Урок литературы в 11 классе «Два голоса одной эпохи — А. Ахматова и М. Цветаева»
Урок-суд
«Два голоса одной эпохи – А.Ахматова и М.Цветаева».
Цель: обобщить знания и жизненном и творческом пути поэтов, закрепить в сознании учащихся, что перед ними две уникальных личности, две судьбы, два типа мышления, два голоса одной эпохи.
Литература:
Ахматова А. Стихотворения и поэмы.-Лениздат, 1989. – 606 с.
Белкина М.И. Скрещение судеб. – М.: Книга, 1988. – 464 с.
Бродский И. О Марине Цветаевой. – Новый мир, 1991. - №2 – с.151-181
Виленкин В. В сто первом зеркале. – М.: Сов. писатель, 1987. – 320 с.
Коржавин Н. А.Ахматова и «серебряный век». – Новый мир, 1989 – 7 – с.240-262
Найман А. Рассказы о А.Ахматовой. – М.: Худ. лит,1989 – 302 с.
Цветаева А. Воспоминания. – изд 3-е, доп. – М.: Сов. писатель,1983. – 767с.
Цветаева М. К столетию со дня рождения. – Звезда, 1992 – 10.
Цветаева М. Стихотворения и поэмы (предисл. А.Саакянц). – М.: Правда, 1991 – 688с.
Эфрон А. О Марине Цветаевой. – М.: Сов. писатель, 1989 – 480с.
Оборудование:
- портреты поэтов
- песня «Мне нравится…»
- выставка книг поэтов
Класс: 12
Сценарий урока:
Действующие лица:
судья
прокурор
адвокат
А.Ахматова (обвиняемая)
М.Цветаева (обвиняемая)
Секретарь
Свидетели обвинения: А.А.Жданов, З.Гиппиус
Свидетели защиты: женщина из тюремной очереди, М.Волошин
Присяжные заседатели:
- Председатель суда присяжных – Ю.Друнина, поэт
- Члены суда присяжных – А.Пугачёва, певица; Э.Рязанов, кинорежиссёр; Г.Л.Мещерская, учитель русского языка и литературы;
- Зрители в зале.
*****************************************************************************
Секретарь: Всем встать! Суд идёт!
А.Ахматова и М.Цветаева обвиняются судом потомков в ненужности их поэзии, её несовременность для 21-го века, а также в развращении нескольких поколений читателей.
Судья: (обвиняемым) Считаете ли вы себя виновными в этих преступлениях?
Ахматова и Цветаева: Не виновны!
Судья: Слово прокурору.
Прокурор: Посмотрите на этих женщин! Разве это матери, жёны, сёстры! О чём они думали, когда и кому писали следующие строки:
Откуда такая нежность,
Не первые – эти кудри,
Разглаживаю и губы
Знавала – темней твоих.
Их поэзия – пример отчаяния, бессилия, пессимизма, душевной усталости. Стихотворения должны рождать в человеке добрые, светлые чувства, веру в будущее. Недаром А.С.Пушкин восклицал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Нет этой «милости» в стихотворениях этих «поэтесс», напротив, они пронизаны гневом и раздражением:
Сколько раз я проклинала
Это небо, эту землю,
Этой мельницы замшелой
Тяжко машущие руки.
Лирика А.Ахматовой и М.Цветаевой отдаёт никудышным религиозным фанатизмом, намешанным с ярым атеизмом. Героины не могут выбрать свой путь. Я настаиваю на вынесении самого строгого приговора:
Запретить книги А.Ахматовой и М.Цветаевой для чтения и продажи в связи с их растлевающим влиянием на читателей, особенно молодых. Творчество поэтесс – ненужный хлам в современной литературе, не сравнимое с творениями А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, А.Блока.
Секретарь: Вызывается свидетель обвинения А.А.Жданов.
Жданов: Я скажу только об Анне Ахматовой. Она – представитель безыдейного болота, проповедник упадничества, пессимизма. Ахматовская поэзия совершенно далека от читателя, её произведения сеют уныние, упадок духа, решение уйти от решения насущных проблем. Как уже сказал прокурор: нерешительность во всём: от жизненных вопросов до религиозных пристрастий.
Но клянусь тебе ангельским
Садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом…
Жизнь всегда ставит человека в сложные ситуации, из которых человек должен всегда достойно выходить, поэтому нужны такие слова поэтов, которые помогали бы читателю в этом.
Прокурор: После прочтения стихотворений Ахматовой читатель лишится уверенности в себе, перестанет работать.
Жданов: Вполне возможно.
Адвокат: Значит, если человек прочитает стихотворение Ахматовой, то уйдёт в свой мир. Рассуждаем по аналогии, если мы прочитаем «Франкенштейна» Мэри Шелли, станем дневать и ночевать в лабораториях.
Жданов: Конечно, нет.
Секретарь: Приглашается свидетель обвинения З.Гиппиус.
З.Гиппиус: революция коренным образом изменила жизнь многих. Когда М Цветаева эмигрировала во Францию, она не примкнула ни к одному литературному объединению, занималась критиканством произведений других поэтов, тем самым получила дешёвую славу за счёт своих собратьев по перу. М.Цветаева сознательно отделила себя от всех: её снедала зависть к успеху коллег, в том числе и меня.
Прокурор: Цветаева, оказавшись в эмиграции, пишет критические статьи о поэтах-современниках, в ущерб стихотворениям, с целью заработать славу себе? Из зависти к ним?
З.Гиппиус: Конечно, иначе её одиночество ничем нельзя объяснить.
Адвокат: Во-первых, главная проблема в эмиграции – выживание, а за прозу платили лучше, чем за стихи, во-вторых, её критические статьи не носили оскорбляющий характер. Цветаева считала, что критик не должен быть учителем и судьёй. «У поэта единственный учитель – собственный труд». Это местная богема, завидующая успеху поэта, невзлюбила её, объявив ей бойкот. У М.Цветаевой был свой путь, об этом она скажет: «Литературных влияний не признаю, знаю человеческие». Что Вы ответите теперь, Зинаида Николаевна?
З.Гиппиус: (молчание)
Секретарь: Слово адвокату
Адвокат: Посмотрите на этих женщин! Сколько невзгод, бед, испытаний выпало на их долю? Чужбина, тюрьма, бедность, унижения, запрет на творчество! Но никогда они не сдавались, оставались верными себе и в жизни, и в творчестве. У кого вы встретите тонкий лиризм?
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами…,
целую гамму чувств:
А за окном шелестят тополя.
Нет на земле твоего короля…,
яркую связь с литературой традицией:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов …,
чувство безграничной любви:
Я тебя отвою у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе пою – как никто другой…,
боль за свою Родину:
Звезды смерти стояли над нами,
И невинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами и под шинами
Чёрных «марусь».
И это лишь миллионная доля мыслей, чувств, близких каждому из нас. Их поэзия никогда не устареет, не обесценится, пока люди мечтают, влюбляются, грустят, пока в мире есть любовь, ненависть, предательство, дружба ….
Попрошу вызвать для дачи показаний свидетелей защиты.
Секретарь: Приглашается свидетель защиты женщина из тюремной очереди.
Женщина из тюремной очереди: Холодной зимой 1937-го года я стояла в бесконечной тюремной очереди к своему осуждённому мужу и вдруг увидела Анну Андреевну. Её присутствие здесь, в тюрьме, меня поразило. Я спросила: - А это Вы можете описать?
Она ответила:
- могу.
Но только спустя 39 лет я прочитала поэму «Реквием», и, словно вновь вернулась в страшный 37-ой год. Это невозможно забыть.
Прокурор: С течением времени происходит переоценка ценностей. Сейчас это актуально, а, может быть, лет через 20-30 поэма «Реквием» лишится своей актуальности.
Женщина из тюремной очереди: Поэма «Реквием» - это поэма памяти, пока будет жива Россия, об этом нужно помнить. История учит нас, а мы должны делать правильные выводы из её уроков.
Адвокат: Поэма А.А.Ахматовой только документальное свидетельство 30-х годов 20-го века в России?
Женщина из тюремной очереди: Нет, это лирический голос современницы, близкий миллионам её соотечественницам, близкий болью за близких, любимых, Родину.
Секретарь: приглашается свидетель защиты – Максимилиан Волошин.
М.Волошин: Я знал Марину совсем юной девушкой, но всегда она была Поэтом, поэтом искренним с обострённым чувством боли, счастья… Уже в первых стихотворениях чувствуется зрелый художник. Недаром, 20летняя девушка напишет:
- Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд…»
Её поэзия – это всегда надежда, луч света, это огромная любовь к ближнему, нежность к любимому, к родным. Сотни влюблённых читают и будут читать её стихи, ибо они дороги и бесценны, как воздух, вода, свет.
Прокурор: Разве нельзя читать и не читают влюблённые стихи Пушкина, Блока, Есенина.
М.Волошин: Безусловно, читают и будут читать. Это выбор читателя. Поэзия Цветаевой близка и понятна не только женщинам, но и мужчинам огромной гаммой чувств, ярким и красивым языком и т.д. Можно говорить об этом бесконечно.
Адвокат: Есть ли в творчестве М.Цветаевой мотивы предательства?
М.Волошин: Никогда.
Судья: Последнее слово подсудимым.
Ахматова и Цветаева: Нам не в чем оправдываться. Мы в наших стихах, если хотите судить нас, то судите наши стихи.
(Читают по одному стихотворению)
Судья: Слово суду присяжных.
Суд присяжных: (выступает Ю.Друнина как председатель суда присяжных)
Сегодня судят (хотя это страшное слово и неподходящее) двух великих поэтов. За что? За то, что их талант превзошёл многих мужчин-поэтов, что они наметили в своём творчестве пути дальнейшего развития русской поэзии. Их поэзия близка мне, я выросла из цветаевских и ахматовских стихотворений, позвольте, по-своему, озвучить наш приговор.
Два сильных крыла
Расправляют нам спины.
Величие Анны,
Мятежность марины.
Две хрупких гордячки
Кому-то мешали …
Не смолкнет дыханье
Ахматовской шали.
Дух рабства Марине
Остался неведом,
Елабуга не пораженье –
Победа!
Марина и Анна,
Марина и Анна –
Звучат имена,
Словно голос органа …
Величие Анны,
Мятежность Марины.
И всё ж мы повинны,
И всё ж мы повинны.
Судья: приговор отменяется за отсутствием состава преступления. Освободить в зале суда. Сегодня мы убедились, что поэзия М.Цветаевой и А.Ахматовой – жизнеутверждающая, она имеет право на жизнь, а это уже выбор читателя. Процесс окончен.
Учитель: (подводит итоги урока и проводит тест по теме «Творчество М.Цветаевой и А.Ахматовой
ТЕСТ
Кому из поэтов принадлежит Петербург, а кому – Москва?
а) А.Ахматова
б) М.Цветаева
Стихи, какой поэтессы, напряжённы и экспрессивны?
Кому из поэтесс принадлежит стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»?
Кого из поэтесс называли «певицей дворянского салона»?
Кому из поэтесс принадлежит стихотворение «Я знаю правду...»?
Кого из поэтесс можно назвать экспериментатором в области русского языка?
К какому литературному течению принадлежит
а) А.Ахматова
б) М.Цветаева
Проверка теста, выставление отметок за урок.