Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные»

13
0
Материал опубликован 20 November 2018 в группе

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

Цель урока: углубление знаний о фразеологизмах нейтральных и стилистически окрашенных.

Ход урока.

1.Третье лишнее.

1) Расположились у дороги, скатертью дорога, пребывать в дороге.

2) Стереть в порошок, аккуратно стереть, стереть написанное.

3) Поднимать тяжести, поднимать на щит, поднимать чемодан.

4) Сдержать слово, приветливое слово, выучить слова.

- Найдите в каждом ряду «лишнее» словосочетание, аргументируйте свой выбор.

- Что объединяет все лишние словосочетания? Докажите, что они являются фразеологизмами.

- Какие из записанных нами фразеологизмов могут употребляться только в разговорной речи? Только в книжной речи? Какой фразеологизм может употребляться как в разговорной речи, так и в книжной?

- Какой вывод можно сделать, ответив на прозвучавший вопрос?

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют определённую стилистическую окраску.

- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Обратимся к теоретическому материалу в учебнике (с.108, 109).

- Определите стилистическую окраску фразеологизмов, вошедших в «третье лишнее».

- Составьте с данными фразеологизмами предложения.

- Стилистически нейтральных фразеологизмов в языке немного, гораздо больше фразеологизмов разговорных. Слышали ли вы фразеологизм «тянуть канитель»? Что он означает? Обратимся к тексту на распечатке. Прочитайте текст. Значение каких слов вам неизвестно?

   Выр_жение «т_нуть канитель» имеет зн_чение «т_рять время, медленно что-то делать». Канитель  это особые с_ребряные или з_л_тые тонкие нити для выш_вки. Они вытягивались кл_щами из ра_калённой пров_локи. Это было очень медленное и трудное дело. Поэтому со временем выр_жение пр_обрело (не)гативную окраску.

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

- Определите стилистическую окраску фразеологизма «тянуть канитель». Подберите синонимы к данному фразеологизму.

4.Итоги.

5.Д/З: упражнение 213 (записать фразеологизмы, объяснить их значение – словарь).

Комментарии
Комментариев пока нет.