Сценарий внеурочного занятия по литературе: мастер-класс «Моя Родина»
Сценарий внеурочного занятия по литературе:
мастер-класс «Моя Родина»
Продолжительность: 45 минут.
Место: ГБОУ школа 589 Санкт-Петербурга, кабинет технологии.
Руководитель: Широких Ксения Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Класс: 9 «Б», малая группа (3-7 человек).
Рекомендуется пригласить учащихся 7-11 классов.
Цели мастер-класса (МК):
Воспитать в учащихся уважение к понятию (концепту) «Родина»;
доказать связь родины с личностью;
способствовать развитию чувства патриотизма;
проявить творческие способности.
Задачи:
показать новые возможности работы с известным природным материалом;
доказать связь теоретического предмета с прикладным: литературы с технологией.
2. научить самостоятельно изготавливать украшение из ювелирной фурнитуры и засушенных цветов;
3. создать прочную положительную эмоциональную связь с понятием «Родина» и уважением к нему;
4. подготовить учащихся к следующему технологическому этапу (заливка украшения эпоксидной смолой).
Оформление и оборудование: электронная доска, презентация в программе РowerPoint (по желанию), успокаивающее музыкальное сопровождение, сеттинги (основы) для украшений (примерно 20-25 шт.), подготовленные сухоцветы, пинцеты, ножницы, гопоаллергенный клей для декупажа, кисти, листы бумаги для палитры, файлы или клеенка для палитры, аксессуары для украшений.
Предварительная подготовка. В целях экономии времени первичная обработка и раскрашивание сеттингов (основ) акриловыми красками была произведена заранее учащимися.
Описание процесса: акриловые краски смешиваются на палитре до нужного оттенка и накладываются в 3 полупрозрачных слоя. Каждый слой необходимо качественно просушить. Общее время работы – 20–25 минут. При желании этот этап можно добавить в МК, учитывая увеличение
времени.
План мастер-класса:
Приветственное слово, постановка целей.
Здравствуйте, ребята! Спасибо за проявленный интерес. Сегодня мы поговорим о литературе, точнее – об ассоциациях, которые она рождает.
Сегодня у нас необычная задача: создать красивую вещь, но красота ее будет не только внешней (в гармонии форм и сочетании цветов), но и внутренней. Мы научимся создавать по-настоящему личную вещь – символ.
Посмотрите, на столах лежат цветные карандаши, краски, очаровательные цветные рамочки. Они нравятся вам? Подвиньте к себе те, которые привлекают больше других. (Рассматривают, выполняют.)
Откройте, полистайте альбом с великолепными цветами. Положите перед собой листочек и выкладывайте на него все понравившиеся цветы, листы, травинки. (Наполняют палитру сухоцветами.)
Наша цель сегодня – сделать красивую вещь с вашим характером, проявить творческие способности, расправив крылья.
Готовы?
Закройте глаза, расслабьтесь, слушайте…
Постановка проблемы.
Учитель читает стихотворение. Учащиеся слушают стихотворение С.А. Есенина с закрытыми глазами, представляют.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за коcогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(С. Есенин)
Откройте глаза. Как вы думаете, почему я выбрала это стихотворение? (Отвечают.)
А что вспомнили вы?
Ученик 1:
Мне нравится стихотворение Лермонтова. Оно про настоящий патриотизм, ненапускной. (Читает по памяти отрывок)
…Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Ученик 2.
Я вспомнила, как в 6-м классе учили:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
(«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..», К. Симонов)
Учитель.
Спасибо большое. Давайте еще раз представим себе, что такое «Родина»? Закройте глазки, помечтайте. Как вы себе представляете это понятие? Исходит ли от слова свет? Тепло? Какого оно цвета? Какие картины вы вспоминаете, когда слышите три слога «РО-ДИ-НА»? Ответьте себе на эти вопросы. Представьте родину в таком символическом образе – в вашем кулоне, почти нательном крестике. Вспомните: в старину путешественники, собиравшись в путь, всегда брали с собой горсть родной земли.
Теперь откройте глаза. (Открывают.)
Еще раз посмотрите на свою палитру, хочется ли что-нибудь изменить? (Выполняют.)
Выберите ту основу, которая больше похожа на придуманный образ? (Выполняют.)
Теперь составьте композицию: выложите сухоцветы на базу. Не стесняйтесь! Оторвется – приклеим! (Выполняют.)
Отрадно отметить, что вы аккуратно обращаетесь с сухоцветами. Надеюсь, так же аккуратно и бережно вы относитесь и к нашей природе.
Выложили – сфотографируйте. Камера беспристрастна. (Выполняют.)
Художник обычно прищуривается. Мы смотрим через объектив. Для чего? Видно всю композицию, общий тон, цветовую гармонию. Еще очень важно запомнить расположение.
(Физкультминутка) А теперь встаньте, подойдите к соседу напротив и добавьте в его палитру 2 своих цветка. Встали – не забудьте размять шею. Поверните голову налево – вспомните, слова любимой песни, направо – вспомните любимую песню мамы. (Выполняют.) Возьмите карандаш и аккуратно «постучите» острой стороной по подушечкам пальцев.
Приклеиваем цветы к основе: «разбираем», аккуратно промазываем клеем и прикрепляем обратно.
Стараемся, чтобы украшение получилось не очень объемным.
Участники мастер-класса работают в своем темпе, поддержка осуществляется индивидуально.
Подведение итогов. Запись видео.
Ребята, мы подготовили наши символы к следующему этапу – заливке. Производить ее буду я, но при желании можете прийти и поучаствовать.
А сейчас расскажите, пожалуйста, что же вы вложили в это слово – слово РОДИНА. (Осуществляется фото- и видеосъемка ролика).
Слово учителя: Я родилась на Урале, где летом разнотравье.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
(Фрол Васильев)
Участник 1: Я выбрала красный фон, потому что моя Родина – величественная и царственная.
Участник 2: Родина – это теплый дом и воспоминание о моем детстве.
Участник 3. Композиция посвящена Дню снятия блокады Ленинграда и выполнена из растений Ленинградской области (участия в съемках не принимал, материалы были подготовлены заранее в рамках общеклассного проекта)
Заключительное слово.
Спасибо за участие. Вы хорошо потрудились! Молодцы!
Сегодня каждый из нас вновь прочувствовал, чем для нас является Родина.
Надеюсь, что полученным сегодня теплом вы поделитесь с близкими.
До встречи на следующем мастер-классе!
Вывод и самоанализ
Таким образом, опыт мастер-класса можно признать успешным: поставленные задачи решены и цели реализованы.
Семейная атмосфера мастер-класса способствовала положительному настрою. Дети не стеснялись, и каждый работал с вдохновением. Планирую приглашать на мастер-классы большее количество обучающихся разных возрастов, что поможет взаимообогащению друг друга.
Селиванова Галина Геннадьевна