Кинезиологическая практика «Сборник упражнений для развития межполушарного взаимодействия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
города Хабаровска Хабаровского края
Кинезиологическая практика: сборник упражнений
для развития межполушарного взаимодействия
Короткова Виктория Анатольевна,
педагог-психолог первой категории
2019-2020 учебный год
Тесная связь между активностью мозга и мелкой моторикой является потенциальным источником развития, а также коррекции возникших затруднений у школьников. Исходя из этого, начинать стимулировать процессы в полушариях можно и нужно с тренировки пальчиков. Подобные упражнения в психологии называются кинезиологическими. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности ребенка через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы ХХ века, поэтому может считаться довольно молодой наукой. В 70-х годах прошлого века американский исследователь Шейфер Дж. Пол Деннисон после 20 лет выявления причин неуспеваемости в процессе обучения впервые создал тренировочный комплекс из 26 упражнений. Суть его заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение активно влияет на способность ребенка к обучению.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушарие в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая - делать, либо размышляя - не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия это, прежде всего, выполнение различных перекрестных (реципрокных) телесных движений, активизирующих вестибулярный аппарат. При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций и гарантируют положительные структурные изменения.
Данные упражнения необходимо включать в коррекционные и развивающие программы или использовать как самостоятельную практику.
Цель:
Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка посредством нейрокоррекции
Задачи:
Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей
Развитие мелкой моторики, памяти и внимания
Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления
Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личностного роста
Основное требование к использованию кинезиологических упражнений это четкое выполнение движений. Вначале сам педагог-психолог должен отработать движение, а уже потому демонстрировать его ребёнку. Начинать упражнение в медленном темпе, от занятия к занятию увеличивая скорость и четкость выполнения. При усвоении инструкции или при затруднениях в выполнении педагог-психолог предлагает помогать себе командами произносимыми вслух или про себя. Продолжать выполнение упражнение до синхронизации в бодром темпе. Продолжительность занятия от 5 до 20 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Все упражнения взаимозаменяемы, нет четкой последовательности их использования.
В ходе систематических занятий у детей легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению и управлению своими эмоциями.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для ребенка), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологических упражнений для детского физического и психического здоровья:
оптимизация деятельности мозга
гармоничное развитие двухполушарного мышления
развитие интеллектуальных и творческих способностей
развитие способностей к обучению и усвоению информации
восстановление работоспособности и продуктивности
снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Упражнение «Добрый день!»
Выпрямить ладонь и отвести большой палец в сторону. Соединяя большой палец поочередно с каждым пальчиком (указательный, средний и т. д.) руки, как бы «здороваться». Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Начинаем выполнять каждой рукой отдельно, затем двумя вместе. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами. Выполняем одновременно на одной руке с указательного пальчика, на другой – с мизинчика.
Упражнение «Пальчики шагают»
Соединить указательный палец левой руки и большой палец правой руки. Соединить указательный палец правой руки и большой палец левой руки. Разъединить первую пару и перехватить вторую с продвижением вперед. Шагаем вверх и вниз. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Кулак - ладонь»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола ладонью вниз. Одновременно (реципрокно) менять положение рук на противоположное.
Упражнение «Пальчик в домике»
Положить руки на стол ладонью вниз. На одной руке подвернуть средний палец под ладонь («Спрятать в домик»). положение рук на противоположное. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) менять положение пальцев рук: один спрятался, другой пошел гулять.
Упражнение «Парочки»
Положить руки на стол ладонью вниз. Одновременно поднимаем от поверхности стола большие пальчики, затем указательные, средние и т.д. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами. Выполняем одновременно на одной руке с указательного пальчика, на другой – с мизинчика.
Упражнение «Кулак – ребро - ладонь»
Используется три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
Упражнение «Цепочка 1»
Большой и указательный палец левой руки соединить в кольцо. Через него соединить колечко из большого и указательного пальца правой руки. Раскрыть колечко левой руки, развернуть правое и снова через него соединить большой и указательный палец левой руки. Увеличиваем темп. Продвигаем «цепочку» от себя, затем к себе. Делаем колечко из большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинчика.
Упражнение «Цепочка 2»
Большой и указательный палец левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Увеличиваем темп. Вариант: изменение выбора пальчиков исходной руки.
Упражнение «Китайские палочки»
Ставим палочку на стол, удерживая ее большим и указательным пальцами левой руки. Перехватываем большим и указательным пальцами правой руки. Поднимаемся по палочке вверх, спускаемся вниз. Меняем указательный палец на средний, безымянный и т.д. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Берем правильно китайские палочки в рабочую руку. То же самое выполняем другой рукой.
Стучим кончиком верхней палочки о кончик нижней. То же самое выполняем другой рукой.
Используя китайские палочки, строим башенку из кубиков Кооса, замок, объемную пирамидку, кубик 3х3х3, выкладываем рисунки из спичек, собираем мозаику, разбираем фасоль и рожки, пуговицы и бусины, ракушки и камушки и т.д.
Упражнение «Зеркало»
Лист бумаги расчертите пополам. Дайте ребенку два карандаша в разные руки. Диктуйте букву (цифру, геометрическую фигуру). Задача ребенка одновременно (реципрокно) правой рукой писать букву правильно, а левой зеркально. Далее, рядом написать ту же букву – правой рукой зеркально, левой – правильно.
Упражнение «Ухо - нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за левое ухо, затем хлопнуть в ладоши и одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Здравия желаю! – Все хорошо!»
Одной рукой отдать честь по-военному, другой показать «лайк». На счет «Раз» хлопнуть в ладоши и одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Мишень»
Левую руку сложить в кулак, большой палец выпрямить вправо. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к выставленному большому пальцу. На счет «Раз» хлопнуть в ладоши и одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Десяточка»
Положите на лист бумаги обе ладони с разведенными пальцами и обведите их карандашом. Подпишите пальцы на бумаге от 1 до 10. Называйте одно число или несколько сразу от 1 до 10. Задача ребёнка коснуться своим нужным пальцем до соответствующего пальца на рисунке. Увеличить темп до 5-6 цифр за 2 секунды
Упражнение «Веер - замок»
Соединить две ладони. Раскрыть сложенные пальцы как веер. Не разъединяя ладони «съехать» пальчиками так, чтобы пальцы разных рук находились в промежутках друг друга. Сцепить пальцы в «замок». Вернуться в положение «веер». «Съехать» в другую сторону. Вернуться в положение «веер». Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Стол»
Левая рука в кулак. Сверху на кулак положить раскрытую ладонь правой руки. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Стул»
Раскрытая левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставить кулак правой руки (большим пальцем к себе). На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Маршировка»
Раскрытые ладони лежат на столе. Большой палец правой руки спрятать под ладонь, а большой палец левой широко отвести в сторону. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Коза-дереза»
Положить на стол два кулака. У левого кулака выставить вперед указательный и средний пальцы. У правого пальца выставить только указательный палец. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Крючки»
Зацепите указательные пальцы так, чтобы левый палец был сверху.
На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение пальцев на противоположное. Продолжать средними, безымянными и т.д. пальцами.
Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Обними кулак»
Левая рука ладонью вверх лежит на столе. Кулак правой руки опустить на раскрытую ладонь. Обнять пальцами левой руки кулак. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Карандашик»
Раскрыть ладонь над столом. Положит между большим и указательным пальцами карандаш. Стараться передать карандаш среднему пальцу. Дальше – безымянному, мизинцу. Вернуть карандаш в исходное положение. Выполнять одной рукой, потом двумя. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Пошли пальчики гулять»
Положить на стол руки ладонями вниз, пальцы плотно сомкнуты. Поочередно отводите в сторону и возвращайте назад к ладони большие пальцы, большие и указательные, большие, указательные и средние и т.д. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Влево-вправо»
Положите два кулака на стол. Выставьте левый мизинец и правый большой палец влево. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Сороконожка»
Сцепить пальцы рук в замок, развернуть к себе. По команде поднимать указанный пальчик точно и четко. Участвуют все пальцы. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Реципрокные рисунки»
Рисование по точкам симметричных картинок двумя руками одновременно (реципрокно). Начинаем в одной точке и заканчиваем тоже в одной точке. Далее предлагаем не симметричные рисунки.
Упражнение «Разные фигуры»
Дайте ребенку два карандаша в разные руки. Задача ребенка рисовать одновременно (реципрокно) разные геометрические фигуры (круг и треугольник, ромб и квадрат).
Упражнение «Перевертыши»
Предплечья лежат на столе. Левая рука ладонью кверху, правая рука – ладонью вниз. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное.
Упражнение «Махалка»
Поставить руки на ребро навстречу друг другу. Правую сложить в кулак. На счет «Раз» одновременно (реципрокно) поменять положение рук на противоположное. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «На правой и на левой»
По команде ребёнок выставляет количество пальцев от 1 до 5. «На левой 2, на правой 4». Команды меняются. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Ежик свернулся»
Выставить вперед раскрытые ладони с раздвинутыми пальцами. Уложить большие пальцы в ладонь, следом уложить остальные пальцы поочередно. Увеличиваем темп. Выполняем с закрытыми глазами.
Упражнение «Рвакля»
Пальцами одной руки (строго!) рвать лист бумаги на мелкие кусочки. Выполняем одной, затем двумя руками.
Упражнение «Нарисуй меня скорей!»
Рисование по клеточкам зеркально части рисунка.
Упражнение «Зеркальное» Р
Рисование по клеточкам зеркально целого объекта.
Список литературы:
http://zodorov.ru/dvijenie-mojet-zamenite-lekarstvo--no-ni-odno-iz-lekarstv-ne-z.html?page
https://www.maam.ru/detskijsad/-kineziologija-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
https://studfiles.net/preview/5800121/page:18/
Воробьева В. А., Иванова Н. А., Сафронова Е. В., Семенович А. В., Серова Л. И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Спицына Любовь Ивановна
Горячева Наталья Валерьевна
Язенина Ольга Анатольевна