Стихотворные размеры.

10
0
Материал опубликован 23 May в группе

Конспект урока по литературе. Класс: 5 Тема: Стихотворные размеры. Урбанович И.В. учитель. 2024г.

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: Образовательная: создать условия для формирования представления о различии стихотворной и прозаической речи. Развивающие: создать условия для развития творческих способностей и воображения. Воспитательные: создать условия для развития речевой культуры обучающихся, для воспитания уважительного отношения к языку литературного произведения. Применяемые технологии: ИКТ, игровые, сотрудничества. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая. Образовательные ресурсы: учебник В.Я. Коровиной, презентация, проектор, экран, раздаточный материал: карточки со стихотворениями, таблица « Размеры стиха», памятка « Как определить размер стихотворения», конверты с домашним заданием, клей карандаш, сигнальные флажки.

Планируемые результаты: Личностные: Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи. Метапредметные: * коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эфектино сотрудничать, ставить вопросы. * регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал , качество и уровень усвоения. * познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Предметные: научиться определять стихотворные размеры.

Высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы не бились, отличить… А.С.Пушкин

Ход урока. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книга, ручки и тетрадки?

Целеполагание, постановка проблемы. Стадия « Вызов». - Ребята, перед вами два текста, прочитайте их, скажите, чем они отличаются? Зимой березы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развертываются, кажется, будто березы из темного леса выходят на опушку. Это бывает до тех пор, пока листва на березах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев. И еще бывает осенью, когда березки, перед тем, как скрыться, прощаются с нами своим золотом. М.М. Пришвин. 2. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. С.А. Есенин.

- Молодцы! Действительно, первый текст написан в прозе, а второй – поэзия. Вспомним!!! Проза – устная или письменная речь без деления на отрезки – стихи. Поэзия – особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка; словесное стихотворное творчество. - Ребята, с помощью чего соединяются слова в стихотворении?

Слова в стихотворении рифмуются. Вспомним!!! Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Кроме этого, у каждого стихотворения свой ритм. Ритм – это чередование ударных и безударных слогов внутри стихотворного промежутка. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что сегодня мы будем изучать : прозу или поэзию? В каждом стихотворении есть стопы. Считается, что это понятие пришло из Древней Греции, где стихи пели и притопывали в такт. Стопа – это деление строки или стиха на структурные единицы.

Да, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о поэзии, познакомимся со стихотворными размерами, попытаемся научиться их определять. Запишите тему урока в тетрадь. Седьмое февраля. Стихотворные размеры.

Стадия осмысления. Откройте страницу 308 учебника, найдите в словаре литературоведческих терминов определение стихотворного размера. Запишите это определение в тетрадь.

Итак, размер – способ звуковой организации стиха. Проще говоря, это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Перенесите схему в тетрадь. Размеры двусложные трехсложные

Двусложные размеры состоят из 2 слогов : ударного и безударного Трехсложные состоят из 3 слогов:

- У вас на столах лежат таблицы, давайте рассмотрим их, изучим. Размер Схема Пример Ударные слоги Хорей Буря мглою небо кроет 1 – 3 – 5 - 7 Ямб Вечор ты помнишь Вьюга злилась 2 – 4 – 6 - 8 Дактиль Тучки небесные вечные странники 1 – 4 – 7 - 10 Амфибрахий Не ветер бушует над бором 2 – 5 – 8 - 11 Анапест Не грусти, дорогая соседка 3 – 6 – 9 - 12 - Вклейте эти таблицы в тетрадь.

Ознакомьтесь с памяткой « Как определить размер стиха»: 1. Выпиши первую строку стихотворения. 2. Расставь ударения. 3. Составь схему стихотворной строки. 4. По схеме определи размер. - Вклейте эту памятку в тетрадь.

Физкультминутка. Столько раз, друзья, присели, Сколько дней у нас в неделе! Мы подпрыгнем столько раз, Сколько в первом ряду парт! Столько сделаем наклонов, Сколько деточек веселых. А притопнем столько раз, Сколько девочек у нас; А прихлопнем столько раз, Сколько мальчиков у нас!

Применение новых знаний. Задание 1 « Я знаю!»: - определите размер строк из известных вам детских стишков. Используйте сигнальные флажки. Кто знает ответ – поднимает флажок. Мишка косолапый по лесу идет… Наша Таня громко плачет… Идет бычок качается… Зайку бросила хозяйка… Я люблю свою лошадку… Самолет построим сами… Уронили мишку на пол… У меня живет козленок… - Скажите, кто автор этих замечательных, всеми любимых стихов?

- Да, ребята, автор этих стихотворений Агния Барто. Задание 2. Работа в парах: на столах карточки со стихами, определите размеры стихотворений. На подготовку 3 минуты.

Задание 3 « Рифмоплет»: проверьте свой слух, соедините слова из списка, которые рифмуются между собой. Девчонки рифмуют первую строку, мальчишки – вторую: Тень, речка, пирожок, нора, мало, творожок, печка, сало, гора, пень. 2. Дочка, тюлень, молодой, носок, ночка, олень, пруд, совок, водой, труд.

Молодцы! Задание 3. Самостоятельная работа: определите размеры стиха у 3 стихотворений из учебника.

Задавание на дом. Ребята, у вас на столе есть конверты, в них картинка с изображением предмета, ваша задача: составить небольшое стихотворение, используя изображенный предмет, и определить размер стиха. Предметы на картинках у всех разные. Улетела стрекоза, Началась потом гроза… Например:

Оценивание. Рефлексия. Помашите правой рукой те, кому материал урока показался легким и понятным. Помашите левой рукой те, у кого были затруднения при выполнении заданий. Двумя руками помашите те, кому тема урока совсем непонятна. Будем заниматься индивидуально.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей