ТЕМА урока: «Строение покрытосеменных растений» Под девизом «Как прекрасен этот мир посмотри…» (обобщающий урок в 6-м классе) Цель: Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов: Метапредметных: - в познавательной деятельности: умение структурировать объекты познания; творческое решение учебных и практических задач(умение мотивировано отказываться от образца, искать оригинальное решения), исследовать несложные практические ситуации. - винформационно-коммуникативной деятельности: Умение приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; уметь перефразировать мысль (объяснять иными словами); умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; - в рефлексивной деятельности: умение оценивать свои учебные достижения; владение умениями совместной деятельности; умение фиксировать затруднения; вести поиск и устранение причин возникших трудностей. Личностных результатов: развивать способность иметь собственное мнение; развивать умения исследовать, сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли в письменной форме; развивать умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично; иметь более широкое представление о мире и ценностях жизни, о личностном вкладе в общее полезное дело (бережного, заботливого и внимательного отношения к растениям, которые их окружают и в природе, и в саду, и дома). Предметных результатов: -умение демонстрировать знание и понимание смысла естественнонаучных понятий, фактов; -умение устанавливать связи между различными объектами, решать несложные проблемы; умение -демонстрировать коммуникативные умения, умения аргументировать, чётко и ясно формулировать выводы. -умение обобщать и систематизировать свои знания о строении органов цветкового растения, семян, видоизменяемых корней, стеблей и листьев, о строении цветка, основных типах соцветий, классификации плодов, -умение узнавать органы цветкового растения и их видоизменения, знать биологические термины и понятия. Принципы: системность, доступность, последовательность, научность, наглядность. Средства: наглядные (таблицы, рисунки, слайды, презентации, компьютер, видеопроектор, видеоролики, бумага, карандаши, фломастеры, модели цветков, тесты) Методы: ИКТ, наглядно- иллюстрированный, частично-игровой, словесный - беседа, проектирование, исследование, игровой., наглядный – демонстрация проектов. Форма урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме путешествия. (мастерская построения системных знаний). на основе системно-деятельностного подхода. Формы организации работы уч-ся: индивидуальная, парная, групповая
План урока
1.Сонастройка. Начало путешествия. Активизация и актуализация знаний учащихся. (просмотр видеоролика «Как прекрасен этот мир», рассказ о значении растительных органов (инсценирование), создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.) 2. Индукция (наведение). Вызов эмоций, чувств, ассоциаций. Продолжение путешествия. Просмотр видеоролика «Симфония - прима» 3.Социолизация.Осмысление жизни в семье, о взаимоподдержке и взаимопомощи, назначение органов единого организма, повторение названий всех его частей. 4.Социоконструкция. создание презентаций, проектов, схем. – работа в «мастерской» по изготовлению частей растения. 5.Социоконструкция. Просмотр презентации «Растения-рекордсмены»- проект уч-ся 6а кл. 6.Социоконструкция. Сохранение здоровья. Физкультминутка. 7.Социоконструкция. Контроль и ответственность за образование и самообразование. Выполнение теста. Выдается тест «Органы цветкового растения», в котором даны вопросы, контролирующие предметные результаты. 8.Афиширование. Работы вывешиваются на стенах кабинета, что позволяет учащимся мысленно возвращаться в пережитую ими мастерскую еще раз некоторое время. 9.Рефлексия – создание цветка настроения. Оценивание. Домашнее задание.
Оборудование: экран, компьютер, таблицы: «Строение семян», «Строение цветка», «Виды корней. Типы корневых систем», три листа с заданиями, чистая бумага:А-4, видеоролики, три маркера или фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями. Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята! В начале изучения курса мы изучали бактерии, грибы, высшие и низшие растения. На Земле 350 видов растений, из них большая часть растений относится к какой группе. Как называются эти растения? Разгадываем ребус. (слайд 2) Это цветковые или покрытосеменные. 2 минуты На Земле 350 видов растений, а Покрытосеменных или цветковых – 250. (слайд 3) Сегодня наш урок пройдёт в форме биологического путешествия и мы с вами проведем урок-обобщение по теме «Строение покрытосеменных растений». На этом уроке вы должны будете показать свои знания и умения о строении органов цветкового растения (корня, стебля, листа, цветка, плода и семени), о видоизменениях корней, стеблей и листьев, о типах соцветий и классификации плодов, закрепить биологические термины и понятия, давайте вспомним формы покрытосеменных растений Покрытосеменные – травы, деревья, кустарники, однолетние, многолетние, двудольные , однодольные. Садимся на станции «Разминочная»: 2 минуты 1.Знаете ли вы отличительные признаки растений классов «Однодольных и Двудольных»? Текст: «У растений класса однодольных корневая система - ___, у двудольных - ___ . У двудольных зародыш семени имеет - ___ , а у однодольных - ___ . У растений класса однодольных жилкование листьев _ ___ , а у класса двудольных _ ___ . Из изученных растений к классу двудольных относятся –травы, ………, К классу однодольных – только ___ » 2. «Что лишнее?»: - На экране даны слайды - изображения 4-х картинок. Найдите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что именно она является лишней. За правильный аргументированный ответ - 2 балла (в оценочный лист). (слайд с 5 по 13) - 3 мин. 1. Цветок подсолнуха и клевера, цветок гибискуса и сирени. Цветок гибискуса- одиночный . 2. Корнеплоды моркови, сельдерея и редиса, плоды сливы. Слива – лишняя – генеративный орган. 3. Соцветия сныти, моркови, сирени и ландыша. Ландыш – простая кисть (остальные- сложные) 4.Плоды- тыквы, яблока, апельсина и гороха. Горох – сухой , остальные- сочный. 5.Листья берёзы, ландыша, настурции и клёна. У клёна- сложный лист. 6. Листья рябины, акации, кислицы и яблони. Лист яблони –простой. 7.Плоды дыни, огурца, тыквы и оливы. Олива – односемянный плод. 8. Соцветия – сложный зонтик, сложная кисть, сложный щиток, зонтик. Зонтик – простое соцветие. Следующая станция «Райский уголок» просмотр видеоролика «Симфония-прима» - гимн красоте природы, растениям, ухоженности и заботы о них со стороны человека. 4 минуты Рефлексия (короткая)
Есть, есть душа у каждого цветка, Свой взгляд и стать у каждой есть травинки, Цвет и рисунок венчика, листка, И лепестка, и пестика с тычинкой. У каждого цветка есть жизни срок, Есть время детства, юности, цветенья, Плодоношенья, старости порог, Есть время сна и время пробужденья. Таинственен, красив цветочный мир. Войди в него - услышишь утром рано, Как светлой музыкой наполнился эфир: Поют луга, овраги и поляны… Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг - Глядят "антенны" в Космос повсеместно Земля - концертный зал, цветы - оркестр, Цветок - волшебный инструмент оркестра Теперь едем в гости к одной семье. На станцию «Органы Растения» Инсценирование (Жизнь в семье. Как живут органы растения и какого мнения они о себе.) заранее необходимо задать уч-ся сделать мини сочинения и инсценировать отношения между органами растений - небольшую размолвку по их значимости для человека и других. 5 минут Примирение сторон и их значимость на этой Земле. Социоконструкция.
Просмотр презентации «Растения -рекордсмены», заранее подготовленной одним учащимся класса, как условие примерения. 4 мин.
Члены этой семьи загадывают загадки, а потом предлагают посетить их мастерскую и поработать руками и головой. Загадывают загадки, дают задания. 3 мин. 1.Сеем семена, едим семена! 2.Сеем семена, едим плоды! 3.Сеем плоды, едим семена! 4.Сеем плоды, едим плоды!
.5.Закопали в землю в мае, И 100 дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а 10 Как ее названье, дети? (картофель- видоизменённый стебель) 6.Летом одевается, зимой раздевается. (растение). 7. Сидит - зеленеет, летит – желтеет, упадёт – почернеет. (лист) Работа в мастерской. Каждому выдаётся лист, фломастеры, задания, макеты цветков. Задания: 5 баллов за правильное задание (одно для каждого)- 6 мин. Очень быстро с выставлением на обозрение - по желанию. Слайд 14 Схематично зарисовать цветок и обозначить его части. Схематично зарисовать пестик и тычинки, обозначить их части. Схематично зарисовать корневые системы и обозначить их части. Схематично зарисовать расположение почек на побеге и обозначить. Схематично зарисовать побег и обозначить его части. Схематично зарисовать жилкование листьев и обозначить. Схематично зарисовать расположение листьев на стебле и обозначить. Схематично зарисовать зоны корня и обозначить его части. Схематично зарисовать строение листа и обозначить его части. Схематично зарисовать внутреннее строение листа и обозначить его части. Схематично зарисовать внутреннее строение стебля и обозначить его части. Схематично зарисовать лист простой и сложный и привести примеры листьев у растений. Схематично зарисовать пестик и обозначить его части. Схематично зарисовать соцветия – простой и сложный зонтик и привести примеры. Схематично зарисовать соцветия – простой и сложный колос и привести примеры. Схематично зарисовать соцветия – простую и сложную кисть и привести примеры. Схематично зарисовать соцветия – початок, головку, корзинку и привести примеры. Определить и составить формулу цветка вишни. Определить и составить формулу цветка картофеля. Создать схему видов сочных плодов. Создать схему видов сухих плодов. Создать схему способов распространения плодов. Обучающиеся здесь могут попросить единовременную помощь у соседа. Станция «Здоровье» нам необходимо позаботится о собственном здоровье, потому что мы тогда не будем полезными для других.
Физкультминутка (проводит ученик) 1 минута «Чтобы быть красивым, нужно быть счастливым! Чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым! Чтобы бать здоровым, нужно быть смышлённым! Чтобы быть смышлённым, нужно быть учёным! Чтобы быть учёным, нужно много знать! Чтобы много знать, нужно много сил отдать!»
Мы прибыли на станцию «Копилка знаний» (быстрая прокрутка слайдов как самостоятельное повторение с 15-35) Раздаются листы с тестами на узнавание, сравнение, утверждения, на знание терминов и понятий.
Индивидуальное задание для учеников: 12 минут Из перечня выберите правильное утверждение и цифру верного ответа обведите кружком. За правильный ответ -2 балла , слайд 36-37 Карточка №1: У большинства растений стебли прямостоящие. Стебли винограда цепляются за опору усиками. Клетки пробки живые. У черешни листья сложные. У подорожника соцветие простой колос. Карточка №2: Кожица стебля и пробка – покровные ткани. Ситовидные трубки входят в состав древесины. Камбий – образовательная ткань. У кукурузы сетчатое жилкование листьев. У двудольных растений стержневая корневая система. Карточка №3: Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сердцевине. Клубни развиваются на концах подземных побегов – столонов. Лист дышит через чечевички. Лепестки образуют венчик Карточка №4: По годичным кольцам можно узнать, в каких условиях дерево росло в тот или иной год жизни. Корневище – видоизмененный боковой корень. Завязь – расширенная часть пестика. Важные функции плода – защита и распространение семян. Яблоня и тыквина относятся к сухим плодам. За правильный ответ – 1 балл Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа. Занеси свои баллы в лист оценивания. Слайд 38-39 Карточка №5: 1. Побег развивается из: А) листьев, б) почки, в) цветков 2. Стебель растет в толщину за счет: А) верхушки, б) коры, в) камбия 3. Вода с солями всасывается: А)корневыми волосками, б) побегом, в) корневым чехликом 4. У листьев яблони жилкование : параллельное, б) дуговое в) сетчатое 5. Видоизмененные листья это: А) кочан капусты, б) сложные листья, в) усики гороха
Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа Карточка №6: 1. Какие растения имеют семена?: А) папоротники, б) мхи, в) цветковые 2. Для семян класса однодольных в отличие от двудольных характерно наличие: А) семенной кожуры, б) зародыша с двумя семядолями, в) зародыша с одной семядолей 3. Конус нарастания в почке образован тканью: А) проводящей, б) образовательной, в) механической 4. В стебле органические вещества запасаются в: А) коре, б) древесине, в) сердцевине 5. Главные части цветка: А) чашелистики, б) лепестки венчика, в) пестик и тычинки
Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа Карточка №7: 1. Эндосперм образован тканью: А) покровной, б) образовательной, в) запасающей 2. К двудольным растениям относится: А) пшеница, б) яблоня, в) кукуруза 3. Мочковатая система образована: А) главным и придаточными корнями, Б) главным и боковыми корнями, В) придаточными и боковыми корнями 4. Из генеративной почки развивается: А) цветок, б) лист, в) побег 5. У сидячих листьев нет: А) устьиц, б) жилок, в) черешка
Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа Карточка № 8: 1. Из зародышевого корешка семени развивается: А) главный корень, б) придаточный, в) боковой 2. У какого растения стержневая корневая система: А) пшеница, б) лук, в) одуванчик 3. Из вегетативной почки развивается: А) лист, б) цветок, в) побег 4. Какую функцию не выполняет лист?: А) фотосинтез, б) испарение воды, в) запасание питательных веществ 5. Семена развивается из: А) рыльца пестика, б) стенок завязи, в) семязачатка. Оценочный лист (Подпиши фамилию) Задание в мастерской 5 баллов | Убери лишнее 2 балла – за каждое | Отгадай загадку 2 балла за каждую | Карточки с 1-4 поставь свой номер……..-2 балла за каждый номер | Карточки с 5-8 поставь свой номер………….- 1 балл за каждый номер | Дальше, дальше … 1 балл за1 номер Общее количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высчитайте свои баллы (правильные ответы высвечиваются на экране), приплюсуйте баллы, полученные при разминке и в мастерской. Сложи баллы в общую сумму Если вы набрали 38 – 45 баллов- вы получили «5» Если вы набрали 30 – 37 баллов- вы получили «4» Если вы набрали 20 – 30 баллов- вы получили «3» Если вы набрали меньше баллов – не стоит сильно огорчаться, нужно ещё раз всё повторить . Слайд -47, Высказывания. Подведение итогов. Вывешивание с тиккеров настроения - Вот и закончился наш урок – путешествие. Все хорошо поработали. Всем спасибо за урок. До свидания! Слайд 48-49
Можно дать просто контрольную работу
Вопросы 1 варианту 1 балл за 1 правильный ответ : Слайд 40-42 Ползучие стебли земляники называются… У ландыша в почве находятся корни и … Стебель – составная часть … Усики гороха – видоизменённые … Дыхание стебля происходит при помощи … Растения, имеющее в зародыше 1 семядолю, называют … Корневая система из придаточных и боковых корней называется … Расположение листьев на стебле по 2: один против другого называется … Лист, состоящий из листовой пластинки, называется … В состав тычинки входят тычиночная нить и … Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют … В зависимости от кол-ва воды в околоплоднике, различают сухие плоды и … Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения – это …
Вопросы 2 варианту: 1 балл за 1 правильный ответ Под кожицей стебля находится слой клеток … Ситовидные трубки входят в состав … Укороченный стебель у луковицы называется … Дыхание листа осуществляется через устьичную … Семя пшеницы называется … Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется … Длинный вырост наружной клетки корня – это … Стебель, с расположенными на нём листьями и почками, называется … В центре цветка находятся тычинки и … Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется … Соцветия бывают простыми и … По кол-ву семян плоды разделяют на односемянные и … Тоненький стебелёк, на котором сидит цветок, называется … Вопросы 3 варианту: 1 балл за 1 правильный ответ Вода и минеральные соли всасываются корневыми … Клубни развиваются на концах подземных побегов … Между корой и древесиной находится … Растение, имеющее в зародыше 2 семядоли, называется … Корневая система с ярко выраженным главным корнем … Участок корня, на котором находятся корневые волоски, называется… Участки стебля между 2 узлами – это … Черешковый лист состоит из черешка и … Замыкающие клетки листа и щель между ними образуют … Пестик состоит из рыльца, столбика и … Группа цветков, расположенных в определённом порядке, образует … Плод образуется из…. У покрытосеменных различают 2 класса – Двудольные и …… Ответы показать на слайдах. самопроверка. Слайд 43-46 Вопросы 1 варианту 1 балл за 1 правильный ответ: Ползучие стебли земляники называются… (усы) У ландыша в почве находятся корни и … (корневища) Стебель – составная часть … (побега) Усики гороха – видоизменённые … (листья) Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек) Растения, имеющее в зародыше 1 семядолю, называют … (однодольными) Корневая система из придаточных и боковых корней называется … (мочковатой) Расположение листьев на стебле по 2: один против другого называется … (супротивным) Лист, состоящий из листовой пластинки, называется … (простым) В состав тычинки входят тычиночная нить и … (пыльник) Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют … (обоеполыми) В зависимости от кол-ва воды в околоплоднике, различают сухие плоды и … (сочные) Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения – это … (цветок) Вопросы 2 варианту: 1 балл за 1 правильный ответ Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки) Ситовидные трубки входят в состав … (луба) Укороченный стебель у луковицы называется … (донце) Какое дерево весной подкрепляет нас своим соком? (берёза) Семя пшеницы называется … (зерновка) Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется … (главным) Длинный вырост наружной клетки корня – это … (корневой волосок) Стебель, с расположенными на нём листьями и почками, называется … (побегом) В центре цветка находятся тычинки и … (пестики) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется … (двойным) Соцветия бывают простыми и … (сложными) По кол-ву семян плоды разделяют на односемянные и … (многосемянные) Тоненький стебелёк, на котором сидит цветок, называется … (цветоножка) Вопросы 3 варианту:1 балл за 1 правильный ответ Вода и минеральные соли передвигаются по сосудам … (древесины) Клубни развиваются на концах подземных побегов … (столонов) Между корой и древесиной находится … (камбий) Растение, имеющее в зародыше 2 семядоли, называется … (двудольным) Корневая система с ярко выраженным главным корнем … (стержневая) Участок корня, на котором находятся корневые волоски, называется… (зоной всасывания) Участки стебля между 2 узлами – это … (междоузлия) Черешковый лист состоит из черешка и … (листовой пластинки) Замыкающие клетки листа и щель между ними образуют … (устьице) Пестик состоит из рыльца, столбика и … (завязи) Группа цветков, расположенных в определённом порядке, образует … (соцветие) Плод состоит из околоплодника и … (семян) Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, его называют … (правильным) Подсчитываются баллы и заносятся в оценочные листы. Максимальный балл - 45. По окончании времени результаты вы узнаете на слайдах. Сравните их со своими.
Если вы набрали 38 – 45 баллов- вы получили «5» Если вы набрали 30 – 37 баллов- вы получили «4» Если вы набрали 20 – 30 баллов- вы получили «3» Если вы набрали меньше баллов – не стоит сильно огорчаться, нужно ещё раз всё повторить! Органы цветкового растения (для членов растительного семейства) и разноцветные лепестки - элементы рефлексии для создания «цветка настроения»- цвет настроения выбирает сам ученик и клеит лепесток к трафарету в виде органов растения (место выбирает сам)
|