Сценарий внеурочного занятия по фильму «Думать тишину» (занятие по воспитанию и развитию)

0
0
Материал опубликован 29 January в группе

Сценарий внеурочного занятия  по  фильму  «Думать  тишину»

(занятие по воспитанию и развитию)

Форма  занятия: арт-встреча,  видеоурок

Направление:  духовно-нравственное и эстетическое  воспитание.

Предметная  связь:  литература

Цели занятия:

          ▪ воспитание  высоконравственной  личности  с  опорой  на  духовные  ценности  исторического  и  культурного  наследия;

          ▪ развитие готовности и способности к реализации творческого потенциала в нравственной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, образования универсальной личностной установки  «становиться лучше»;

  • воспитание и  развитие  чуткости  при  помощи  эстетического  и  смыслового  анализа  произведения, понимания ценности этого  качества  для  каждого человека, осознающего своё человеческое назначение  в  служении  другому  человеку  и  в  защите  родины;
  • решение задач общекультурного и личностного воспитания  и  развития обучающихся.

Задачи:

  • личностные
    • воспитывать требовательное  отношение  к  самому  себе  и  ценностное отношение к родным  и  чужим  людям;
    • формировать ценностное отношение к людям, окружающему миру;
    • создавать условия для получения эмоционального опыта школьников в реакции на различные ситуации, умении целенаправленно выражать свои чувства и мысли;

    -   создание  условий  для  наставничества  по  модели:  «ученик  -  ученик»  и  для  планирования  коллективного  воспитательного  маршрута.

  • метапредметные
    • получить опыт реального содействия в решении социально значимых задач; проявлений творчества, бескорыстной помощи как проявления целеустремленности и человеколюбия;
    • создавать условия для стимулирования познавательной активности, созидательного творчества школьников;
    • формировать навык осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • развивать умение и  потребность  выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог.
  • предметные

- формировать умения эстетического и смыслового анализа произведений, умения воспринимать, анализировать, интер­претировать и оценивать  произведение в единстве формы и со­держания; определять тематику и проблематику произведе­ния,  выявлять позицию героя, ав­торскую позицию.

Методы:   информационный,   частично-поисковый  (эвристический), побуждающий,  творческий.

Приёмы,  применяемые  на  занятии:  проблемная  ситуация,  работа  над  понятием,  подводящий  диалог,  ситуация  «яркого  пятна»,  группировка,  обобщение,  написание  рецензии,  творческое  задание,  моделирование  социальной  практики.

Ключевая  технология  занятия:  киноурок

Элементы  технологий,  использованные  на  занятии

-  коллективно-творческой  деятельности;

-  информационно-коммуникационная, 

- развития  критического  мышления, 

- развивающего  обучения, 

- здоровьесберегающие, 

- проблемного  обучения, 

-  игровые,

-  творческих  мастерских,

- интегрированного  обучения,

-  педагогика  сотрудничества,

-  педагогика  воспитания  и  развития,

-  уровневой  дифференциации,

-  групповые,

-  традиционные.

Формы   организации  деятельности:   индивидуальная,  командная, фронтальная,  парная.

Виды деятельности: слушание, самоконтроль,  взаимоконтроль,  просмотр фильма, беседа, дискуссия, обобщение, анализ информации, самостоятельная работа с информацией,  проектирование,  моделирование  практик,  работа  в  разноуровневых  командах  (8,  10  классы).

Планируемые  результаты  занятия

-  Личностные  УУД:

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей художественного  фильма; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм с учётом осознания последствий поступков;

понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание важности кинематографического  искусства и культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Метапредметные  УУД

Познавательные: умение  понимать  и  анализировать  полученную  из  фильма  информацию,  выбирать  в  ней  главное,  структурировать  её,  обобщать,  использовать  знаково-символические  средства  для  решения  учебных  задач,  выстраивать  логическую  цепь  размышлений.

Коммуникативные:  развитие  умений  учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками,  сверстниками, обучающимися  младшими  и  старшими  по  возрасту, передавать информацию и отображать содержание фильма и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром  по  команде.

Регулятивные:  умение  принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в командном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

-  Предметные  УУД:

овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений, умениями воспринимать, анализировать, интер­претировать и оценивать  произведение в единстве формы и со­держания; определять тематику и проблематику произведе­ния,  выявлять позицию героя, ав­торскую позицию.

Учебно-методическое     обеспечение:     фильм     «Думать  тишину»  (ссылка:  https://kinouroki.org/dumat_tishinu),   методические рекомендации  к  уроку  (ссылка:  https://lk.kinouroki.org/films/62), презентация для проведения занятия,  сценарий,  ватман  или  обои  для  кластеров,  фломастеры,  маркерная  доска.

Технические  средства  обучения:  мультимедийный  проектор,  экран,  колонки.

Этапы занятия:

  1. Организационный
  2. Мотивационно-целевой
  3. Просмотр фильма
  4. Беседа по теме фильма  (в  форме  рецензии)
  5. Рефлексия
  6. Задания  по  воспитательной  практике

Ход  занятия  (40  минут)

Проверка готовности класса к занятию, работе и восприятию  содержания.

                1. Организационный этап  (1  минута).  СЛАЙД  1.

Звучит  мелодия  «Метроном»,  на  фоне  которой  учитель  выносит  закрытую  шкатулку

Приветствие учителя.

-  Здравствуйте,  ребята    и  уважаемые  гости!  В  руках  у  меня  -  шкатулка.  В  ней  находится  макет-символ  того города,  с  историей  которого  напрямую  связано  наше занятие.  Подумайте,  что  бы  там  могло  быть.  Позднее я  спрошу  вас  об  этом.

Сегодня  будет  очень  непростая  встреча  с  киноискусством.  Давайте  вместе  пожелаем  друг  другу  удачи  при  помощи  мотиваторов.

2. Мотивационно-целевой этап.  (5  минут)

В  самом  начале занятия проводится мотивационный  полилог с учащимися, настраивающий их на просмотр фильма. Дети выбирают  мотивационные  карточки,  читают  написанные  на  них  предложения  по  номерам  и  выводят  главный  аспект  урока.

СЛАЙД  2.

Мотиваторы  на  работу

Будет  сложно,  но  вместе  мы  справимся!

Легко  не бывает,  когда  ищешь  истину.

Одно  из  правил  занятия:  верь  в  себя,  помогай  другим.

Кто  и  что  думает,  не  знаю,  но  я  точно  знаю,  что  всё  у  нас  сегодня  получится.

А  если  что-то  не  получится,  то  Ирина  Петровна  нам  поможет.

Да  и  потом:  кто,  если  не  мы,  когда,  если  не  сейчас?

А  мне  уже  очень  любопытно,  о  чём  же  сейчас  пойдёт  речь?

У  восьмого   ученика  учитель  спрашивает:

- Как  Вы  думаете,  с  историей  какого  города  напрямую  связано  наше занятие?  (По  первым  буквам  акростиха  -  БЛОКАДА  -  дети  делают  вывод  о  том,  что  мы будем  говорить  о  блокаде  Ленинграда)

  • Спасибо  за  взаимную  поддержку  и  за  предположение  о  теме.

СЛАЙД  3.

-  Наш  фильм  называется  «Думать  тишину».  Почему  так?  И  какая  тут  связь  с  блокадой  Ленинграда? Это  нам  и  предстоит  выяснить. Какие  ещё  учебные  задачи  стоят  перед  нами  на  занятии,  выясним  при  помощи  облака  слов.

Фронтальный  опрос

Учебные  задачи  занятия

  • Познакомиться  с  художественным  фильмом «Думать  тишину».
  • Проанализировав  художественный  фильм,  написать  по  нему  рецензию.
  • Предложить  модели    разноуровневых  воспитательных  практик  для  учеников   школы  МОАУ  "СОШ  №  11»  для  закрепления  понятия  «чуткость».


  •  Переходим  к  решению  наших  задач  в  командах.  Бланки проекта  рецензии  на  столе.  Прошу  всех  ознакомиться  с  содержимым  этого  проекта.  Приглашаю  всех  к  просмотру  фильма Ольги  Пинчуковой  по  сценарию  Елены  Дубровской  «Думать  тишину».

3. Просмотр фильма  (21:34  минуты)

4. Беседа по теме фильма  (параллельный  опрос,  работа  в  командах)

Работа  в  командах  по  созданию  рецензии  (5  минут)

Задание.  Просмотривая  художественный  фильм,  допишите  рецензию:

КОМАНДА  УЧЕНИКОВ  ____ «___»  КЛАССА


Проект рецензии  на  фильм  «Думать  тишину»

(премьера  -  10  октября  2024  года,  Санкт-Петербург)

Посвящается  всем  детям,  пережившим  блокаду  __________________________

Мы  посмотрели фильм  «____________________»,  снятый  в  Санкт-Петербурге  и  вышедший  в  кинопрокат  10  октября  2024  года. 

Фильм  «______________»  переносит  зрителей  в  _____________  дни  блокады  _________________,  рассказывая  о  судьбах  детей,  сумевших сохранить  ___________________  в  условиях  крайней  нужды  и  опасности. 

В  центре  сюжета  бабушка  _______  и  её  семья.  Композиция  фильма  может  быть  поделена  на  ___  части.  Первая  часть  состоит  из    ______________________________________________________________.  Вторая  часть  включает  в  себя___________________________________________________________________________. Третья  часть  представляет  собой  __________________________________________________________________

(соберите  из  фрагментов,  расположенных  ниже, композицию  фильма,  расположив  их  в  нужной  последовательности)

Тяжёлые  воспоминания  бабушки  ______  о  детстве  в  блокадном  Ленинграде.

Поклон  всем  детям,  пережившим  страшные  исторические  события,  непокорённым  и  не  потерявшим  человеческое  лицо,  несмотря  на  все  тяготы  военного  времени.

Беседы  бабушки  и  внучки,  дочери  и  матери  в современном  Петербурге.

Все  части  объединяет  фигура  ________Тишки  и  фраза  бабушки  «думать  тишину»,  обозначающая  _________________________________________________________________

Главные  цитаты  из  кинокартины:

«Когда  человек  плачет  о  себе,  ______  себя  -  это  очень  _____  слёзы,  а  когда  плачешь  в  ______,  в  ______________  -  это  слёзы  _____________,  ___________». 

«Если  выживет  _______,  останутся  живы  и  люди».

Больше  всего  нам  запомнился фрагмент  из  фильма  ___________________________________________________________, потому  что  _____________________________________________________________  из  героев  нам  больше  всего  понравилась  (понравился)  __________________________________,  потому  что  (он, она)  _____________________________________________________.

Фильм  очень  актуален  для  современного  поколения  детей, так  как  он  заставляет  нас  задуматься  о  том,  _____________________________________________________________________________________________________________________________________

  Мы  думаем,  что  символом  блокадного  Ленинграда  является  ______,  именно  он  и  находится  в  закрытой  шкатулке.


5. Параллельная  презентация  работы  в  командах  (5  минут). 

6.  Рефлексия  (1  минута) 

         Итак,  что  же  в  шкатулке?  Что  же, по  мнению  большинства,  является  символом,  блокадного  Ленинграда?

Звучит  мелодия  «Ленинградская»

Из  шкатулки  учитель  достаёт  кусочки  чёрного  хлеба.

         -  Это  действительно  чёрный  хлеб,  который  в  блокадном  Ленинграде  выдавался  по  карточкам  и  был  жизненно  необходим  всем  ленинградцам.

         -  Наша  задача  помнить  и  чтить  подвиг  наших  предков,  проявлять  душевную  чуткость  по  отношению  к  тем,  кто  в  этом  нуждается. 

-  Предлагаю  каждой  команде  составить  карту-проект  разноуровневых  моделей  воспитательных  практик  по  фильму  «Слушать  тишину».

КОМАНДЫ  СОСТАВЛЯЮТ,  А  ЗАТЕМ  ЗАЩИЩАЮТ  (10  минут)   

КАРТУ-ПРОЕКТ  РАЗНОУРОВНЕВЫХ  МОДЕЛЕЙ  ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ  ПРАКТИК  ПО  ФИЛЬМУ «СЛУШАТЬ  ТИШИНУ»


- Благодарю  всех  за  работу.  На  память  о  нашем  занятии  вручаю  всем  значки  и  кусочки  чёрного  хлеба.  Желаю  всем  удачи  в  работе  над  воспитательными  практиками.


Анализ  работы  детей  на  занятии

№  п.п.

Этапы  занятия

Доминирующий  вид  деятельности  воспитанников

Рефлексирующий  комментарий  наставника

1

Организационный

слушание,  самоконтроль

Этап  проходил  динамично  и  эффектно, позволил  создать  интригу  занятия.

2

Мотивационно-целевой

слушание, 

анализ  информации

Команда  8  класса  была  артистичнее.  Но  в  целом  между  командами  установился  контакт.

3

Просмотр фильма                     (+ работа в  команде)

просмотр фильма,

самостоятельная  работа  с  информацией, 

анализ информации,  работа  в  разноуровневых  командах

Все  команды  смотрели  фильм  внимательно.  Это  подтверждается  визуальным  наблюдением.  По  ходу  просмотра  команды  вели  работу  по  заполнению  опросных  листов,  негромко делясь  впечатлениями  с  партнёрами  по  команде.  В  командах  было  проведено  разделение  видов  работ  по  парам  в  целях  экономии  времени.

4

Беседа по теме фильма                          (+ работа  в  команде)

беседа,

дискуссия,

анализ информации, самостоятельная работа с информацией,  создание рецензии, 

работа  в  разноуровневых  командах,  самоконтроль,  взаимоконтроль

Команда  8  (9)  класса  справилась  с  заданием  быстрее.  При  презентации  результатов  ученики  старших  классов  помогали  ученикам  младших,  корректируя  и  уточняя  их  ответы.  Предположения обеих  команд  по  символу  Ленинграда,  спрятанному  в  шкатулке,  оказались  верными.


5

Рефлексия

обобщение

Этап  позволил  детям  задуматься  над  вечными  ценностями,  побуждал  к  социальному  действию.

6

Задания  по  воспитательной  практике

работа  в  разноуровневых  командах

Модели,  выбранные  детьми   в  смешанных  командах для  реализации  на  практике,  были  ими  осмыслены  в  коллективной  деятельности. 

Анализ  результатов занятия

1.  Повысился  интерес  ребят  к  творческой  деятельности.

2.  Повысилась  мотивация  детей  к  публичным  выступлениям.

3. Повысилась  социальная  активность воспитанников при помощи непосредственного  участия  детей  (выбор  формы,  разработка  сценария  и  проведение  мероприятия)  в  воспитательных  практиках,  как  неотъемлемой  составляющей  киноуроков.  Дети,  работая  в  командах,  смоделировали  коллективный  воспитательный  маршрут,  позволяющий  с  помощью  разных  форм  разбудить  в  каждом  ученике чуткость.  Детьми  запланировано  3  мероприятия:  для  детей  начальной  школы,  для  основной  и  для  старшей  школы.

4.  Скорректирован вектор  развития  такого  духовного  качества,  как  эмпатия. 

5. Совершенствуются  навыки  работы  учеников  с  видеоинформацией.

6.  Совершенствуются  навыки  работы  обучающихся  в  команде.

7.  Совершенствуются  навыки  самостоятельной  деятельности.

8.  Видна  положительная  динамика  вовлечения  учащихся  во  внеурочную  деятельность.

Комментарии
Комментариев пока нет.