Урок литературы в 4 классе «Человек и природа в стихотворении И. А. Бунина «Детство»»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Человек и природа в стихотворении И. А. Бунина «Детство»
Цель урока:
- формирование навыков частичного анализа поэтического произведения.
Задачи:
- познакомить учащихся с краткой биографией И. А. Бунина; выявить эмоциональное отношение к прочитанному; раскрыть идею и смысл стихотворения И. А. Бунина «Детство»; использовать различные виды работы с поэтическим текстом: анализ художественных приёмов создания образов, выборочное, выразительное чтение, творческую работу;
- развивать речь, память, воображение, мышление посредством беседы с учащимися;
- воспитывать пытливое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
Карточки с заданиями, портрет И. А. Бунина, аудиозапись «Лесные звуки», мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
/data/files/k1484579188.ppt (И.А.Бунин)В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело.
- Сейчас тихо сядут девочки и ещё тише мальчики.
2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка
Учитель: На партах у вас лежат карточки, на которых написаны упражнения для речевой разминки.
1) - Делаем вдох, а на выдохе произносим звуки: п с ш
2) - Прочитайте строчки чисто:
Са – са – са – в лесу бегает лиса;
Со – со – со – у Вовы колесо;
Ос – ос – ос – на поляне много ос;
Су – су – су – было холодно в лесу;
Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.
3) - Прочитайте чисто, с интонацией радости, обиды, вопроса.
Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчёл.
3. Объявление темы урока и постановка целей
Учитель: Тема урока «Человек и природа в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Детство». (Слайд № 1)
Учитель: Определить цели урока нам помогут опорные слова: (Слайд № 2)
- познакомиться с …
- учиться…
- развивать….
- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые хотел показать автор через стихотворение.
4. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Все мы родом из детства». Эпиграфом к этому разделу служат строки Виктора Шнипа:
Где-то там, за горами,
Там, где солнце ночует,
Белой птицей летает
И поёт наше детство.
- Как вы понимаете эти строки?
Самостоятельная работа с учебником
Учитель: А сейчас вы прочитаете самостоятельно статью в учебнике на странице 103. А двум ученикам я раздам карточки, на которых написано высказывание «Детство – это…», и им нужно будет продолжить это высказывание.
- Сейчас один ученик прочитает статью вслух. А затем два ученика прочитают то, что написали на карточках.
5. Новая тема
Учитель: Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Он писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа. (Слайд № 3)
- Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Какое оно? (Слайд №4)
- Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
Групповая работа
(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с лучиками, лучи белые.
Во время работы групп звучит аудиозапись «Лесные звуки».)
Учитель: На столах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание и скажите, что должна сделать ваша группа.
Карточка с заданием для художников
Учитель: Уважаемые художники, представьте слово «детство» в цвете.
- У вас на столах цветные карандаши, выбирайте те, которыми бы вы нарисовали детство.
- Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили «нарисовать» детство?
Карточка с заданием для поэтов
Учитель: Вспомните, что такое эпитет? (Эпитеты – художественное определение предмета или действия. Эпитеты чаще всего бывают прилагательным.)
- Уважаемые поэты, подберите к слову «детство» эпитеты.
Защита проектов
(Отвечают по очереди представители каждой группы.)
Учитель: А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске.
- Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?
6.Первичное восприятие текста
Учитель: Сейчас я прочитаю стихотворение И. А. Бунина «Детство». У каждого из вас есть текст стихотворения. Вы слушаете внимательно и готовитесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем.)
7. Вторичное восприятия текста
Учитель: Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение.
Словарная работа
Учитель: Какие непонятные слова вы встретили?
(В бору, ароматом, палатам, зной.)
- Ребята, напоминаю вам, что лексическое значение непонятных вам слов вы можете узнать с помощью «Толкового словаря». (Слайд № 5)
- Обратите внимание на слайд, который называется страничка из «Толкового словаря». (Слайд № 6)
Аромат - приятный запах.
Бор - лес, в котором растут сосны.
Зной – когда очень жарко и трудно дышать.
Палаты - большое светлое просторное помещение.
Прильнуть – прислониться.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
8. Чтение и анализ произведения
Учитель: О чем это стихотворение?
Комментированное чтение
(Ученики читают по частям стихотворение И. А. Бунина «Детство» (3 ученика).)
Учитель: Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово «аромат». В чем разница слов «запах» и «аромат»? (I часть)
- Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»? (II часть)
- Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора. (III часть)
(Ученики отмечают, что и слова «весело», «сладостный», тоже отражают авторское восприятие мира.)
Учитель: А теперь мы посмотрим на репродукцию И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». (Слайд № 7)
- Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.
Физкультминутка
По грибы все пойдём,
Их в лукошко соберём.
Под берёзкой, под осинкой
Мы наклоним свои спинки.
Это - белый, будем брать.
Это - красный, всем стоять.
Сыроежки собираем
И в корзинки отправляем.
Груздь, лисички и опята,
Очень дружные ребята.
Ядовитый не берём,
Лучше мы домой пойдём.
Учитель: Посмотрите на сосны, какие они? Что мы еще видим на картине?
Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?
- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек.
- Кто создает палаты солнечные? Что необычного в этих строчках? (Повторяется дважды слово повсюду.)
- Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…» Красивое сравнение. Необычное. В чем его необычность?
Учитель: Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».
- Обычно мы не обращаем внимания на песок под ногами, поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует себя только радостный, счастливый человек.
…Прильну к сосне корявой…
Учитель: Подберите к слову «прильнуть» синонимы. Прильнуть – прислониться.
В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта.
- Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И. И. Шишкина? Почему?
- Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу? Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!
Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися
9. Итоги урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением И. А. Бунина «Детство». В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.
- В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.
Учитель: Тесное общение автора с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда все воспринимается ярче, зримее, острее.
- Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека. Все это мы можем увидеть и прочувствовать, когда звучит стихотворение И. А. Бунина «Детство».
- Как стихотворение И. А. Бунина учит нас относиться к природе?
- О чём вы расскажите сегодня своим родителям, друзьям после нашего урока?
10. Рефлексия
Учитель: Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.
- У нас сейчас последние дни осени и через пару дней настанет зима, а так хочется чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.
-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой - красный листочек.
-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами - жёлтый.
- Я считаю, что было трудно на уроке - зелёный листочек.
- А теперь покажите своё настроение.
Учитель: Ребята, мне очень понравилось, как вы работали, и я хочу подарить вам на память сову. Скажите, пожалуйста, почему именно сову? (Слайд № 8)
(Сова – символ мудрости и знаний.)
- А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока. (Слайд № 9)
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет…»
9. Домашнее задание
- Научиться читать стихотворение И. А. Бунина «Детство» выразительно. Подготовить устный рассказ о своём самом счастливом дне жизни.