Урок русского языка «Стилистическая окраска фразеологизмов»

4
2
Материал опубликован 31 May 2017 в группе

Урок русского языка

Стилистическая окраска фразеологизмов

Новокузнецк, 2016

Класс: Технологическая карта русского языка (6 класс)

Учитель Костина Надежда Фёдоровна

Предмет русский язык

Класс 6

Тема урока: "Стилистическая окраска фразеологизмов"

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учащихся: научиться определять стилистическую окраску фразеологизмов, уметь употреблять их в разных стилях речи.

Цель учителя: формировать умения определять стилистическую окраску фразеологизмов и употреблять их в разных стилях речи.

Планируемые результаты:

Личностные.

Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Метапредметные:

Регулятивные.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

Контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Определять степень успешности работы.

Планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Проявлять способность к самооценке своих действий.

Формулировать тему урока.

Познавательные.

Искать необходимую информацию из материалов учебника.

Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные.

Отстаивать свою точку зрения, аргументировать, слушать и слышать других.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознанно строить речевое высказывание в письменной и устной речи.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные:

Умение различать стилистическую окраску фразеологизмов.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Ученики настраиваются на работу.


 

Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. (Л)

2

Актуализация.


 


 


 


 


 


 

Постановка задачи через учебную проблему.

Организует работу по выполнению задания

( см. приложение 1)

 

Организует работу для выявления темы и формулирования цели ( см.приложение 2).

Ученики выполняют самостоятельно задания  на повторение, необходимые для  изучения нового материала на данном уроке.


 

Предлагают свой вариант темы урока и согласовы-вают ее, формулируют цели урока.

Ведут записи в тетради.

 


 


 


 

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению (Л)


 

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средства её осуществления (Р)

Формулировать тему урока. (Р)

3

Открытие нового знания.

Организует работу по учебнику с целью выявить

отличия фразеологизмов от свободных сочетаний.

( упр.60)

Работают с теоретическим материалом учебника.


 

Анализируют, сравнивают. Выполняют задание.

Искать необходимую информациию из материалов учебника (П)

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

(К)

Осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению. (Л)

Умение различать стилистическую окраску фразеологизмов.

(Пред.)

4

Первичное закрепление

 

Организует работу учащихся в парах по составлению алгоритма.

Учитель фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске(см. приложение 3).

 

Организует работу для закрепления материала.

(упр.61, стр.252).

На основе изученного материала разрабатывают алгоритм применения нового знания в парах.

Выполняют предложенные учителем задание.

.

 

Планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.(Р)

Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. (П)

5

Самостоятельная работа.

(усвоение учащимися правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств)


 

Организует деятельность в группах по карточкам (приложение №4).

Группа 1 (выявление стилистически нейтральных фразеологизмов, особенности их употребления)

Группа 2 (подбор разговорных фразеологизмов, анализ текста )

Группа 3 (сопоставление синонимичных фразеологизмов, определение их роли в речи, создание текста)


 


 

.

Выполняют предложенные учителем задания.

Работают в группах.

Самостоятельная творческая, поисковая работа с фразеологизмами по группам

.

Планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками ) необходимых действий. (Р)

Уместно употреблять фразеологизмы в речи (Пред.)

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций (К)

Отстаивать свою точку зрения, аргументировать, слушать и слышать других. (К)

Осознанно строить речевое высказывание в письменной и устной речи (К)

6

Контроль.

Организует выступление учащихся от каждой группы.

Защищают свои мини-проекты, делают выводы.

Один из группы объясняет выполнение задания.

Контроль, оценка и коррекция своей деятельности. (Р)

Определение степени успешности своей работы. (Р)

7

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организует рефлексию через диалог (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы, (по желанию) подходят к доске и дописывают предложения, подводят итог работы.

В рабочей тетради ставят «+», если материал усвоен; «-» - если нет; «?» - если остались вопросы.

Рефлексия способов и условий действий. ( Р)

Проявлять способность к самооценке своих действий (Р)


 

Контроль и оценка способов своей деятельности. (Р)

Соотношение целей и результатов своей деятельности. (Р)

Выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью (К)

8

Домашнее задание

 

§8, упр.66 письменно, инд. задание: подготовить рассказ об источниках фразеологизмов с опорой на параграф учебника.

Записывают задание в дневники, помечают нужное в учебнике.


 

.


 

 

 

Приложение № 1

Фразеологический марафон (на рабочих листах есть первые части фразеологизмов) – за 1 минуту (по песочным часам)

Золотые … (руки).

Медвежья … (услуга).

Зарубить на … (носу).

Прикусить … (язык).

Ни жив … (ни мертв).

Как снег … (на голову).

Кто в лес … (кто по дрова).

Ни к селу … (ни к городу).

Черным по … (белому).

Тише воды … (ниже травы).

Легок на … (помине).

.… рукава (Спустя).

.… на все руки (Мастер).

.… хлебавши (Несолоно)

носом (клевать).

вдоль… (и поперёк).

баклуши (Бить). А что ещё можно бить? (тревогу)

подать (Рукой).

, а в глаз (Не в бровь).

шею (Намылить).

провалиться (С треском)

Приложение № 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим такие предложения:

А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.

Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.

В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.

- Всё ли здесь верно сформулировано?

Что вызвало затруднение?

Так над чем сегодня надо поработать? Какую цель вы поставите перед собой?

А вот моя цель: научиться уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи.

Совпали наши цели?

Как вы назовёте наш урок? Запись те

Приложение № 3

Алгоритм: 1.Определить значение ф.

2.В какой речевой ситуации можно употребить ф.

3.Выражает ли ф. отношение, оценку.

4.В каком стиле может встретиться

5.Сделать вывод.

Приложение № 4

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП НА КАРТОЧКАХ.

Группа 1.

Прочитайте фразеологизмы.

Напишите текст (4-5 предложений) «Советы, как стать успешным», используя только некоторые из подчёркнутых фразеологизмов.

Определите стиль получившегося текста.

Помогли ли фразеологизмы передать ваши мысли? Содержат ли они одобрительную или отрицательную оценку тем явлениям, действиям, предметам, которые называют? Определите, к какой группе (стилистически нейтральным, разговорным, книжным) вы отнесёте использованные фразеологизмы.

Могут ли они встретиться в других стилях речи?

Взять на заметку, заморить червячка, во все лопатки, брать пример, владеть собой, брать слово, от ворот поворот, уделять внимание, ни кола ни двора, души не чаять, играть роль, играть в молчанку, кот наплакал, наломать дров, находить общий язык, ставить вопрос, стреляный воробей, стоять на своём, битый час, навострить лыжи, водить за нос, в двух шагах, валять дурака, первым делом.

Группа 2.

Перед вами текст. В нём нет фразеологизмов. Замените подчёркнутые слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Выясните, подходят ли они по стилистической окраске к данному тексту. Стиль текста -? Стиль фразеологизмов-?

Почему так называется текст? Попробуйте определить, какой именно смысл, оценку, отношение к сказанному вносят фразеологизмы (переживание, ирония, уважение, презрение, неодобрение, сочувствие и т.д.).

Сделайте вывод, для чего нужны в речи фразеологизмы?

«Бестолковый день»

(рассказ Незнайки)

Я проснулся утром, чувствую - плохо мне. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго занимался ерундой, а потом уже не знал, чем занять себя. Вернулся домой от усталости еле живой, съел еле-еле 6 котлет и медленно выпил стакан томатного сока. Тут внезапно появился Пилюлькин, он ругался, велел запомнить, что нельзя есть грязными руками, а мне всё равно, потому что от усталости я ничего не понимал.

Слова для справок: на душе кошки скребут, бить баклуши, тянуть кота за хвост, ни жив ни мёртв, с горем пополам, в час по чайной ложке, как снег на голову свалился, метать молнии, зарубить на носу, хоть кол на голове теши, ни в зуб ногой

Группа 3

а)Сопоставьте фразеологизмы из разных языков. Соедините похожие по смыслу фразеологизмы линией одного цвета.

Пустить козла в огород.

Когда свинья в розовых тапочках вскарабкается на гору.

Кот в мешке.

Посылать собаку за жареными колбасами.

Уставился, как баран на новые ворота.

Заяц в мешке.

Когда рак на горе свистнет.

Стоит как вол перед горой.

б) Ответьте на вопрос, употребив соответствующий фразеологизм из русского языка (используйте слова для справок).

1) Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как два яйца. А русские - ? _______________________

2) Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, француз и немец говорят: знаю, как собственный карман. А как скажет русский?___________________

3)Англичане говорят о таком человеке, что он занят, как пчела, французы – что он стреляет из четырёх ружей. А как говорят русские? ______________________________________

Для справок: трудится как вол, трудится как пчёлка, свои пять пальцев, две капли воды.

Напишите сочинение-рассуждение о трудолюбивом человеке, используя разные фразеологизмы (4-5 предложений). Попробуйте добавить в текст сочинения свои (придуманные) сочетания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа больше чем наполовину совпадает с https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-stilistichieskiie-svoistva-frazieologhizmov

3 August 2017

Елена Валерьевна, я тоже с Вами согласна!

11 August 2017