Страницы, опаленные войной
Тема: «Страницы, опаленные войной»
Зуева Людмила Михайловна,
преподаватель литературы
ГАОУ СПО ПО «ПКППиК»,
город Пенза
Цель: познакомиться с творчеством писателей-фронтовиков; раскрыть внутренний мир солдата-воина.
Задачи:
развивать навыки анализа текста, умение выражать и оформлять свое мнение, развивать культуру речи;
вызвать эмоциональный отклик у учащихся (сопереживание к героям произведений).
способствовать пробуждению чувств к осознанию моральных ценностей, и духовного наследия своей Родины.
создание условий для аналитической деятельности учащихся путем постановки вопросов, регулирование учебных дискуссий;
включение обучающихся в литературоведческий анализ, комментирование и коррекция их деятельности;
Тип урока: проблемный урок литературного анализа
Форма урока: сообщение новых знаний.
Методы и приёмы: сообщение учащихся, выразительное чтение отрывков из произведений, выразительное чтение стихотворений наизусть, аналитическая беседа, проблемная постановка вопросов, анализ эпизодов, слово учителя, опережающие индивидуальные и коллективные задания, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная система, компьютерная презентация, тексты произведений.
Ход урока
Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового учебного материала.
1. Вступительное слово учителя.
Идёт время, но не тускнеют в памяти людей годы войны. Великая Отечественная! Со времени окончания войны прошло более 60 лет.
Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к подвигу народа, не знающему себе равных в истории. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнём каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее.
2. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня тема нашего урока – «Войны священные страницы навеки в памяти людской…» Цель урока – познакомится с творчеством писателей – фронтовиков, раскрыть внутренний мир солдата – война.
III. Изложение нового материала.
1.Слово учителя
Тема войны остается по-прежнему одной из ведущих в современной литературе. В 60-70 годы XX века в литературу пришло новое поколение писателей фронтовиков: К. Воробьев, В. Быков, А, Твардовский, Ю. Бондарев, А. Адамович, В. Кондратьев, В. Астафьев, Б. Васильев. Всех их, столь разных по художественной манере, и по общественной позиции, объединяет одно – взгляд на войну сквозь призму отдельной человеческой судьбы.
2. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленное учащимся.
3. Работа в группах.
С целью активизации нашей работы я предложила вам выполнить задания по группам. В каждой из них у нас работала группа биографов, историков, аналитиков.
Слово предоставляем активу первой группы.
а) Слово биографа. Биографическая справка о К. Воробьёве.
б) Слово историка. Историческая основа произведения.
- Какие события легли в основу повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой»?
в) Аналитическая беседа по тексту повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой».
- Как вы понимаете слова А.Т.Твардовского, которые взяты эпиграфом к повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»?
- Почему писатель выбрал именно курсантов кремлёвской роты в качестве героев повести?
- Что говорит о том, что большинство курсантов, не готовы к происходящему?
- Что вы можете сказать об участниках этих событий? Кто они, эти герои?
- Кому подражают курсанты, кто является для них кумиром и идеалом?
- Что предпринимает капитан Рюмин?
- Что произошло с Рюминым?
Обратимся к образу лейтенанта Ястребова.
-Кто для него является образом для подражания?( Рюмин)
-Как характеризуется его поведение во время первой встречи с немцами?
Проанализируете эпизод рукопашного боя в селе. Зачитайте отрывок, когда Ястребов оказался свидетелем рукопашной схватки курсанта и немца. «…Как в детстве камень с обрыва Устиньего лога… Стреляй скорей в него».
-Как характеризуется его поведение?
г) Формулирование вывода учащимися.
В этом отрывке предельно ясно видно, несколько ярко и зримо писатель передал накал боя, и показал душевное состояние героя, потрясенного всем тем, что он увидел и в чем впервые участвовал. Он ужаснулся случившемуся и почти возненавидел своего товарища. Ведь враг для него – пока что понятие абстрактное.
-Сопоставьте этих героев (Рюмина и Ястребова). На каком художественном приёме основано это сопоставление?
- В каких еще эпизодах есть антитеза?
- Докажите это примером. Какие вы нашли в повести отрывки, показывающие трагическую гибель роты?
- Ребята, над чем заставляет задуматься автор повести?
Вторая группа расскажет нам о повести В. Кондратьева
а) Слово историка «Бои под Ржевом»
б) Слово биографа Биография В. Кондратьева.
в) Беседа. Анализ Повести В. Кондратьева «Сашка».
- Какие герои изображены в повести?
- Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?
-Какой изображена война?
- Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?
Перескажите эпизод пленения немца.
- Почему Сашка не подчиняется приказу?
- Как вы расцениваете этот его поступок?
Возможно обсуждение этого поступка Сашки, найдутся те, кто считает его неправым – приказы на войне надо выполнять.
- Какое качество героя подчёркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?
- Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?
Возможно обсуждение – может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?
- О каком герое вы хотите рассказать? Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?
- Расскажите о Володе. Что общего есть у этих героев?
- Что разнит их несмотря на возраст? Составление таблицы.
-Какой вывод можете сделать?
- Как вы думаете, в чём истоки моральной зрелости Сашки, способного
к подвигу?
IV. Закрепление. Рефлексия.
Слово учителя. Автор без прикрас изображает суровый военный быт, нехватку продовольствия, боеприпасов, и на фоне этого еще отчетливее звучит мысль о том, что победой в войне мы обязаны не тактике командиров, а героизму простого рядового солдата.
Автор открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.
(Учащиеся обобщают свои знания, отвечают на поставленные вопросы, выражают своё отношение к прочитанному)
2. Аналитическая беседа.
- Как вы думаете, удалось ли нам путём анализа этих произведений решить основные задачи урока?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие чувства вы пережили?
- Как вы думаете, изменились ли вы после сегодняшнего урока?
- Представляете ли вы себя на месте героев произведений, которые изучали?
- Какой момент урока вам больше всего понравился?
- Каково значение литературных произведений о войне?
3. Формулирование вывода под руководством учителя.
4. Тестирование.
Зная, какую огромную работу вы проделали в подготовке к уроку, чтобы правильно вас оценить, предлагаю вам выполнить тесты.
V. Задание на дом.
Составить синквейн ( по выбору) к словам: война, герои, победа.
VI. Итоги урока. Оценки за урок.