Урок русского языка в 6 классе на тему «Стилистически нейтральная и книжная лексика»
Стилистически нейтральная и книжная лексика
Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цель урока: углубление знаний о лексическом составе русского языка с точки зрения сферы употребления; совершенствование умений оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления.
Ход урока.
1.Зрительный диктант (распечатка).
Искушённый, опытный, бывалый, сведущий, тёртый калач.
- Что объединяет слова и выражения, вошедшие в зрительный диктант?
Это синонимы, у них сходное лексическое значение.
- Чем различаются данные слова? Чтобы ответить ни этот вопрос, определите, какие из них являются разговорными? Какие – книжными? Какое слово можно использовать в любой ситуации общения?
- Возможность использования слова в той или иной ситуации или сфере общения зависит от стилистической окраски этого слова. Стилистическая окраска дополняет лексическое значение слова и содержит информацию о принадлежности слова к разряду книжных, разговорных или нейтраль-ных.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Запись ОК
Лексика (по стилистической окраске)
Стилистически нейтральная Стилистически окрашенная
(используется и в книжной, и в разговорной Разговорная Книжная
речи) используется в ситуации используется в офи-
бытового общения общении и в художественной речи
- Комментированное письмо (распечатка)
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями.
1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. 2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле. 3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству. 4) Но близок час! Грядёт минута роковая! 5) Дубровский приставил ему пистолет к груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь. 6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. 7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег. 8) Литвинов так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока.
- Многие книжные слова имеют стилистическую окраску возвышенности и придают речи торжественность. В толковых словарях высокая лексика даётся с пометой высок. Большинство высоких книжных слов являются по происхождению старославянизмами. Найдите в записанных предложениях высокие слова.
- У высоких слов есть свои признаки. Какие? Обратимся к рубрике «Советы помощника» (с.99).
- Осложнённое списывание (распечатка).
- Прочитайте текст. Значение каких слов вам непонятно?
Умёт - постоялый двор, хутор в степи (диал.)
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите стилистически окрашенные слова (т.е. книжные и разговорные), подчеркните их.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
- Какие из книжных слов являются высокими?
4.Итоги.
- Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодаря своему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Будем помнить об этом.
5. Д/З: выучить ОК, упражнение 188.
Горбачёва Марина Юрьевна