыплёнок».
Азбука: –Кто назовёт правильно?
Мальвина: «Сказка о бабке и рыбке».
Карлсон: «Сказка о жареной рыбке».
Мальвина: - Ребята, ответьте правильно.
Карлсон:-Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!
Буратино: - Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Давай будем вместе учиться!
Карлсон:- Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много читает, тот много знает. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята!
Учитель: Ну, что ж, ребята, Карлсон отправился учиться, а мы, давайте вспомним наши самые первые уроки.
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?
Мне говорят - иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке?
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
Ох, и трудное заданье –
Чисто, правильно писать!
Есть у школьника желанье
Вам про это рассказать!
14. Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья.
На дом задали «крючки»
– Первое заданье!
15. Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
– Вниз ведем, ведем, ведем –
Плавно закругляем!
16. Но противные «крючки»
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами!
17. Телевизор не глядим,
Сказки не читаем...
Три часа сидим, сидим,
Плавно закругляем.
18. Исписали мы подряд
Много-много строчек,
Чтобы только написать
Маленький крючочек.
19. Вечер. Поздно.
Спать идем,
Сразу засыпаем.
И во сне ведем, ведем,
Плавно закругляем!
Мальвина: - Буратино, как ты думаешь, сколько букв в русском алфавите?
Буратино: (чешет затылок) – Ну раз так много написано книг, то букв, наверное, сто или даже тыща!
Мальвина: - А вот и нет! Ребята, подскажите Буратино, сколь всего букв в нашем алфавите!
20. 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просим всех ребят
С нами подружиться!
21. А Б В Г Д Е Ж
Прикатили на еже!
З И К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха –
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я –
Вот и все они, друзья!
22. 33 родных сестрицы писаных красавицы!
На одной живут странице, а повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети,
Должен вам шепнуть тайком:
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Азбука
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться. (слайды)
- Дети, поставьте буквы на свои места.
• Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
• На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.
• У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
• На виду у детворы крысу красят маляры ()
• Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке ()
• Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей ()
• Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом ()
• Жучка будку не доела: неохота, надоела. ()
• Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. ()
• На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. ()
Азбука:
Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда – они ваши верные друзья и помощники.
Учитель:
А сейчас дорогая Азбука наши ребята покажут сценку о том «Как буква Я решила найти себе другое место»
Сценка буква Я. Б. Заходер
Физминутка.
Мальвина: Молодцы, ребята! Вы настоящие артисты. А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.
Буратино: - А если услышите согласный – топните ногой. Готовы?
(Мальвина и Буратино называют по очереди слова)
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, автомобиль, книга, школа, ослик, жук, эхо.
Мальвина: - Молодцы, вы научились различать гласные и согласные звуки.
Учитель:
- А теперь дорогая «Азбука» наши ребята споют тебе частушки.
1. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
2. Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
3. Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
4. В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.
5. Ах, ты бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда:
Букв лишь десять гласных.
6. Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Катей в ЗАГСе мы теперь
Сможем расписаться!
7. Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.
8. Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?
9. Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
10. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
11. Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
23. Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
24. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
25. Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд слогового чтения.
Нам сегодня выдают…
Все: У-до-сто-ве-ре-ни-я!
26. В том, что Азбуку прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
мы прочтём любые книжки!
Азбука: В народе говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». И вот Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! О чём свидетельствует удостоверение…(зачитать ) - Ребята, конечно, вы знаете, как надо обращаться с книгами, но я хочу, чтобы вы выполнили
просьбу нового учебника и его авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Головановой и В. Г. Горецкого. Они прислали вам
телеграмму с просьбой, которую я вам сейчас зачитаю:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
- Берегите новые учебники!
Азбука вручает удостоверения с Мальвиной и Буратино.
27. Без АЗБУКИ, Без АЗБУКИ,
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить. (Магомедов)
28. Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота:
Могу её прочесть! (Говоруха)
Дети хором: «Спасибо тебе, азбука!»
Буратино:- Ребята, мы поздравляем вас с праздником. А нам пора возвращаться в сказку. Жду - не дождусь, когда Мальвина научит меня хорошо читать и красиво писать.
Мальвина: - До свидания, ребята! Успехов в учёбе вам!
Учитель: - Спасибо вам, ребята, что пришли к нам на праздник. Мы вам всегда рады!
(Сказочные герои уходят).
-Сегодня в нашей стране прибавилось много читающих детей потому, что во всех школах в это время учащиеся закончили читать азбуку. Я поздравляю, вас, дорогие ребята, с первой школьной победой – окончанием азбуки. Желаю вам дальнейших успехов в учении.
Используемые ресурсы:
Сценарий составлен много лет назад. Раньше я нигде его не публиковала. В этом году провела свой праздник по этому сценарию. Всем понравился. Решила опубликовать. Составляла по материалам журнала «Начальная школа», брала по частям у разных авторов. К сожалению, теперь не могу указать их фамилии.
Возникновение письменности - https://ru.wikipedia.org/wiki/История_письменности
Приложение 1. Сценка «Буква Я». Б. Заходер
(Действующие лица: ведущие 1 и 2, буквы)
Сценка «Буква Я»
1.Всем известно буква ''Я''
В азбуке – последняя.
2. А известно ли кому –
Отчего и почему?
1. Неизвестно?
2. Неизвестно!
1.Интересно?
2.Интересно!
1.Ну так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится.
Там и дело спорится.
2.Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Взбунтовалась буква «Я»:
Я. -Я, Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Говорят ей:
Все буквы: «Встань на место!»
Отвечает:
Я. – Не пойду! Я ведь вам не просто буква, Я – местоимение, вы в сравнении со мной недоразумение! Не более, не менее.
1. Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Буква Ф. -Фу-ты ну - ты!
1.– Фыркнул «эф»
От обиды покраснев.
Буква С. - Срам! -
2. Сердито «эс» сказало.
«вэ» кричит:
Буква В. -Воображала!
1. Проворчало «пэ»:
Буква П. -Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
2.«Я» затопала ногами.
Буква Я. Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
1.Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись
И ответил дружный хор:
Буквы (хором)
-Хорошо! Идем на спор.
Буква А. Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я. Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а ''Я''!
2.Буква Я взялась за дело;
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела –
Написать она сумела только:
''Я-я-я-я-я-''
1.Как зальется буква ''ха'':
Буква Х. -Ха – ха –ха.
2.''О'' от смеха покатилось! Буква О делает «колесо»
1.''А'' за голову схватилась!
2.''Б'' схватилась за живот…
1.Буква Я сперва крепилась
А потом как заревет:
Буква Я Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.
Буква Ю Что ж,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
1. Буква Я была всегда
Всем и каждому мила
2. Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!
Приложение 2. Фотографии
Сценка «Буква Я»
Удостоверения и грамоты получили все, поторопились отдать мамам.
Приложение 3. Грамоты, удостоверения.