Урок русского языка в 5 классе «Лексика. Словообразование. Правописание»
Лексика. Словообразование. Правописание. Как определить лексическое значение слова. Автор презентации: Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края
Цель: познакомить учащихся с толковым словарем; дать понятие о лексическом значении слова; вырабатывать навык работы со словарем, прививать интерес к слову.
Термины - Лексика или словарный состав – это все слова, имеющиеся в языке. - Лексикология – наука о словарном составе языка. Лексикология изучает значение слов, их синонимию, жизнь слова в речи. Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает.
По лексическому значению узнать слово и записать его: Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. Ручная корзина из лубка или прутьев. Потребность пить, позыв к питью. Садовый кустарник с белым цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах. Насекомое с жесткими надкрыльями. Роса лукошко жажда жасмин жук
Списать загадки, отгадать их, вставить пропущенные буквы и знаки препинания 1. Отыскался в чаще куст – он раскидист зелен густ. Собирай пл…ды для тех, кто грызет л…сной … 2. Походил в л…су немно…ко погл…дел в свое лукошко. К шля…ке бронзовой прилип мурав…ишка. Вкусен …?
Работа с толковым словарем. Отыскать и записать лексическое значение слов гриб, орех. Выписать грамматическое значение этих слов.
Определить лексическое и грамматическое значение слов засуха, разит, обида Выпустишь словечко – не догонишь и на крылечке. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Малое слово большую обиду творит. Не бросай слов на ветер. Ветры горы разрушают – слово народы подымает.
Домашнее задание: П.32, упр.237
Степаненко Валентина Ивановна
Грибанова Ирина Эдуардовна