Конспект урока по географии «Природные зоны Южной Америки» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 26 January 2017

Пояснительная записка к презентации

Организационный этап (4 минуты)

Доброе утро, ребята! Нам с вами предстоит необычный урок – урок путешествие. Я надеюсь, что сегодня в результате плодотворной работы на уроке, вы откроете для себя необыкновенную по красоте и уникальную по составу природу Южной Америки.

Хочу начать наш урок с легенды. Эта легенда о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ».

Наш урок - это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

Наш класс предварительно разделился на три группы исследователей, которые отправятся на поиски чего-то нового на просторах этого южного материка. Сначала необходимо выбрать путем жеребьевки названия своим командам

Первая группа (капитан Ольга) – это исследовательская группа под изящным названием «Колибри»,

Вторая (капитан Юлия) – команда с хищным названием «Анаконда»,

Третья (капитан Анастасия) – команда с веселым названием «Игрунки».

Вам предстоит пройти несколько этапов нашего пути, за правильные ответы в ходе путешествия команда будет получать призовые баллы.

Наш путь начнется здесь (все этапы показаны в презентации), на «Берегу Солнца», затем мы переберемся через «Реку знаний», затем попадем в «Долину сомнений», где изучим особенности растительного и животного мира. Затем мы с полученными знаниями взберемся на «Хребет географии». А потом достигнем «Пика успеха», где мы увидим смену всех природных зон, а вдали – бескрайнюю гладь океана. (слайд 2)

Итак, в добрый путь!


 

Этап проверки ранее полученных знаний (10 мин)

Но прежде, чем начать изучение природных зон, нам необходимо повторить то, что мы знаем о природе материка и его особенностях.

Итак, мы высадились на «Берег Солнца» (слайд 3) в Южной Америке. Сначала вашим командам предстоит выяснить, где же конкретно вы высадились? Вы получаете свитки мореплавателей с шифром. Вам предстоит разгадать шифр и назвать мне место, откуда вы начинаете свое путешествие.(2 мин) (1 балл за правильно разгаданный шифр)

1 шифр. 7°юш и 30°зд (м. Кабу – Бранку)

2 шифр 12° сш и 72° зд (м. Гальинас)

3 шифр 5° юш и 82° зд (м.Париньяс)

ПОЖАЛУЙСТА, заполните свой первый путевой лист «Впечатления» (приложение 1)(2 мин)

Мы с вами продолжаем двигаться вглубь континента. Нашему взору представилась бескрайняя равнина, а вдали виднеется «Река знаний», сейчас мы попытаемся понять, весь ли материк такой ровный, имеются ли здесь горы и какие особенности географического положения стоит учесть при изучении природных зон.

Я приглашаю капитанов ко мне для получения второго задания (игра «Географическая почта») (слайд 4). В задании – игра «Анограммы» - запутанное слово. Каждой команде дается 2 минуты на обсуждение.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Ответ сопровождается показом объектов на карте (выходит 1 человек к карте с ответами).

Карточка 1.

Как называется самая высокая точка Южной Америки? (Гакануока) Аконкагуа

Какая река континента является самой полноводной в мире?(МАНОЗАКА) 

Амазонка 

Какой пролив отделяет Ю. Америку от Антарктиды? (Радкей)

Дрейка

Карточка 2.

Назовите самый высокий водопад мира (НЬЛЕХА)

Анхель 

Назовите крупное плоскогорье на востоке материка (Забрикьслое)

Бразильское

Назовите самое большое высокогорное озеро мира, расположенное на материке (АТИКАТИК)

Титикака

Карточка 3.

Назовите самое крупное озеро Южной Америки (БОЙАРМАКА)

Маракайбо

Как называется самая длинная горная цепь Южной Америки? (Даны)

Анды

Сколько климатических поясов на территории Южной Америки? (5 – если считать субэкваториальный за один, возможен вариант 6 – два субэкваториальных)

Заполните, пожалуйста, свой первый путевой лист «ВПЕЧАТЛЕНИЯ».(2 мин)

Итак, мы преодолели «Реку знаний». Теперь мы вспомнили многие особенности природы Южной Америки.

Этап изучение нового материала (18 мин)

Перед нами предстает новый этап пути – «Долина Сомнений» (слайд 5).

Давайте вспомним, что такое природная зона и вертикальная поясность? (игра «Продолжи фразу»: учитель называет определение, а ученики говорят термин)

Природная зона (зональность) - широкие полосы на земной поверхности, ограниченные сходными чертами гидрологических, климатических и биологических природных ресурсов.

Вертикальная поясность - часть вертикальной зональности природных явлений и процессов, относящихся только к горам.

А сейчас просмотрите, пожалуйста, небольшую презентацию, которая познакомит вас с природными зонами Южной Америки.(8 мин) (слайд 6-23)

Сделайте записи, которые нам будут необходимо для отчета о путешествии (работа с учебником и приложением) (слайд 24).

Сельва – бразильское название влажных, периодически затопляемых лесов экваториального пояса в Южной Америке, в основном в бассейне Амазонки.

Льянос – местное название саванн субэкваториального пояса на северо-востоке Южной Америки, в бассейне реки Ориноко.

Кампос – местное название саванн Бразилии.

Пампа – субтропические степи южной равнинной части Южной Америки.


 

Частично животные и растения этого материка вы познавали на уроках биологии. Давайте послушаем учеников, которым давалось предварительное задание(1 минуты на каждого):

Тапир

Кондор

Носуха

Теперь давайте начнем заполнять таблицу в путевом листе «Открытия» (5 мин).

Получите конверты с заданиями. В каждом конверте дан набор почв (на карточках розового цвета), растительность (зеленого цвета) и животные (желтого цвета). Вам предстоит выбрать нужное.

В таблице уже заполнена строчка с соответствующим влажным экваториальным лесом (сельва) - для примера (слайд 25).

А теперь найдите из предложенных вариантов почв, растений и животных те, которые соответствуют вашей природной зоне, которую вы исследуете.

«Колибри» - субтропические степи,

«Анаконда» - полупустыни и пустыни,

«Игрунки» - саванны.

Учащиеся по ходу объяснения заполняют таблицу.

Этап закрепления. (7 мин)

Теперь нам предстоит подняться на хребет Географии, где мы закрепим полученные знания.

На выполнение задания 1-2 минуты. 1 правильное утверждение – 1 балл. Раздаются листы с иллюстрациями.

Подпишите названия растений и животных Южной Америки под номерами, обозначенными на картинках (ягуар, капибара, муравьед, лама, броненосец, анаконда, пиранья, сейба, гевея, кувшинка Виктория-регия) (слайд 26)

Материал для моделирования (слайд 27).

Перед вами на столе лежит лист А4, клей и цветные маркеры, иллюстрации подписанных растений и животных

Познакомившись со своей природной зоной, ваша задача теперь в течение 3 минут создать ее образ путем моделирования и защитить свой проект.

Каждая группа отчитывается по своей природной зоне (защита 1 мин).

И вот мы на «Пике успеха» (слайд 28).Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги нашего путешествия.

Команда «Игрунки» и команда «Колибри» набрали одинаковое количество баллов и объявляются победителями, команда «Анаконда» отстала на 1 балл, но это не беда, я думаю, ребята подтянутся в следующий раз.

Домашнее задание (1 мин) (слайд 29)

Вашим домашним заданием будет § 34, составить рассказ – путешествие «Вверх в Анды» или доклад об изменении природы в результате хозяйственной деятельности человека.

Спасибо за урок! (слайд 30)


 

Анализ работы детей на уроке

В целом работа прошла плодотворно, все понравилось. Особенно детям понравился этап построения модели природной зоны, здесь они смогли проявить свое творческое начало, смекалку и фантазию. Были ребята, у которых этапы проверки домашнего задания вызвали затруднения, но так как дети работали в командах, это не так бросалась в глаза, и ребятам было комфортнее на уроках.

Из минусов отмечу, что не совсем уложились во времени, ввиду внутренних организационных школьных моментов, доделывали на перемене (инициатива детей) и не все одинаково активно работали в командах. В будущем планирую проработать так урок, чтобы растормошить, заставить работать всех членов команды (возможно дополнительная балловое поощрение, если капитан будет привлекать всех участников к работе на уроке)

/data/files/z1485431658.docx (Пояснительная записка к уроку)

/data/files/q1485431942.pptx (Природные зоны Южной Америки)

/data/files/c1485432014.docx (Путевые листы)

/data/files/w1485432112.docx (Современные технологии применяемые на уроке)

Предварительный просмотр презентации

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ Урок-путешествие

Этапы урока Берег Солнца Река Знаний Долина Сомнений Пик Успеха Хребет географии

Берег Солнца Конкурс «Морской свиток»

Река знаний Конкурс «Географическая почта. Анаграмма» Рельеф, внутренние воды и климат Южной Америки

Долина Сомнений широкие полосы на земной поверхности, ограниченные сходными чертами гидрологических, климатических и биологических природных ресурсов – часть вертикальной зональности природных явлений и процессов, относящихся только к горам – Природная зона Вертикальная поясность

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА Характерная черта материка – наличие труднопроходимых вечнозеленых экваториальных лесов. Они отличаются исключительной густотой, тенистостью, богатством и разнообразием видового состава, обилием лиан и эпифитов. Кроны деревьев полностью скрывают то, что происходит на земле (вид с самолета). Экваториальные леса Амазонии занимают одно из первых мест в мире по протяженности. Дорога в Амазонской низменности, почти все пространство занимают бескрайние джунгли.

ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА К экваториальному поясу влажных вечнозеленых лесов бассейна реки Амазонки с севера и юга примыкает зона вечнозеленых субтропических лесов. Эти экваториальные и тропические леса называют сельвой. Растут они на красно-желтых ферралитных почвах Заболоченный тропический лес Бразильского плоскогорья

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА ВЛАЖНЫХ ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ В лесах насчитывают около 4000 видов только деревьев, тогда как во всей Европе их около 200. Здесь растут гигантские деревья сейбы, пальмы, фикусы, орхидеи; разнообразные лианы и папоротники. Здесь много птиц и насекомых.

Одно из удивительных растений – Виктория амазонская. Это гигантская кувшинка, предпочитающая тихие заводи, где на поверхности воды плавают ее округлые, с бортиками, листья, достигающие 2 метра в диаметре и способные выдерживать вес до 50 кг. Одно из удивительных растений – Виктория амазонская. Это гигантская кувшинка, предпочитающая тихие заводи, где на поверхности воды плавают ее округлые, с бортиками, листья, достигающие 2 метра в диаметре и способные выдерживать вес до 50 кг.

Характерны для южноамериканского тропического леса виды шоколадного дерева с сидящими прямо на стволе цветками и плодами. Плоды культурного шоколадного дерева, богатые ценными питательными веществами, дают сырье для приготовления шоколада. Характерны для южноамериканского тропического леса виды шоколадного дерева с сидящими прямо на стволе цветками и плодами. Плоды культурного шоколадного дерева, богатые ценными питательными веществами, дают сырье для приготовления шоколада.

Каучуконос гевея относится к семейству молочайных, насчитывают более 10 видов этого дерева. Гевея — источник натурального каучука. Гевея была вывезена в Азию и теперь возделывается там на плантациях Каучуконос гевея относится к семейству молочайных, насчитывают более 10 видов этого дерева. Гевея — источник натурального каучука. Гевея была вывезена в Азию и теперь возделывается там на плантациях

Наиболее крупным представителем местной фауны является ягуар. Наиболее крупным представителем местной фауны является ягуар. Ягуар – представитель семейства кошачьи, гроза амазонских лесов. Ягуар хорошо лазает по деревьям, плавает. Длина тела – до 2 метров. Ягуар занесен в Красную книгу

Самая маленькая обезьяна – 50-75 г и до 30 см в длину. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях, например, паукообразная обезьяна. Муравьед – один из крупных представителей местного животного мира.

ЛЕНИВЕЦ – обитатель экваториального леса. Это медлительное животное висит, зацепившись цепкими когтями на ветвях, спиной вниз. Длина тела – 50-60 см. питается он листьями и плодами деревьев. ЛЕНИВЕЦ – обитатель экваториального леса. Это медлительное животное висит, зацепившись цепкими когтями на ветвях, спиной вниз. Длина тела – 50-60 см. питается он листьями и плодами деревьев.

Капибара (водосвинка) – самый крупный грызун на Земле. Обитает этот грызун близ рек и озер, в заболоченных местах. Капибара хорошо плавает. Вес животного достигает 100 кг, а длина тела более 1 метра. Служит объектом охоты для местных жителей. Капибара (водосвинка) – самый крупный грызун на Земле. Обитает этот грызун близ рек и озер, в заболоченных местах. Капибара хорошо плавает. Вес животного достигает 100 кг, а длина тела более 1 метра. Служит объектом охоты для местных жителей.

Богат и мир птиц: Тукан Самый крупный попугай на Земле – АРА Колибри насчитывают около 500 видов. Это самая маленькая птица на Земле. Ее вес – 1,6-1,8 г, а длина – 2,5 см.

САВАННЫ Экваториальные леса сменяют травные пальмовые саванны, произрастающие на красно-бурых почвах. Саванны на Оринокской низменности называют льянос (от испанского – «ровный»). Саванны Бразильского плоскогорья – кампос (от португальского – «равнина») занимают значительно большую территорию, чем льянос. Облик льяноса и кампоса примерно одинаков: высокие травы, отдельно стоящие пальмы, кактусы, акации, мимозы, дерево Кедрачо. Животный мир саванн довольно беден. Здесь обитают страус Нанду, мелкие олени, дикие свиньи-пекари, броненосцы, пумы.

Броненосец относится к неполнозубым млекопитающим. Тело животного сверху покрыто толстым панцирем из роговых щитков. Броненосец достигает 1 м длины. Питается он насекомыми и личинками. Днем броненосец прячется в норах, а ночью бродит в поисках пищи. В случае опасности он проворно зарывается в землю. Мясо броненосца съедобно, и на него охотятся.

Пума – американский лев, крупный хищник саванн. Длина тела – до 190 см. Когда-то эта большая кошка была распространена от Канады до Патагонии. В настоящее время данный вид сильно истреблен, поэтому охраняется как редкое животное. Пума – американский лев, крупный хищник саванн. Длина тела – до 190 см. Когда-то эта большая кошка была распространена от Канады до Патагонии. В настоящее время данный вид сильно истреблен, поэтому охраняется как редкое животное.

Дикие свиньи-пекари достигают в длину 1 метра и весят до 50 кг. Питаются растительной пищей. Жители саванн и лесов охотятся на них из-за съедобного мяса и прочных шкур. Дикие свиньи-пекари достигают в длину 1 метра и весят до 50 кг. Питаются растительной пищей. Жители саванн и лесов охотятся на них из-за съедобного мяса и прочных шкур.

СТЕПИ К югу от саванн в субтропическом климатическом поясе раскинулись на красно-черных плодородных почвах, степи, которые в Южной Америке называют пампы, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Практически все земли распаханы или превращены в пастбища, поэтому диких животных почти не осталось, за исключением грызунов. Территория покрыта густой травянистой растительностью: ковыль, дикое просо, камыш.

Лама – длина тела 1,5–1,75 см. Эти животные одомашнены и издавна используются как вьючные животные. Они выносливы и покорны. Вискаша – грызун, длина тела которого 60-70 см.

ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ Полупустыни и пустыни занимают на материке небольшую площадь. Они расположены в субтропическом и умеренном климатических поясах. Растительность представлена сухими злаками и подушкообразными кустарниками, которые растут на серо-бурых почвах. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе. Этот суровый край называют Патагонией.

Географический словарь Сельва – бразильское название влажных, периодически затопляемых лесов экваториального пояса в Южной Америке, в основном в бассейне Амазонки. Льянос – местное название саванн субэкваториального пояса на северо-востоке Южной Америки, в бассейне реки Ориноко. Кампос – местное название саванн Бразилии. Пампа – субтропические степи южной равнинной части Южной Америки.

Конкурс «Убери лишнее» Природные зоны Природная зона Почвы Представители растительного мира Представители животного мира Экваториальный лес Красно-желтые ферраллитные Сейба, дынное дерево, какао, гевея и др. Обезьяны, ленивцы, анаконда, тапиры, водосвинка капибара, колибри и др.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Конкурс «Географическое моделирование» Создать модель своей природной зоны Оборудование: лист бумаги, цветные маркеры, иллюстрации, ножницы, клей

Пик успеха НАГРАЖДЕНИЕ!

Домашнее задание: § 34, составить рассказ – путешествие «Вверх в Анды» или доклад об изменении природы в результате хозяйственной деятельности человека.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.