Домашняя практическая работа по физике 10 класс «Строение и свойства вещества»
Домашняя практическая работа по физике 10 класс
(дифференциация по объему выполнения, степени детализации и глубины исследования)
«ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ
ПО ОБНАРУЖЕНИЮ ОСНОВНЫХ МАКРОСКОПИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЖИДКОСТЕЙ, ГАЗОВ, ТВЁРДЫХ ТЕЛ И ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ НА ОСНОВЕ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ».
Общие рекомендации по выполнению
Цель работы:
- обнаружить основные свойства тел в разных состояниях;
- опытным путем доказать три положения молекулярно – кинетической теории.
Оборудование: три стакана, вода, пипетка, колба, стеклянные пластины, шар с кольцом, сосуд с поршнем, линейка, брусок, кусок мела, пластилин, пахучее вещество, термометр, пробка с пропущенной через неё трубкой, пружина, набор керамических магнитов, часы.
ТЕОРИЯ.
Все тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки.
Частицы непрерывно, беспорядочно движутся. Скорость их
движения связана с температурой. Частицы взаимодействуют
друг с другом, одновременно притягиваясь и отталкиваясь.
Сила взаимодействия зависит от расстояния между частицами.
Состояние вещества определяется расстоянием между частицами,
их расположением, характером движения частиц и видом траектории движения.
ВЫПОЛНЕНИЕ.
1. Тела состоят из частиц (целое состоит из частей и делится на них).
- Раздавите кусок мела.
- Крупинку краски бросьте в воду, вода окрашивается.
2. Частиц в теле много.
- Маленькая крупинка краски, брошенная в стакан, окрашивает большое количество воды.
- Каплю окрашенной воды капните в стакан с чистой водой. Чистая вода слабо окрасится по всему объёму.
3. Между частицами есть промежутки (молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества - диффузия).
- Слейте в один стакан чистую и окрашенную воду, получится раствор равномерной окраски.
- Откройте сосуд с пахучим веществом.
- Закройте поршнем воздух в сосуде и сожмите.
4. Частицы движутся.
- Распространение запаха по всему помещению.
- Смешивание жидкостей.
- Классический опыт с пластинами из золота и свинца.
5. Величина промежутков зависит от температуры.
- Горлышко колбы опустите в воду, плотно охватите
руками и наблюдайте, как выходят из горлышка
пузырьки воздуха.
- Заполните колбу водой, закройте пробкой,
через которую пропущена тонкая трубка, и нагревайте.
Наблюдайте подъём воды по трубке.
- Опустите поочередно в стаканы (с водой холодной и теплой)
термометр, наблюдайте изменение показаний термометра.
- Нагретый шар не проходит сквозь кольцо, через которое проходил в холодном состоянии.
6. Скорость частиц зависит от температуры.
- Бросьте два одинаковых кусочка краски в воду разной температуры.
7. Частицы взаимодействуют (тела не распадаются на отдельные молекулы, твердые тела сопротивляются деформации).
- Попытайтесь деформировать линейку, брусок или другое тело.
- Коснитесь стеклянной пластиной воды. Чистая поверхность
смачивается, а жирная – не смачивается.
- Потяните за прикрепленную к пластине резинку,
пытаясь оторвать пластину от воды.
Наблюдайте растяжение резинки.
8. Взаимодействие частиц осуществляется на малом расстоянии.
- Два куска стекла плотно прижмите друг к другу, пытаясь составит целое тело.
- Повторите опыт с кусками пластилина.
9. Частицы одновременно притягиваются и отталкиваются (упругая деформация).
- Сожмите пружину, отпустите – она восстановит форму.
- Растяните пружину, отпустите – она восстановит форму.
- Смоделируйте ситуацию на керамических магнитах:
средний магнит находится в равновесии, когда действия на
него крайних магнитов скомпенсированы (располагайте
стержень вертикально и горизонтально).
ВЫВОДЫ.
Проведенные опыты доказали три положения молекулярно – кинетической теории, а так же основные свойства веществ:
Павкина Галина Геннадьевна