Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные»
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные
Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цель урока: углубление знаний о фразеологизмах нейтральных и стилистически окрашенных.
Ход урока.
1.Третье лишнее.
1) Расположились у дороги, скатертью дорога, пребывать в дороге.
2) Стереть в порошок, аккуратно стереть, стереть написанное.
3) Поднимать тяжести, поднимать на щит, поднимать чемодан.
4) Сдержать слово, приветливое слово, выучить слова.
- Найдите в каждом ряду «лишнее» словосочетание, аргументируйте свой выбор.
- Что объединяет все лишние словосочетания? Докажите, что они являются фразеологизмами.
- Какие из записанных нами фразеологизмов могут употребляться только в разговорной речи? Только в книжной речи? Какой фразеологизм может употребляться как в разговорной речи, так и в книжной?
- Какой вывод можно сделать, ответив на прозвучавший вопрос?
Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют определённую стилистическую окраску.
- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Обратимся к теоретическому материалу в учебнике (с.108, 109).
- Определите стилистическую окраску фразеологизмов, вошедших в «третье лишнее».
- Составьте с данными фразеологизмами предложения.
- Стилистически нейтральных фразеологизмов в языке немного, гораздо больше фразеологизмов разговорных. Слышали ли вы фразеологизм «тянуть канитель»? Что он означает? Обратимся к тексту на распечатке. Прочитайте текст. Значение каких слов вам неизвестно?
Выр_жение «т_нуть канитель» имеет зн_чение «т_рять время, медленно что-то делать». Канитель это особые с_ребряные или з_л_тые тонкие нити для выш_вки. Они вытягивались кл_щами из ра_калённой пров_локи. Это было очень медленное и трудное дело. Поэтому со временем выр_жение пр_обрело (не)гативную окраску.
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- Определите стилистическую окраску фразеологизма «тянуть канитель». Подберите синонимы к данному фразеологизму.
4.Итоги.
5.Д/З: упражнение 213 (записать фразеологизмы, объяснить их значение – словарь).