12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зуева Людмила Михайловна107
Россия, Пензенская обл., Пенза

Тема: «Страницы, опаленные войной»

Зуева Людмила Михайловна,

преподаватель литературы

ГАОУ СПО ПО «ПКППиК»,

город Пенза

Цель: познакомиться с творчеством писателей-фронтовиков; раскрыть внутренний мир солдата-воина.

Задачи:

развивать навыки анализа текста, умение выражать и оформлять свое мнение, развивать культуру речи;

вызвать эмоциональный отклик у учащихся (сопереживание к героям произведений).

способствовать пробуждению чувств к осознанию моральных ценностей, и духовного наследия своей Родины.

создание условий для аналитической деятельности учащихся путем постановки вопросов, регулирование учебных дискуссий;

включение обучающихся в литературоведческий анализ, комментирование и коррекция их деятельности;

Тип урока: проблемный урок литературного анализа

Форма урока: сообщение новых знаний.

Методы и приёмы: сообщение учащихся, выразительное чтение отрывков из произведений, выразительное чтение стихотворений наизусть, аналитическая беседа, проблемная постановка вопросов, анализ эпизодов, слово учителя, опережающие индивидуальные и коллективные задания, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная система, компьютерная презентация, тексты произведений.




Ход урока

Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового учебного материала.

1. Вступительное слово учителя.

Идёт время, но не тускнеют в памяти людей годы войны. Великая Отечественная! Со времени окончания войны прошло более 60 лет.

Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к подвигу народа, не знающему себе равных в истории. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнём каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее.

2. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня тема нашего урока – «Войны священные страницы навеки в памяти людской…» Цель урока – познакомится с творчеством писателей – фронтовиков, раскрыть внутренний мир солдата – война.

III. Изложение нового материала.

1.Слово учителя

Тема войны остается по-прежнему одной из ведущих в современной литературе. В 60-70 годы XX века в литературу пришло новое поколение писателей фронтовиков: К. Воробьев, В. Быков, А, Твардовский, Ю. Бондарев, А. Адамович, В. Кондратьев, В. Астафьев, Б. Васильев. Всех их, столь разных по художественной манере, и по общественной позиции, объединяет одно – взгляд на войну сквозь призму отдельной человеческой судьбы.

2. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленное учащимся.

3. Работа в группах.

С целью активизации нашей работы я предложила вам выполнить задания по группам. В каждой из них у нас работала группа биографов, историков, аналитиков.

Слово предоставляем активу первой группы.

а) Слово биографа. Биографическая справка о К. Воробьёве.

б) Слово историка. Историческая основа произведения.

- Какие события легли в основу повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой»?

в) Аналитическая беседа по тексту повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой».

- Как вы понимаете слова А.Т.Твардовского, которые взяты эпиграфом к повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»?

- Почему писатель выбрал именно курсантов кремлёвской роты в качестве героев повести?

- Что говорит о том, что большинство курсантов, не готовы к происходящему?

- Что вы можете сказать об участниках этих событий? Кто они, эти герои?

- Кому подражают курсанты, кто является для них кумиром и идеалом?
- Что предпринимает капитан Рюмин?
-
Что произошло с Рюминым?
Обратимся к образу лейтенанта Ястребова.

-Кто для него является образом для подражания?( Рюмин)

-Как характеризуется его поведение во время первой встречи с немцами?

Проанализируете эпизод рукопашного боя в селе. Зачитайте отрывок, когда Ястребов оказался свидетелем рукопашной схватки курсанта и немца. «…Как в детстве камень с обрыва Устиньего лога… Стреляй скорей в него».

-Как характеризуется его поведение?

г) Формулирование вывода учащимися.

В этом отрывке предельно ясно видно, несколько ярко и зримо писатель передал накал боя, и показал душевное состояние героя, потрясенного всем тем, что он увидел и в чем впервые участвовал. Он ужаснулся случившемуся и почти возненавидел своего товарища. Ведь враг для него – пока что понятие абстрактное.

-Сопоставьте этих героев (Рюмина и Ястребова). На каком художественном приёме основано это сопоставление?

- В каких еще эпизодах есть антитеза?

- Докажите это примером. Какие вы нашли в повести отрывки, показывающие трагическую гибель роты?

- Ребята, над чем заставляет задуматься автор повести?

Вторая группа расскажет нам о повести В. Кондратьева

а) Слово историка «Бои под Ржевом»

б) Слово биографа Биография В. Кондратьева.

в) Беседа. Анализ Повести В. Кондратьева «Сашка».

- Какие герои изображены в повести?

- Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

-Какой изображена война?

- Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?

Перескажите эпизод пленения немца.

- Почему Сашка не подчиняется приказу?

- Как вы расцениваете этот его поступок?

Возможно обсуждение этого поступка Сашки, найдутся те, кто считает его неправым – приказы на войне надо выполнять.

- Какое качество героя подчёркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

- Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

Возможно обсуждение – может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

- О каком герое вы хотите рассказать? Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

- Расскажите о Володе. Что общего есть у этих героев?

- Что разнит их несмотря на возраст? Составление таблицы.

-Какой вывод можете сделать?

- Как вы думаете, в чём истоки моральной зрелости Сашки, способного

к подвигу?

IV. Закрепление. Рефлексия.

Слово учителя. Автор без прикрас изображает суровый военный быт, нехватку продовольствия, боеприпасов, и на фоне этого еще отчетливее звучит мысль о том, что победой в войне мы обязаны не тактике командиров, а героизму простого рядового солдата.

Автор открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

(Учащиеся обобщают свои знания, отвечают на поставленные вопросы, выражают своё отношение к прочитанному)

2. Аналитическая беседа.

- Как вы думаете, удалось ли нам путём анализа этих произведений решить основные задачи урока?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие чувства вы пережили?

- Как вы думаете, изменились ли вы после сегодняшнего урока?

- Представляете ли вы себя на месте героев произведений, которые изучали?

- Какой момент урока вам больше всего понравился?

- Каково значение литературных произведений о войне?

3. Формулирование вывода под руководством учителя.

4. Тестирование.

Зная, какую огромную работу вы проделали в подготовке к уроку, чтобы правильно вас оценить, предлагаю вам выполнить тесты.

V. Задание на дом.

Составить синквейн ( по выбору) к словам: война, герои, победа.

VI. Итоги урока. Оценки за урок.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.