12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефремова Елена Олеговна309
Добрый день! Меня зовут Ефремова Елена Олеговна, я учитель-логопед, стаж педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях почти 40 лет. Люблю работать с детьми, стремлюсь постоянно повышать свой уровень образования. Люблю природу и чтение.
Россия, Хабаровский край, пос. Ванино
4

Стендовая защита по теме: "Упражнения для развития межполушарного взаимодействия"

​​​​​​​ Тема стендовой защиты:

«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

Цель: консультативная помощь воспитателям и родителям в области развития высших психических процессов у детей с нарушениями речи.



t1651483911aa.png

Слайд 1.

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом успешность ребенка во всех областях жизни

Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении дошкольных и школьных программ любой сложности.

Что же такое МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ?

t1651483911ab.png



Слайд 2.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП (левого полушария) и ПП (правого полушария) в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации (речь, язык);

- анализ информации, делает вывод;

- отвечает за правую половину тела.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

t1651483911ac.png

Слайд 3.

Причин может быть много, вот несколько из них:

- малоподвижный образ жизни;

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

- общий наркоз и т.д.

t1651483911ad.png

Слайд 4.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

зеркальное написание букв и цифр;

псевдо леворукость;

логопедические отклонения;

неловкость движений;

агрессия;

плохая память;

отсутствие познавательной мотивации;

инфантильность.

t1651483911ae.png

Слайд 5.

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Кратко рассмотрим комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия.


Выполнять упражнения необходимо каждый день по 5-10 минут. Эти упражнение - гимнастика для мозга.


t1651483911af.png

Слайд 6.


Комплекс №1

Упражнение №1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение №2. Восьмерки и узоры

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 3. Перекрестные шаги

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 4. Растяжение

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Упражнение №5. Сам себе качели

Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.

1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.

2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.

3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.


t1651483911ag.png


Слайд 7.

Комплекс №2

Упражнение №1 «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение №2 «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т.д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Упражнение №3 «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение №4 «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.


t1651483911ah.png


Слайд 8.

Комплекс №3


Упражнение №1 «Глазки»

Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц.

Быстро поморгать в течении 1-2 минут

Упражнение №2 «Ротик»

Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).

Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.

Упражнение №3 «Ушки»

Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвигаясь вверх до самых кончиков.

Упражнение №4 «Дождик»

Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.

Упражнение №4 «Запястье»

Развитие творческого мышления.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.

t1651483911ai.png

Опубликовано


Комментарии (1)

Морозова Татьяна Леонидовна, 06.05.22 в 10:12 0Ответить Пожаловаться
Елена Олеговна, большое спасибо за материал! Очень полезные комплексы упражнений! Давно интересуюсь этой темой, развитие межполушарного взаимодействия повышает у учащихся скорость чтения, помогает восстановлению пациентов после исульта и мн. мн. др.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.