Урок литературы в 4 классе «Человек и природа в стихотворении И. А. Бунина «Детство»»

7
0
Материал опубликован 16 January 2017

Пояснительная записка к презентации

Тема: Человек и природа в стихотворении И. А. Бунина «Детство»

Цель урока:

- формирование навыков частичного анализа поэтического произведения.

Задачи:

- познакомить учащихся с краткой биографией И. А. Бунина; выявить эмоциональное отношение к прочитанному; раскрыть идею и смысл стихотворения И. А. Бунина «Детство»; использовать различные виды работы с поэтическим текстом: анализ художественных приёмов создания образов, выборочное, выразительное чтение, творческую работу;

- развивать речь, память, воображение, мышление посредством беседы с учащимися;

- воспитывать пытливое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

Карточки с заданиями, портрет И. А. Бунина, аудиозапись «Лесные звуки», мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок.  

Отдохнуть вы все успели?                                                                                         

/data/files/k1484579188.ppt (И.А.Бунин)В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело.

- Сейчас тихо сядут девочки и ещё тише мальчики.

2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка

Учитель: На партах у вас лежат карточки, на которых написаны упражнения для речевой разминки.

1) - Делаем вдох, а на выдохе произносим звуки: п с ш

2) - Прочитайте строчки чисто:

Са – са – са – в лесу бегает лиса;

Со – со – со – у Вовы колесо;

Ос – ос – ос – на поляне много ос;

Су – су – су – было холодно в лесу;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.

3) - Прочитайте чисто, с интонацией радости, обиды, вопроса.

Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчёл.

3. Объявление темы урока и постановка целей

Учитель: Тема урока «Человек и природа в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Детство». (Слайд № 1)

Учитель: Определить цели урока нам помогут опорные слова: (Слайд № 2)

- познакомиться с …

- учиться…

- развивать….

- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые хотел показать автор через стихотворение.

4. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Все мы родом из детства». Эпиграфом к этому разделу служат строки Виктора Шнипа:

Где-то там, за горами,

Там, где солнце ночует,

Белой птицей летает

И поёт наше детство.

- Как вы понимаете эти строки?

Самостоятельная работа с учебником

Учитель: А сейчас вы прочитаете самостоятельно статью в учебнике на странице 103. А двум ученикам я раздам карточки, на которых написано высказывание «Детство – это…», и им нужно будет продолжить это высказывание.

- Сейчас один ученик прочитает статью вслух. А затем два ученика прочитают то, что написали на карточках.

5. Новая тема

Учитель: Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Он писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа. (Слайд № 3)

- Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Какое оно? (Слайд №4)

- Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Групповая работа

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с лучиками, лучи белые.

Во время работы групп звучит аудиозапись «Лесные звуки».)

Учитель: На столах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание и скажите, что должна сделать ваша группа.

Карточка с заданием для художников

Учитель: Уважаемые художники, представьте слово «детство» в цвете.

- У вас на столах цветные карандаши, выбирайте те, которыми бы вы нарисовали детство.

- Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили «нарисовать» детство?

Карточка с заданием для поэтов

Учитель: Вспомните, что такое эпитет? (Эпитеты – художественное определение предмета или действия. Эпитеты чаще всего бывают прилагательным.)

- Уважаемые поэты, подберите к слову «детство» эпитеты.

Защита проектов

(Отвечают по очереди представители каждой группы.)

Учитель: А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске.

- Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

6.Первичное восприятие текста

Учитель: Сейчас я прочитаю стихотворение И. А. Бунина «Детство». У каждого из вас есть текст стихотворения. Вы слушаете внимательно и готовитесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем.)

7. Вторичное восприятия текста

Учитель: Сейчас прочитайте самостоятельно стихотворение.

Словарная работа

Учитель: Какие непонятные слова вы встретили?

(В бору, ароматом, палатам, зной.)

- Ребята, напоминаю вам, что лексическое значение непонятных вам слов вы можете узнать с помощью «Толкового словаря». (Слайд № 5)

- Обратите внимание на слайд, который называется страничка из «Толкового словаря». (Слайд № 6)

Аромат - приятный запах.

Бор - лес, в котором растут сосны.

Зной – когда очень жарко и трудно дышать.

Палаты - большое светлое просторное помещение.

Прильнуть – прислониться.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

8. Чтение и анализ произведения

Учитель: О чем это стихотворение?

Комментированное чтение

(Ученики читают по частям стихотворение И. А. Бунина «Детство» (3 ученика).)

Учитель: Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово «аромат». В чем разница слов «запах» и «аромат»? (I часть)

- Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»? (II часть)

- Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора. (III часть)

(Ученики отмечают, что и слова «весело», «сладостный», тоже отражают авторское восприятие мира.)

Учитель: А теперь мы посмотрим на репродукцию И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». (Слайд № 7)

- Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.

Физкультминутка

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

Учитель: Посмотрите на сосны, какие они? Что мы еще видим на картине?

Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек.

- Кто создает палаты солнечные? Что необычного в этих строчках? (Повторяется дважды слово повсюду.)

- Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…» Красивое сравнение. Необычное. В чем его необычность?

Учитель: Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».

- Обычно мы не обращаем внимания на песок под ногами, поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует себя только радостный, счастливый человек.

…Прильну к сосне корявой…

Учитель: Подберите к слову «прильнуть» синонимы. Прильнуть – прислониться.

В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта.

- Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И. И. Шишкина? Почему?

- Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу? Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!

Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися

9. Итоги урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением И. А. Бунина «Детство». В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

- В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Учитель: Тесное общение автора с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда все воспринимается ярче, зримее, острее.

- Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека. Все это мы можем увидеть и прочувствовать, когда звучит стихотворение И. А. Бунина «Детство».

- Как стихотворение И. А. Бунина учит нас относиться к природе?

- О чём вы расскажите сегодня своим родителям, друзьям после нашего урока?

10. Рефлексия

Учитель: Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

- У нас сейчас последние дни осени и через пару дней настанет зима, а так хочется чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой - красный листочек.

-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами - жёлтый.

- Я считаю, что было трудно на уроке - зелёный листочек.

- А теперь покажите своё настроение.

Учитель: Ребята, мне очень понравилось, как вы работали, и я хочу подарить вам на память сову. Скажите, пожалуйста, почему именно сову? (Слайд № 8)

(Сова – символ мудрости и знаний.)

- А закончить урок я хочу словами писателя  Александра Блока. (Слайд № 9)

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет…»

9. Домашнее задание

- Научиться читать стихотворение И. А. Бунина «Детство» выразительно. Подготовить устный рассказ о своём самом счастливом дне жизни.

 

Предварительный просмотр презентации

Человек и природа в стихотворении А.И.Бунина «Детство» Тема урока: Человек и природа в стихотворении И.А.Бунина «Детство»

Опорные слова: познакомиться с … учиться… развивать…

Что такое детство? - Какое оно?

Страничка из «Толкового словаря» Аромат – приятный запах Бор – лес, в котором растут сосны Зной – когда очень жарко и трудно дышать Палаты – помещение Прильнуть – прислониться Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

Иван Иванович Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации