12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1074
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк

Сценарий воспитательного внеаудиторного мероприятия «Как побороть коррупцию»_

Бойкив Наталья Юрьевна, заместитель директора

ГБПОУ «Донецкий техникум химических

технологий и фармации»

Донецкая Народная Республика

г. Донецк


СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Пояснительная записка

2

Введение

2

Цели и задачи мероприятия

3

Сценарий воспитательного внеаудиторного мероприятия «Как побороть коррупцию»

3

Заключение

12

Список использованных источников

12














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Менять страну к лучшему – непросто. Но чтобы это сделать, нужно учиться. Нужно быстро осваивать новые технологии и инструменты. Нужно аккуратно прочищать себе дорогу к успеху, меняя все, что мешает стране становиться настоящей Державой. Это можно сделать только совместно. Только командами. Только сетью единомышленников. Именно создание сети единомышленников является сегодня главной задачей. Сети молодых людей, которые готовы менять и меняться, которые готовы учиться, которые готовы придумывать новые способы влияния на управление, противостоять коррупции - вот что является новым ядром гражданского общества. Чтобы выпускники смогли противостоять коррупции, необходимо учить их распознавать ее, бороться с этим явлением. Поэтому разработка антикоррупционных мероприятий в образовательных организациях СПО является обязательным элементом воспитательной работы.


ВВЕДЕНИЕ

Антикоррупционное воспитание обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования не может быть рассчитано на быстрое получение ожидаемого  результата. Это - долговременный, стратегический, но и самый  эффективный по своим возможным последствиям антикоррупционный проект. Речь в конечном счете идет о формировании поколения россиян, не приемлющих коррупционные схемы человеческих взаимоотношений и потому лишающих коррупцию питательной почвы.

Как показывает практика, базовым условием эффективности любого воспитания является его проектирование и реализация на системных основаниях. Это условие является таковым и для антикоррупционного воспитания, которое также должно представлять собой систему, состоящую из соответствующей  совокупности компонентов [1]. 

Тема коррупции актуальна сегодня как никогда, так как она является большой проблемой в нашей стране. Это говорит о том, что студенты нуждаются в воспитании антикоррупционного поведения. Сама жизнь погружает детей в негативные проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества [2]. 

В связи с этим, представленная методическая разработка сценария внеаудиторного воспитательного мероприятия «» может быть использована при проведении воспитательной работы в техникумах и колледжах.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель мероприятия: сформировать представление о коррупции, её видах, негативное отношение к коррупционным проявлениям.

Задачи мероприятия: подготовить студентов к восприятию явления коррупция как комплексной, глобальной проблемы;

Ознакомить с терминологией по проблеме;

Сформировать навыки определения, что является коррупцией, а что нет;

Обсудить различные виды коррупции, определить, сколько стоит обществу коррупция


СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КАК ПОБОРОТЬ КОРРУПЦИЮ»


Вступительное слово преподавателя: Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас. Сегодня мы рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции.

А начнем мы с просмотра видеоролика об «История коррупции в России. 600 лет за 5 минут».

Видеоролик можно найти по ссылке: https://yandex.ru/video/preview/5571463345956901150

Итак, мы увидели, что Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за излишество во взятках. При Петре I был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг. В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков - талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и был великим казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, угрожал отставкой, но вскоре прощал друга.

Беседа со студентами:

Как боролись с коррупцией в разные этапы истории России?

Как вы считаете, почему, несмотря на принимаемые меры, коррупция в стране существует и в наши дни?

(Ответы студентов)

Итак, сегодняшнее мероприятие посвящено борьбе с коррупцией. Для того, чтобы мы с вами смогли сегодня работать, разделимся на три команды. Каждая команда в процессе классного часа сможет заработать очки. А три человека из вас будут судить нашу игру. И в конце мы выявим победителя.

Прежде, чем мы с вами определим, какую цель и задачу мы ставим, я бы хотела рассказать вам небольшую сказку.

Очень давно на земле, когда не было еще ни государства, ни армии, ни тюрем, ни даже денег, жили первые люди. Жили они в гармонии с природой, которая давала им пищу, одежду, жилье. Все люди были равны, среди них не было ни богатых, ни бедных. Мужчины работали на поле, ходили на охоту, а женщины возились у костра, готовили еду, одежду, смотрели за детьми. И вот однажды узнала о такой жизни людей рыжая, коварная и завистливая Коррупция. И решила она погубить людей, но как это сделать она не знала. И тогда она решила проникнуть тайно к людям в дом и даже в их сердца, чтобы изнутри растлевать, разъедать их мысли, чувства, желания. Выбрала она среди людей того, кого больше уважали за знания, силу и проникла в дом. «Разве ты не хочешь жить лучше своего соседа, занимать лучшую должность и управлять другими людьми?» - внушала зловещим шепотом Коррупция. Человек потерял покой. Стала мучить ее жажда наживы, стремление подняться.

Но Коррупция не унималась, она подкупала человека и еще и еще. И чем больше людей попадало в ее льстивые и коварные ловушки, чем больше среди людей становилось беспорядка, лжи, тем сильнее она становилась. Стремясь к наживе, личной выгоде, люди убивают свое сердце, свою душу, свободу. Кто и как сможет остановить это зло?

Итак, вы внимательно послушали сказку, а теперь ответьте на мои вопросы:

Вопрос первой команде: Как обрисована коррупция?

Вопрос второй команде: Как давно люди узнали о коррупции?

Вопрос третьей команде: Что коррупция делает с людьми?

За каждый ответ команда получает 1 балл.

(Ответы команд)

Преподаватель: А теперь мы с вами запишем, чего именно вы ожидают от данного занятия.

(Всем участникам выдаются разноцветные бумажки, на которых они записывают свои ожидания. После того, как участники закончили записывать, каждый по очереди озвучивает свои идеи и наклеивает бумажки на большой лист бумаги, который затем вывешивается на стену аудитории).

Преподаватель: Итак, второе задание командам. Упражнение «мозговой штурм».

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «О противодействии коррупции» определяет следующее определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Этот Закон определяет правовые и организационные основы предотвращения коррупции, выявления и прекращения ее проявлений, обновления законных прав и интересов физических и юридических лиц, устранения последствий коррупционных деяний.

Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Ответы студентов. Например:

«Не подмажешь, не поедешь» - вымогательство, взяточничество.

«Рука руку моет» - групповая запланированная деятельность в подкупе.

«Загребать жар чужими руками» - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

«Видит глаз, да зуб не зовет» - безрезультативность.

Преподаватель: А теперь давайте вновь обратимся к истории и послушаем о том, какие исторические корни имеет коррупция в мире.

Сообщение студента:

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (то есть в центрах древне восточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различая лишь своими масштабами. Исторические корни коррупции, вероятно, происходят от обычая делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Коррупция - не простое понятие. В любом обществе различают то, что происходит на «поверхности стола» от того, что происходит «под столом», или то, что общепринятое от того, что вызывает возмущение. Таким образом, различные общества имеют свои собственные понятия коррупции. Благодарности и дарение подарков во многих культурах не считаются коррупцией, поскольку передача этих подарков является открытой и не держится в тайне.

Преподаватель: А теперь давайте представим ситуации. Поздно вечером вы возвращаетесь к своей машине, которая припаркована в большом гараже. Вокруг никого нет. Возле дверцы водителя вы находите конверт с большим количеством купюр. Вы уверены, что никто вас не видит, в гараже нет камер наблюдения, вокруг никаких машин, людей вы также не видите. Что вы сделаете с этим конвертом? Сообщите милицию или оставите себе? Ответ анонимный.

Студенты пишут ответы на стикерах

Преподаватель соберите стикеры с ответами. Подсчитывает результат.

Преподаватель: А теперь ответьте на те же вопросы, но только учтите, что на этот раз существует 30% вероятность, что ваши действия будут замечены. Например, вероятность того, что в гараже установлена камера наблюдения составляет 30%. Напишите ответы на стикерах. Ответы анонимны.

Студенты пишут ответы на стикерах

Преподаватель соберите стикеры с ответами. Подсчитывает результат, сравнивает результат по двум ситуациям.

Преподаватель: Ответьте: трудно ли было принять решение, когда вы были уверены, что вас никто не видит?

Трудно ли было принять решение, когда вы знали, что существует вероятность, что ваши действия увидят?

Если по результатам первой ситуации в группе оказалось больше людей, готовых взять конверт, чем по результатам второй, продолжает задавать вопросы, если нет, приводит пример результатов международных исследований по этой ситуации.

Преподаватель: Итак, ответьте, пожалуйста, почему, по вашему мнению, в первом случае большинство людей колебалось и многие люди оставили бы деньги себе? Что повлияло на решение участников во время второй ситуации? Когда мы говорим о коррупции, какие факторы, по вашему мнению, являются выдающимся для ее существования?

(Ответы студентов. Результаты обсуждения этого вопроса можно записать на листе флип-чарта)

Преподаватель: Итак, самой первой и самой главной причиной коррупции является существование явных возможностей, как например, конверт с наличными деньгами на парковые в гараже. В случае с государственной коррупцией такими возможностями могут быть, например, компания, которой управляет правительство и у которой нет конкурентов, или множество требований, лицензий, сборов, которых требует государство для того, чтобы осуществлять экспортно-импортные операции.

Второй причиной коррупции является осознание возможности быть непойманным, а следовательно отсутствие контроля.

Отсутствие контроля / подотчетности вызвано:

1) недостаточным уровнем прозрачности, когда государственные служащие / чиновники не информируют общественность и не объясняют того, что они делают, учитывая декларирование своего состояния, недвижимости, имущества и тому подобное;

2) недостаточное наблюдение за исполнением законов, когда соответствующие органы не применяют санкций против власть имущих, когда те нарушают свои государственные/общественные обязанности.

Примером этого может быть случай, когда правящая политическая партия платит судьям, или существует проблема недостаточного количества милиционеров, которые бы следили за соблюдением законодательства.

3) третьей причиной является плохая система оплаты труда/ недостаточное вознаграждение за работу. Примером этого может быть недостаточный уровень жалования государственных служащих для обеспечения их потребностей, или неуверенность в завтрашнем дне / нестабильность работы. Таким образом, служащие будут пытаться дополнить свои доходы взятками. Служащие, даже осознавая, что плата за их работу будет маленькой, «покупают» себе рабочее место/должность, зная, что они получат доступ и возможности брать взятки.

4) четвертой причиной коррупции является отношение или обстоятельства, которые толкают рядовых людей к коррупционным действиям

Преподаватель: А теперь давайте в каждой группе определим признаки и виды коррупции. Каждая группа получила определение, которое необходимо дать.

1 группа: Виды коррупции: Взяточничество: обещание, предложение или предоставление какой-либо выгоды, ненадлежащим образом влияющие на действия или решения должностного лица.

Требования: принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на определенные действия или бездействие.

Получение незаконных льгот или вознаграждений: чиновник получает что-нибудь ценное от тех, кто хотел бы получить государственный заказ.

2 группа: Разбазаривание: кража ресурсов людьми, наделенными властью и контролем за чем-то ценным.

Злоупотребления: использование служебных полномочий для предоставления необоснованных льгот или преференций какому-то лицу или группе или наоборот ñ дискриминация человека или группы ради личной выгоды.

Кумовство: преимущество в предоставлении государственных должностей родственникам. - Незаконные пожертвования и взносы: получение денег в обмен на лояльность к тому, кто вносит пожертвование.

3 группа: Мошенничество: поведение, нацеленное на обман или введение в заблуждение человека или юридического лица в целях личной выгоды или выгоды третьей стороны.

Использование конфликтов интересов / незаконные операции с ценными бумагами: участие в сделках, приобретение должности или получение коммерческой выгоды, что несовместимо с официальным положением и обязанностями с целью незаконного обогащения.

Фаворитизм: предоставление услуг или ресурсов родственникам, знакомым, друзьям однопартийцам и тому подобное.

Преподаватель: Итак, ваше задание: Командам получают бланки с таблицей, которую необходимо заполнить в течение 5 минут. Нужно определить, что относится к разновидностям коррупции, а что нет

Признательность

обычная плата за услугу, работу

злоупотребление служебным положением

взяточничество

получение незаконных льгот или вознаграждений

подкуп

Водитель дал деньги сотруднику ГАИ. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный процент за содействие.

Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение или оказывают услуги.

Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.

Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.

Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.

(Студенты выполняют задание)

Преподаватель: Следующее задание. Командам подготовить рекламу на тему «Скажем коррупции" нет!».

(Изображение и представление рекламы на листах формата А4 в течение 5 минут. По истечению времени представитель от каждой команды презентует свою рекламу. Остальные команды задают уточняющие вопросы)

Преподаватель: Пока наше жюри подсчитывает результат, подведем итоги. Итак, коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всеми ими движет один стимул - получить экономическую прибыль.

Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зал зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказание. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией. А теперь слово жюри.

(Награждение команд грамотами)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мероприятие проводилось в декабре 2021 года в канун Международного дня борьбы с коррупцией.

При подготовке и проведении мероприятия студенты знакомятся с историей, причинами проявления коррупции, учатся различать коррупционные и не коррупционные действия.

Кроме того, участники учатся работать в группах, развивают коммуникационные навыки.

Список использованных источников

Анучина Е.В. Воспитательная работа по формированию антикоррупционного мировоззрения студентов. - URL: https://fhpk.my1.ru/publ/rabota/vospitatelnaja_rabota_po_formirovaniju_antikorrupcionnogo_mirovozzrenija_studentov/2-1-0-20

Пермякова А.С. Методическая разработка по воспитанию антикоррупционного поведения среди обучающихся. - URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-studenty-protiv-korrupcii-5213293.html


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.