Методическая разработка внеклассного мероприятия 100 лет «Инженерной графике» в Костромском энергетическом техникуме
Департамент образования и науки по костромской области
ОГБ ПОУ «Костромской энергетический техникум им. Ф.В.Чижова»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
100 лет «Инженерной графике» в Костромском энергетическом техникуме
Автор Зайцева Марина Александровна
Преподаватель общетехнических и специальных дисциплин.
Аннотация
Данная методическая разработка классного часа по истории учебной дисциплины «Инженерная графика». Она предназначена для преподавателей СПО и для студентов, обучающихся по программам ФГОС 3+ и изучающих «Инженерную графику» на втором курсе технического учебного заведения. Занятие рассчитано на 1,5 аудиторных часа и выстроено с применением презентационного сопровождения.
Во все времена всегда и везде ценились образованные и грамотные люди. Знания и профессионализм не приходят просто так. Они добываются упорным трудом, годами, оттачиваются, шлифуются и постоянно пополняются.
«Сила и свобода на этом поприще приобретаются только развитием продуктивности народного труда и совершенствованием его качества, а этих свойств народный труд может достигнуть только путем образования, и в особенности профессионального во всех его ступенях»
Федор Васильевич Чижов.
Наше учебное заведение играло и играет значительную роль в истории Костромского края, в становлении системы профессионального образования, подготовке высококлассных специалистов для предприятий «большой» и коммунальной энергетики, химии, теплоэнергетики и других отраслей экономики.
Костромское промышленное училище со дня его основания было популярным и авторитетным. Многие молодые люди считали за честь получить образование в его стенах. И с гордостью несли почетное звание «Чижовец»
В начале 20 века выпускники училища работали по всей России: Архангельская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Вятская, Иркутская, Калужская, Казанская, Киевская, Курская, Минская, Могилевская, Петербуржская ,Пензенская, Полтавская, Рязанская, Самарская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская, Тверская ,Харьковская, Черниговская и Ярославская губернии.
Несмотря на 120летний возраст техникум является современным учебным заведением, доказательством чему служит стремление юных выпускников получить образование в его стенах. Наши выпускники работают и получают дальнейшее образование в Москве и Московской области, Ивановской, Ярославской, Ленинградской области и в Санкт Петербурге, в Тюменской области, Республике Коми и это далеко не полный перечень нашей географии.
В нашем учебном заведении работают преподаватели, окончившие высшие учебные заведения в Костроме, Иванове, Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге, Туле Орле.
«Слепа теория без практики; хрома практика без теории…»
Федор Васильевич Чижов
Будучи технически образованным человеком, Ф.В. Чижов в своих высказываниях подчеркивал необходимость образования в России, а в особенности технического образования и всегда призывал к развитию промышленной деятельности не только в столицах, но в провинции.
На примере изучения «черчения» мы посмотри как изучали технические дисциплины в начале 20 века и в начале 21-го в Костромском промышленном училище а ныне энергетическом техникуме. Какового было отношение. Что изменилось, а что осталось.
Чертежи являются постоянным спутником человека любой профессии.
Современный чертеж прошел долгий путь развития. Появление чертежей было связано со строительством укреплений, храмов городов. Их выполняли на земле, камне, граните, глине. В период ремесленного производства, когда изделие изготавливалось одним мастером, его форма и размеры определялись мастером и изготавливались по шаблонам. Знаком качества изделия считалось клеймо мастера. Развитие производства на смену мелким ремесленным мастерским приводит развитие крупных фабрик, заводов и мануфактур. В XVIII появились первые промышленные чертежи. С развитием техники чертежи усложняются, их выполнение требует более высокой точности исполнения, использования различных приемов, законов и правил.
Для правильного и грамотного выполнения чертежей необходимо изучить курс основ черчения. В технических учебных заведениях России систематически обучать черчению начали с XVIII века. Овладевая основами черчения в учебных заведениях, учащиеся получали необходимую подготовку к овладению наукой на дальнейших ступенях образования и к будущей практической деятельности.
В Костромском низшем химико-механическом училище курс «Черчения» изучался со дня его основания.
Курс «Черчения» изучали в 1-ом, 2-ом, а также приготовительном классе.
Учебная программа была чрезвычайно насыщенной.
Изучение рисования предусматривало. Рисование простых орнаментов. Упражнения в покрытии кистью. Рисование проволочных моделей.
Рисование геометрических тел и несложных орнаментов с гипсовых моделей.
«Черчение» изучалось в 1 классе, курс заканчивался построением эллипса, параболы и гиперболы. Во 2 классе ученики знакомились с проекционным черчением, этот курс заканчивался проекциями пирамид и конусов. Затем учащиеся чертили с натуры несложные детали машин и химические приборы. В 3 классе ученики вычерчивали с натуры разные детали химических аппаратов, разрезы химических печей, простые и сложные детали приборов и аппаратов.
Черчение геометрическое.
Ученики вычерчивали наиболее употребительные кривые линии и затем переходили к проекционному черчению, заканчивали его проекциями пересечений круглых тел и развертками поверхностей пересекающих тел.
Черчение техническое
Курс начинался вычерчиванием болта, гайки гаечного ключа. Затем следовали: цилиндрические или конические шестерни, соединительные муфты, различные соединения труб, краны клапаны, задвижки, поршни, подъемные машины, водяные двигатели, паровые машины, паровые котлы. Курс заканчивался составлением несложного проекта по какому-нибудь механическому производству.
Строительное черчение.
Этот курс состоял в копирование архитектурных чертежей и в составлении проекта деревянной или каменной постройки фабричного характера.
Рисование
Ученики исполняли орнаменты карандашом и пером, упражнялись в покрытии тушью и красками и рисовали с гипсовых моделей орнаменты и наиболее употребительные архитектурные детали.
26 сентября 1902 года был открыт приготовительный класс с одногодичным курсом обучения. Учебный план приготовительного класса включал обязательных 2 часа по предмету «Рисование» и 2 часа по предмету «Черчение». Курс состоял из необходимых рисунков и несложных чертежей.
В учебнике за 1902 год сказано: « Черчение уже давно и по праву занимает значительное место в учебных программах многих и самых разнообразных учебных заведений. Представляя собою решение вопросов геометрии, выраженное построением, оно составляет самостоятельный предмет знания, для которого геометрические темы служат только основанием»…
Предварительная учебная подготовка их до поступления в чижовское училище была следующая: городские училища, уездные училища, сельские 2-классные училища, начальные училища. Были и такие учащиеся, которые не заканчивали предварительно ни каких учебных заведений.
Для того чтобы курс «Черчения» был понятен и пригоден для преподавания в техническом училище, где учащиеся еще не имели элементарных знаний по предмету, в курс вводилось изучение «Элементарной геометрии». К учебным изданиям по предмету прилагались отдельные атласы чертежей. Каждая изучаемая тема подробнейшим образом была расписана и проиллюстрирована в учебниках.
Уровень подготовки педагогического персонала был исключительно высоким: со специальным художественным образованием, инженеры по специальностям. В стране существовал единый порядок назначения на должность. 24 апреля 1892 года утверждены «Правила для приготовляющихся в учители специальных предметов и руководители практических занятий в средних и низших технических училищах». Согласно «Правилам..» на должность преподавателя подбирались лица из числа окончивших курс по соответствующей специальности в высшем техническом учебном заведении. Должны быть русскими подданными и иметь необходимую 2-х летнюю практическую подготовку и быть знакомыми с приемами преподавания соответствующих предметов в лучших заграничных технических училищах.
Николай Петрович Чурилов. В 1879 году окончил физико-математический факультет Харьского университета. Работал инспектором в Московском промышленном училище. С декабря1899 по декабрь 1912 года – директор костромского промышленного училища с 1899 по 1913 год. Преподавал техническое черчение. 1 января 1903 года был награжден орденом св. Станислава 2-й степени.
Колесов Владимир Алексеевич - художник. В 1890 году окончил Московское училище ваяния и зодчества с серебряной медалью. С 1892 года перебрался с семьей в Кострому. С 7 ноября 1895 года он работал в Костромском промышленном училище имени Ф.В. Чижова , Сначала как надзиратель затем как преподаватель рисования и черчения. По заказу городской управы он выполняет портреты костромских чиновников, Костромского губернатора Александра Романовича Шидловского. В 1903 г. он произведен из коллежского асессора в надворные советники и получает место преподавателя рисования в том же училище Чижова с 1 июля 1903, а вскоре устроился и на другую работу – начал преподавать рисование в Костромском епархиальном женском училище. В октябре того же года состоялось открытие художественной школы. К 1909 он уже был статским советником. В январе 1910 В.А. Колесов был награжден орденом Св. Станислава III степени. После революции 1917 года В.А. Колесов участвует в росписи советских зданий, пишет плакаты, преподает в открытой школе печатников, а с введением нэпа снова выполняет частные заказы.
Либерман Александр Августович. Окончил в 1888 году Константиновский межевой институт, по специальности межевой инженер. Преподавал в Макарьевском ремесленном училище. С 1901 года надворный советник. 1 января награжден орденом Св. Станислава 111 степени. Вел в Костромском промышленном училище математику и черчение. Имел труды: « Речь о Ф.В Чижове», «Речь о А.с. Пушкине в память 100-летия со дня рождения», для учащихся «Учебник геометрии для промышленных, железнодорожных и прочих училищ».
Преподаватели и учащиеся училища приняли активное участие в юбилейных торжествах по случаю 300-летия дома Романовых. В учебном заведении были подготовлены альбомы с лучшими работами учащихся, в том числе работы одного из лучших выпускников 1913 года Михаила Алексеевича Глазычева. Альбомы с работами были представлены на выставке, открытой к приезду Николая II в Кострому.
20-е годы XX века…В условиях бурного развития всех отраслей народного хозяйства потребовалось создание единой жесткой системы правил и норм выполнения технических чертежей. С этой целью в 1925 году был создан комитет по стандартизации при Совете труда и обороны, а в 1929 вышел первый выпуск стандартов по черчению. 1 мая 1935 года комитет по стандартизации издает постановление, согласно которому соблюдение стандартов на чертежи становиться обязательным. Нормы и правила постоянно изменялись и усовершенствовались в зависимости от уровня развития производства, науки и техники.
В РФ введена в действие Единая система конструкторской документации (ЕСКД), представляющих собой комплекс государственных стандартов содержащих единые требования к выполнению чертежей. Правильное и единообразное оформление чертежей облегчает их выполнение, экономит время при чертежной работе, упрощает обработку чертежей их понимание.
В начале 21 века в Костромском энергетическом техникуме черчение изучают на втором годе обучения. Теперь данная учебная дисциплина называется «Инженерная графика» . В течении 140 часов учащиеся теплотехнического и электротехнического отделений обучаются навыкам и приемам творческого конструирования. Курс «Инженерной графики» разделен на несколько больших разделов: проекционное черчение и машиностроительное.
Первый раздел называется «Проекционное черчение».
Студенты начинают изучение курса с самых основ графического оформления чертежей: правила и стандарты, линии и форматы. Затем следует вычерчивание окружностей сопряжений уклонов и конусностей.
Курс «Начертательной геометрии» включает в себя изучение способов проецирования , аксонометрические проекции, способы преобразования чертежа, построение плоских и пространственных кривых линий.
Курс «Проекционного черчения» заканчивается выполнением технических рисунков моделей.
Во второй части курса изучаются «Основы машиностроительного черчения»
Курс начинается с изучения системы Единой конструкторской документации и вычерчивания простых и сложных разрезов, затем выполняются чертежи со стандартными и нестандартными резьбовыми изделиями. Учащиеся подробно изучают разъемные и неразъемные соединения и их элементы: сварочные конструкции. Затем следует изучение сборочных чертежей и чертежей общего вида: их составляющие, правила выполнения, деталирование.
Курс заканчивается изучением основ Строительного черчения, что особенно необходимо студентам, обучающимся на специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация….» Учащиеся выполняют планы и фасады жилых и промышленных зданий. Полученные знания и умения крайне необходимы будущим старшекурсникам для выполнения курсового и дипломного проектирования.
В 21 веке в нашем учебном заведении отсутствует учебная дисциплина «Рисование». Но в нашем современном образовании прочно обосновалась компьютерная графика. Наши Студенты знают и работают в различных программах: Autocad, NanoCAD, Компас.
Сравним обучение Черчению, в 1915 и в 2015 году.
В начале 20 века:
Уделяли больше внимания тщательности исполнения, скрупулезности в прорисовывании деталей.
Над каждым чертежом трудились долго и тщательно не более 10 чертежей за один курс обучения!
Чертежи оформлялись в конечном варианте пером и тушью.
Очень серьезно относились к требованиям подготовки преподавателей.
В начале 21 века:
В современных чертежах прослеживается - строгое соблюдение стандартов, правил и норм.
Современные студенты должны чертить быстро и четко, за курс вычерчивают более 20 чертежей.
Современные рукописные чертежи в основном оформляют в карандаше, тушью и маркером.
Компьютерный чертеж более графически точен и аккуратен, а поэтому должен быть технически более сложным, в плане решения технической или инженерной задачи.
Технические дисциплины всегда были и будут направлены на подготовку технически грамотных специалистов, я считаю что, не смотря на свой солидный возраст, вначале 21 наше учебное заведение справляется с этой задачей.
В данной работе использовались материалы из архива музея Костромского энергетического техникума.
Приложения
Презентация к классному часу.